Геев из Кыргызстана не пустили в казахстанскую зону отдыха
Поддержать

Геев из Кыргызстана не пустили в казахстанскую зону отдыха

Ассоциация финансистов Казахстана накануне своего профессионального праздника наградила памятной медалью «Yлес» («Вклад») одного из первых казахстанских программистов, основателя ряда государственных информационных систем Ерлана ОРЫНБАСАРОВА. Для талантливого менеджера, скоропостижно ушедшего в январе 2016 года в возрасте 50 лет, это медаль – первая награда за масштабный вклад по развитию финансового сектора страны. 

Ерлан Орынбасаров коренной алмаатинец. И, как говорят его близкие и друзья, был он «простым алма-атинским пацаном», романтиком с гитарой на плече, умеющим постоять и за себя, и за друзей. Любил петь, играть на гитаре, фотографировать, рисовать, конструировать, играть в волейбол, в бильярд. Но с детства самой большой его страстью была математика. Будучи учеником Республиканской физико-математической школы им. Жаутыкова, он четырежды становился лучшим на республиканских олимпиадах (и это не удивительно – его отец Мамажан Орынбасаров – известный в научных кругах СССР математик. Математик и его мама Маруа Дощанова). После окончания школы был физмат КазГУ им Аль-Фараби, служба в армии, работа учителем в физико-математической школе-интернате (РФШМИ), короткий преподавательский стаж в Институте математики и механики Академии наук Казахской ССР и по совместительству – работа заместителем директора на Казахстанской фондовой бирже. В 1993 году молодой 28-летний программист-самоучка возглавил только что созданный Информационно-учетный центр при Государственном комитете имущества. 

На тот момент одной из главных задач республики был запуск рыночных механизмов в экономике. Казалось бы, совсем недавно людей имеющих предпринимательскую жилку осуждали, устраивали над ними показательные «судилища», а тут государство само призывает граждан стать собственниками каких-либо предприятий, заниматься производством, оказывать услуги, назвав этот процесс приватизацией. Каждая республика постсоветского пространства искала свой путь. В Казахстане инструментами приватизации стали ПИКи и ПИФы. Многие, наверняка, о них помнят. Однако и тогда, и сейчас мало кто представляет, насколько сложным в те годы было обеспечить техническую сторону процесса приватизации. Для решения именно этой задачи и был создан Информационно-учетный центр. Причем, назначение Орынбасарова оказалось настолько удачным, что страна получила не только первоклассного менеджера, умеющего сплотить команду, но и продвинутого «законотворца». Не будучи юристом, Орынбасаров принял непосредственное участие в подготовке нормативной правовой базы рынка ценных бумаг – буквально сам сидел и писал первые правила торговли ценными бумагами. И делал он это, как всегда, педантично, как математик. 


Чтобы понять масштабы и значимость личности Орынбасарова достаточно напомнить, что, так или иначе, получателями приватизационно-инвестиционных купонов стало практически все население Казахстана. Это почти 14 млн человек. Кто и как распорядился приватизационными купонами – совершенно другая история. Споры об этом не утихают до сих пор. Но технически обеспечить учет и регистрацию этих купонов по всей стране, когда нет ни интернета, ни компьютеров и лишь единицы в стране представляет себе, как должен работать рынок ценных бумаг – что-то схожее по масштабам со всеми 12 подвигами Геракла в совокупности. Уже тогда Орынбасаров предлагал, чтобы регистратором была одна госкомпания – она же, по его задумке, должна была обеспечивать фискальную чистоту операций – то есть оказывать услуги депозитария. Разумеется, это были бы два совершенно независимых направления работы, но собранных под флагом одного оператора. Как предлагал Ерлан, этой организацией должен был стать ИУЦ. Однако, не все задуманное удалось реализовать. Крупные игроки на рынке, уже тогда имевшие большое влияние, пролоббировали создание института частных компаний-регистраторов. С одной стороны — это стало шагом к развитию свободного рынка, с другой — небольшие компании-регистраторы были аффилированные с крупными предприятиями, что вызывало вопросы к справедливости распределения госимущества. Споры об этом идут в профессиональной среде и по сей день. Много лет спустя в правильности тогдашних идей Орынбасарова убедились все, и к его идеям снова вернулись. Но в те годы регистраторская деятельность была выведена из структуры Информационно-учетного центра. Вместе с этим часть команды ИУЦ ушла в свободное плавание через созданную в 1997 году АО «Регистраторская система ценных бумаг». Эта  компания-регистратор, как впрочем, и другие компании-регистраторы, работали на программах, «скелет» которых создал Орынбасаров, ещё в недрах ИУЦ.

Безусловной заслугой Ерлана Орынбасарова является создание реестра государственного имущества. Работа над ним шла параллельно с учетом и регистрацией ПИКов. Ерлан уже тогда применял свою методику работы, когда никто и не слышал модного сегодня термина «тимбилдинг». Структура госреестра и других информационных систем в стране создавались в горах, в каком-нибудь санатории, куда Ерлан выезжал вместе с командой программистов. Приходилось тащить в горы и всю компьютерную технику. При это шеф сам закупал продукты, и даже сам готовил на всю группу. Освобожденные от ежедневной «текучки» айтишники несколько дней работали только над одной конкретной задачей, делая перерывы на сон, прием пищи и прогулки в горах. Таким образом и родился реестр госимущества, который позже «нарастил мышцы», а сегодня продолжает развиваться. Хотя, конечно, сменились и языки программирования, и технологии. К примеру, на днях, 12 ноября на веб-портале госреестра были проведены первые онлайн-торги по продаже права аренды земельного участка в Исатайском районе Атырауской области. С 2021 года все торги по реализации земельных участков и прав на их аренду будут проводиться онлайн, на веб-портале реестра госимущества. Четверть века назад об этом не мечтал, наверное, даже сам Ерлан Орынбасаров.

Рисунок: «Портрет отца» выполнен сыном Ерлана Орынбасарова, Азатом 

В начале 2000-х Ерлан Орынбасаров вместе со своей командой берутся за реализацию ещё одного амбициозного проекта. Впервые, и как оказалось единственный раз в истории страны, дивиденды от деятельности намеревается выплатить один из приватизационно-инвестиционных фондов «Бутя-Капитал» Булата Абилова. На тот момент этому крупнейшему  фонду в стране доверили свои купоны более 500 000 казахстанцев. Дивиденды небольшие. Получают их в банке. Однако документы, подтверждающие право на выплаты, граждане должны получать в Регистраторской системе ценных бумаг (РСЦБ) и в ИУЦ, который являлся тогда трансферагентом РСЦБ.

Агрессивная реклама от Фонда «Бутя-Капитал», «сарафанное радио» о баснословных выплатах, на которые якобы можно купить яхту и вот несколько месяцев офисы РСЦБ штурмуют более 50 000 граждан! Причем основная их масса – в Алматы. Были наняты дополнительные работники службы безопасности, в Алматы командированы сотрудники РСЦБ из других регионов. Однако, справиться с потоком кричащих и требующих немедленного обслуживания вкладчиков, было нереально.

Вместе с этим руководители школ и домов культуры, которые ранее согласились предоставить просторные помещения для «массового приема» граждан работниками РСЦБ, вдруг отказываются их предоставлять. С одной стороны, вероятно сказалась репутация оппозиционера главы фонда Абилова. С другой стороны, ни у одного директора школы не возникнет желания «принимать» кричащую толпу граждан на доверенной территории. Дошло до того, что однажды вкладчики перелезли через забор, создали давку прямо во дворе офиса РСЦБ в Алматы на ул. Муратбаева 75. Молодым девочкам – специалистам РСЦБ пришлось бежать в гараж и прятаться там от толпы. Весь этот хаос стихает, когда уже сам Абилов нанимает дополнительные силы служб безопасности.

Спустя несколько месяцев работа с вкладчиками фонда «Бутя-Капитал» была полностью закончена. Ерлан Орынбасаров был вне политики и подошел к этому делу как профессионал, обеспечив техническую часть процесса. До сих пор в офисе на Муратбаева 75 гуляет крупная черная кошка. Её Ерлан принес домой совсем котенком, когда закончилась вся эта вакханалия с выплатами, назвав ее примечательным именем — Бутя. 

В 2005 году Ерлан Орынбасаров ушел из Информационно-учетного центра, проработав в нем более 12 лет. Ушел в частный бизнес, продолжая писать софт для того же ИУЦ и других компаний. Казалось, он был сильно разочарован в государственной службе, а однажды признался, что зря не пошел дальше в науку.

Планирование и строительство своего дома немного развеяли затяжную депрессию, но ненадолго. Усугубилась болезнь. В декабре 2015 года дом был закончен. Осталось лишь перевезти мебель и заехать. Но, 1-го января 2016 года Ерлана Орынбасарова не стало. 

  

Постаревшая кошка вальяжно гуляет на своей территории – на втором этаже офиса, то и дело нежась на офисном МФУ. Взгляд у Бути очень суровый. Говорят, так иногда мог смотреть её паталогически честный хозяин, когда сталкивался с несправедливостью.

Вячеслав КИМ




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.