В Казахстане изменят избирательную систему путем референдума?
Поддержать

В Казахстане изменят избирательную систему путем референдума?

О стратегическом плане развития Алматы до 2050 года, честно говоря, писать сложно, поскольку документ этот больше похож на черновые наброски фантастического романа. Жить в таком городе должны какие-то особые люди, начисто лишенные типичных  пороков рода человеческого. Они не берут (и, соответственно, не дают) взяток, не грабят и не убивают, не носятся по дорогам города по принципу «мой руль – мои правила», а главное – предполагается, что все алматинцы обеспечены легальной  работой с достойной зарплатой.

Многие обозначенные в Стратегии индикаторы сегодня кажутся недостижимыми. К примеру, чтобы достичь всех семи стратегических целей к 2050 году, Алматы должен ежегодно  за счет наплыва туристов и стремительного роста индустрии услуг  наращивать валовый региональный продукт (ВРП) на 5 процентов (в прошлом году рост ВРП кое-как приблизился к 3 процентам).

Предполагается наращивать строительство доступного жилья, а в это время изношенность коммунальных сетей достигла чудовищных 60 процентов.

Ожидается, что всего через три десятка лет наши дети будут жить в абсолютно безопасном городе, а сегодня по уровню преступности мегаполис безоговорочно лидирует в Казахстане: в городе, где живет 10 процентов населения Казахстана, совершается примерно четвертая часть всех преступлений в стране.

Таковы тактические (то бишь реальные, далекие от стратегического идеала) характеристики города, которому стратеги из акимата пророчат будущее самого умного, безопасного, зеленого, наукоемкого мегаполиса Центральной Азии, в котором не будет автомобильных пробок и аварий со смертельным исходом, а самые темные подворотни засияют в свете фонарей.

Зачем же авторы Стратегии-2050 при поддержке канадской Hatch  — глобальной инжиниринговой компании, работающей преимущественно в России и бывшем СССР, обещают нам то, чего по определению не смогут выполнить? Хотя бы потому, что в нашем Отечестве давно забыт принцип преемственности власти – как на республиканском, так и на региональном уровне. В свое время пришедший к рулю на Павлодарщине  Даниал Ахметов первым делом сломал и отстроил заново набережную Иртыша, реконструированную при прежнем акиме, а позже в том же Павлодаре вволю покреативил Ерлан Арын… В каждом областном центре местные покажут вам конкретные примеры таких «новоделов».

 А тут – целая стратегия на 30 лет, разработанная, как особо подчеркнул аким Бахытжан Сагинтаев, по заданию Нурсултана Наззарбаева. Еще в сентябре Бахытжан Абдирович на деловом форуме в южной столице озвучил «великую алматинскую мечту-войти в тридцатку самых развитых городов планеты.

 — Для того чтобы Казахстан смог догнать ведущие страны мира и войти в 30 самых развитых государств, Алматы должен достичь уровня развития крупнейших мегаполисов мира. Для этого необходимо иметь чёткое понимание по своему развитию,- заявил он. И добавил: сегодня 600 крупных городов формируют 60% экономики мира, и Алматы уже в их числе.

Остается всего ничего — достичь семи приоритетов Стратегии Алматы-2050, на первый из которых (город без окраин) уже запланировано выделить 800 млрд. тенге. На эти деньги до 2025 года команда Сагинтаева планирует переформатировать город по полицентричному принципу так, чтобы, грубо говоря, в шаныраках можно было купить те же товары и услуги, что на проспекте Назарбаева.

Скажете: утопия? И будете правы – потому, что сегодня ни один провидец не рискнет утверждать, останется ли г-н Сагинтаев мэром Алматы через 5 лет. Кроме Ахметжана Есимова никто из прежних градоначальников мегаполиса такой усидчивостью не отличился. Стало быть, после «смены караула» намеченные прежде стратегические приоритеты могут быть забыты ради новых.

Другое дело, если в проект обновленного закона об особом статусе Алматы, с которым нынешний мэр обещал «зайти» в парламент, впишут что-то вроде обязательства доводить до конца реализацию программ, одобренных большинством алмаатинцев. Причем, решаться это должно не в результате формального «публичного обсуждения» на специально созданном сайте «Алматы-2050», а всеобщим голосованием на городском референдуме: все-таки на кону будущее не какого-нибудь полустанка, а самого крупного и стратегически важного города в стране. Именно так, заметим в скобках, решают судьбоносные для жителей вопросы во многих европейских городах.

Вообще, Сагинтаеву следует отдать должное: он идет со своими начинаниями в народ, не стесняясь прослыть популистом. В  этом, к слову, он похож на президента Токаева. Но если последнему на июньских выборах с оговорками, но все же удалось получить мандат общественного доверия, то южностоличному градоначальнику, как назначенцу, этот мандат завоевывать вроде бы не нужно. Но, похоже, он всерьез озаботился этим.

И, надо сказать, в случае успеха (если он досидит в кресле мэра до 2025 года и сможет предъявить алматинцам реально воплощенный стратегический приоритет «город без окраин»), Бахытжан Абдирович вполне сможет помериться рейтингами с Касым-Жомартом Кемелевичем – по крайней мере, среди алмаатинцев. А уж если он за эту пятилетку высадит в городе побольше деревьев, приведет в порядок общественный транспорт, добьется, вопреки сопротивлению угольного лобби, перевода навязшей в зубах ТЭЦ-2 на газ, то, без сомнения, станет самым популярным назначенцем в стране.

Конечно, многое будет зависеть от финансирования: в одиночку Алматы с бюджетом чуть больше полутриллиона тенге, это планов громадье не потянуть. И в этом плане временная фора в 30 лет может сыграть с нынешним главой города злую шутку – подобно той, что приключилась со строительством алматинского метро: стройка, торжественно открытая в конце 80-х годов прошлого века, до сих пор тянется с переменным успехом, а сам метрополитен остается больше туристической достопримечательностью, нежели полноценным средством передвижения.

Правда, сейчас у г-на Сагинтаева есть серьезная поддержка со стороны второго президента, который явно заинтересован в симпатиях алматинцев. Во всяком случае, в ходе октябрьского визита в Алматы Токаев не скрывал симпатий к южной столице.

Имея такого союзника, нынешний мэр имеет шанс успешно начать реализацию своей амбициозной стратегии и даже затмить в глазах алматинцев самого Имангали Тасмагамбетова, став не просто чиновником, проводящим в городе политику Центра, но политиком, умеющим добиваться собственных целей.

Больше того, Стратегия Алматы-2050 может впервые за долгие годы стать для жителей «казахстанского Нью-Йорка» чем-то вроде национальной идеи –далекой, но притягательной. Это, если угодно, наш ответ Нур-Султану.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.