Казахстанскому студенту, арестованному в Гонконге, обвинения предъявят в конце месяца
Поддержать

Казахстанскому студенту, арестованному в Гонконге, обвинения предъявят в конце месяца

На что пойдет казахстанская семья, чтобы дать своему отпрыску высшее образование, даже если этот диплом ему никогда не понадобится? На все. Он возьмет кредит, продаст последнюю лошадь, пойдет с шапкой по родственникам. Но, если среднее образование в Казахстане относительно доступно, то высшее образование – предмет многих трагедий в семьях.

На начало 2018-2019 учебного года в общая численность студентов в нашей составляла — 542 458 человек. Из них за счет государственных образовательных грантов обучаются 162 877 человек или 30% от общей численности студентов, на платной основе – 379 581 человек или 70%. Таким образом, из общего количества учащихся на платной основе село представляют не более 10%, то есть только каждый пятый от общего количества студентов. А ведь в сельской местности проживает 42% населения страны.

Даже несмотря на то, что за последний год количество государственных грантов увеличилось почти вдвое, обучение в  лучших вузах страны по-прежнему недоступно для сельской молодежи. Этот факт очень хорошо отражает разрыв в качестве школьного образования между городом и селом. 

В 2017 году исследования показали, что, чем беднее регион, тем ниже показатели ЕНТ. И наоборот, в городах с высоким уровнем доходов — Алматы и Нур-Султане – выпускники школ достигают более высоких баллов по ЕНТ. К тому же, низкое качество обучения в сельских школах и, как следствие, слабая подготовка к ЕНТ создают для выпускников этих школ дискриминационный финансовый барьер при получении государственных грантов. А ведь за разрыв качества образования отвечают не абитуриенты, а правительство.

Государство могло бы применить принципы жилищной программы «7-20-25» на  обеспечения равного доступа к высшему образованию (кредит по ставке не более 7% в год, первоначальный взнос — не более 20%, срок предоставления кредита — до 25 лет). Почему бы не рассмотреть возможность предоставления грантов всем абитуриентам, имеющим низкие доходы на семью (а это будут абитуриенты преимущественно с сельской местности), при условии преодоления порогового балла ЕНТ – 50 баллов? 

Если Казахстан намерен быть конкурентоспособной страной, то это вложения в социально-экономическую устойчивость страны на десятилетия вперед, которые позволят получить сельской молодежи равный доступ к образованию.

Кто-то может возразить, что в стране и без того слишком много студентов. Но, как оказалось, это большой миф. В 2018-2019 учебном году количество студентов в Казахстане составило лишь 3% от общего числа населения, в то время как в США, например, этот показатель составил 6,3%.

Показатели

Казахстан

США

Франция

Малайзия

Россия

Китай

Кол-во студентов

0,54 млн.

20.5 млн.

2.68 млн.

1.25 млн.

4.4 млн.

37 млн.

Доля студентов от общего кол-ва населения

3%

6,3%

4,0%

4,0%

3,0%

2,8%


Мифом оказалось и утверждение о том, что в Казахстане слишком большое количество ВУЗов».
В 2018-2019 учебном году в Казахстане насчитывалось 7 ВУЗов на 1 млн. населения. По сравнению с теми же США на 1 млн. населения приходится почти в два раза больше ВУЗов.
 

Показатели

Казахстан

США

Франция

Малайзия

Россия

Китай

Кол-во вузов

124

4360

562

494

1171

2596

Кол-во вузов на 1 млн. населения

7

13

9

16

8

2


Гораздо актуальней вопрос об эффективности или неэффективности системы образования. И вот здесь встает вопрос, сколько денег тратит государство на высшее образование. Как выяснилось, наиболее высокий объем финансирования во Франции — около 56 тысяч долларов на 1 студента, при таких госрасходах на образование Франция находится на 24 месте в рейтинге развития образования ПРООН. Казахстан при финансировании около 9 тысяч  долларов на 1 студента не сильно отстает с показателем, занимая  39 место в вышеуказанном рейтинге. Следовательно, наше высшее образование вполне эффективно.

Показатели

Казахстан

США

Франция

Малайзия

Россия

Китай

Доля госрасходов на образование от общего ВВП

3,3 %

5 %

5,5 %

4,8 %

3,8 %

4,2%

Сумма гос. средств на 1 студента, долл. США (оценочно)

8 819

49 156

55 732

13 224

11 955

12 714

Место в рейтинге развития образования ПРООН

39

8

24

80

34

108


Ключевой проблемой нашего общества является коррупция, а ведь ее истоки закладываются именно в системе высшего образования. Поэтому
другого способа, кроме внедрения принципа академической честности не существует.

Коррупция в сфере образования возрастает, так как все существующие меры направлены на борьбу с последствиями, а не на искоренение причин. В 2018 году в ЕНТ принимали участие 98 698 человек, при этом на ЕНТ было изъято 82 тысячи запрещённых предметов, в том числе более 54 тысяч мобильных смартфонов, роутеров, модемов и более 28 тысяч бумажных носителей, при этом только результаты 9 человек были аннулированы.

Выход в том, чтобы просто не допускать абитуриентов к сдаче ЕНТ при обнаружении у них мобильных телефонов. Это достаточно серьезный аргумент для того, чтобы не рисковать. Если абитуриент нарушает правила и обманным путем сдает ЕНТ, то эти «традиции» он гарантированно продолжит в университете.  Более того, в дальнейшем именно такие выпускники вузов будут формировать правоохранительную систему, медицину, государственную службу  и, наконец,  ту же педагогику.

С другой стороны, в период с 2013 по 2017 годы учеными Казахстана было опубликовано 10 427 статей в журналах, входящих в базу Скопус (в список этой базы входят издания с наиболее высокими требованиями к публикации). При этом, доля публикаций казахстанских авторов в журналах, исключенных из базы Scopus за различные нарушения, составляет 32%, за период с 2013 по 2017 год. По этому показателю Казахстан находится на первом месте в мире. Что это как не свидетельство развития не науки, а лженауки в Казахстане?

А ведь и эту проблему можно решить относительно легко:

  • Не засчитывать публикации в нерецензируемых («хищных») журналах при защите PhD и присуждения званий профессор.
  • Для усиления борьбы с плагиатом, университеты должны проводить 100% проверку работ на всех уровнях (дипломных работ, проектов, диссертаций, статей и т.д.).
  • МОН РК необходимо закупить эффективную систему проверки на плагиат (на основе сервиса, по проверке оригинальности текстов, являющегося мировым лидером) и предоставить ее учреждениям образования бесплатно.

Повышение качества образования возможно только через развитие конкуренции среди вузов. При этом, “здоровая конкуренция” возможна только при отсутствии патернализма государственных университетов. Здесь любопытен пример России, принявшей государственную программу повышения конкурентоспособности вузов 5/100 или китайской программы Double First Class University Plan. Мы предлагаем  сформировать три группы вузов.

В первой —  «конкурентоспособные на международном уровне». Эти вузы например должны войти  в топ лист мировых рейтингов (ТОП-200 QS, THE, ARWU) или мировых профильных рейтингов.

Вторая группа — «конкурентоспособные на национальном уровне»: национальные, региональные университеты и сильные частные университеты. Основной критерий:  вхождение к 2025 году в топ 10 лист национальных рейтингов.

Третья группа  — «конкурентоспособные на региональном уровне» (все остальные вузы) остается в контрольной группе для профилактических проверок МОН РК.

Безусловно, что для разработки критериев отбора и классификации  вузов по группам необходимо создать комиссию, но при этом главное условие в том, что она должна быть вневедомственной. Критерии и принципы должны обеспечить  постоянный переток между этими тремя группами вузами. Такая программа повышения конкурентоспособности вузов позволит создать карту отстающих и успешных вузов, что, соответственно, будет их стимулировать к постоянному улучшению результатов.

Но все эти реформы невозможно без внедрения полной автономии вузов.

На первый взгляд, в Казахстане Законом РК об академической свободе от 4 июля 2018 года автономия вузам уже предоставлена, которая должна была позволить им оперативно и адекватно реагировать на потребности рынка. Но, как это часто у нас бывает, тормозят это выстраданное решение подзаконные нормативно-правовые акты (НПА). Более того, они  противоречат принятому закону об автономии. Например, введено понятие минимального  обязательного контингента обучающихся: в университетах он должен быть не менее 3000 человек; в академиях, институтах и приравненных к ним вузах (консерваториях) – не менее 1000 человек.

Но ведь количество студентов не является ключевым критерием сохранения статуса университета. Этот критерий (численность студентов) не входит ни в стандарты международных аккредитаций, ни в требования мировых рейтинговых агентств.

Или еще одно требование о наличии собственных материальных активов, в том числе для университетов 3 и более, академии 1 и более, институтов 1 и более зданий (учебных корпусов) с учебными помещениями. Но ведь в глобальном контексте в период перехода мировых университетов в online пространство, количество зданий не может рассматриваться как критерий университета.

Идем дальше: установлен критерий остепененности преподавателей: для университетов – не менее 50 %, академии – 30%, институтов – 30%.

Основным критерием качества образовательных программ вуза согласно стандартам международных аккредитаций, а также главным требованием бизнеса является практикоориентированность учебных программ, что предполагает высокую долю практиков, как правило, не имеющих ученую степень.

Одним словом, проблема, как всегда в системе управления вузами, которая действительно соответствует вызовам времени.

Пока же все идет по старинке, по-советски, когда сохраняется советская система управления, основанная на централизации, когда оперативное управление государственными университетами осуществляется МОН РК. А ведь даже самый лучший министр не может знать проблемы развития и потребности всех регионов. Текущий стиль централизованного управления сводится лишь к предоставлению отчетов вузами в МОН РК. Отчетов, которые в последующем используются только в целях выявления нарушений, назначения наказания и принятия кадровых решений. Возможно, пора децентрализовать управление университетами из центра в регионы и передать под оперативное управление Советом попечителей университетов. Возможно, за МОН РК следует оставить только управление собственностью национальных вузов, при этом, безусловно, правила игры должны остаться за ним.

Но главное, необходимо решить проблему штамповки сотен тысяч специалистов, которые, имея диплом, в лучшем случае не могут найти работу по специальности, а худшем – даже не пытаются ее найти и работают там, где придется. Казахстану как воздух необходимо внедрение модели предпринимательского образования в Казахстане, ориентированного на реальные потребности рынка.

Пора начать развивать предпринимательские компетенции необходимо еще в школах, путем включения в образовательные программы школ дисциплин по предпринимательству. Так как среди топ-10 навыков будущего уже нет профессиональных навыков, преобладают так называемые soft skills, которые можно освоить только через предпринимательское образование.

В мире все вузы условно можно классифицировать на:

  • ОБУЧАЮЩИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ – основной задачей которых является обучение (XIX век).
  • НАУЧНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ — характерными чертами которых является развитие исследований, связь исследования и обучения (XX век).
  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ (XXI век), основная задача которых – предпринимательское воздействие на развитие экономики города, региона, страны.

Таким образом, необходимо развивать новые типы университетов в Казахстане – предпринимательские университеты, в которых будет создана экосистема предпринимательства, а предпринимательский подход применяется как менеджментом, так и самими сотрудниками и преподавателями университета.

В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года одним из ключевых национальных индикаторов развития предпринимательства является повышение доли малого и среднего бизнеса в ВВП до 35% к 2025 году (в 2018 году данный показатель составлял лишь 27%). Достижение этого показателя возможно только при формировании предпринимательских компетенций у молодежи для того, чтобы они при завершении обучения в вузе стремились создать свой собственный бизнес, а не стать наемными работниками в компаниях. Только через развитие предпринимательского образования можно усилить тренд  развития малого и среднего бизнеса в Казахстане.

Асылбек Кожахметов, президент Almaty Management University АLMA U




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.