Токаев о Крыме: это не аннексия
Поддержать

Токаев о Крыме: это не аннексия

Очередной обзор топ —  событий недели по версии Exclusive. Kz начнем, пожалуй, со среды,  4 декабря, поскольку в этот день на телеканале Deutsche  welle вышло в эфир интервью Касым-Жомарта Токаева, данное накануне первого европейского вояжа второго президента обозревателю DW Жанне Немцовой. Тем более что других заслуживающих внимания «происшествий» по нашей оценке не случилось.

Перед государственным визитом в Германию, куда новый глава государства улетал уже на следующий день,  он, видимо, стремился довести до бессменного канцлера свои ожидания от предстоящего двухдневного пребывания в гостях у лидера Евросоюза.

Комментируя интервью по горячим следам, кое-кто из записных фейсбучных критиков поспешил назвать ответы хозяина Акорды скучными и предсказуемыми. Что ж, возможно, кое в чем он был предсказуем, зато внимательному зрителю скучать определенно не пришлось.

А после того, как г-н Токаев отказался признать присоединение Крыма к России аннексией, разразился чуть ли не международный скандал. Спикер МИД Украины Катерина Зеленко огласила заявление, в котором говорится: «Глубоко обеспокоены сообщениями СМИ о высказываниях Президента Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаева за отрицание аннексии украинского Крыма Россией… Украина всегда рассматривала Казахстан как своего партнера и друга. Принципы взаимного доверия, уважения независимости, государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ, равноправия и невмешательства во внутренние дела друг друга, а также неукоснительное соблюдение общепризнанных норм международного права лежат в основе межгосударственных отношений между Украиной и Республикой Казахстан». И напоминает, что «эти основы зафиксированы в подписанном еще в 1994 году в Договоре о дружбе и сотрудничестве и с тех пор наше государство неуклонно их придерживалась».

Украинская сторона отметила, что «слова Президента Республики Казахстан не только противоречат вышеприведенным принципам украинского-казахстанских отношений, но и международно-признанной позиции, зафиксированной в резолюции ГА ООН №A / RES / 68/262 от 27 марта 2014 года». Теперь форин-офис Незалежной  обещает  казахстанской стороне « соответствующие демарши».

Трудно сказать, позиция  украинского форин-офиса повлияла, либо фрау канцлер посоветовала, но уже в ходе совместной с Ангелой Меркель пресс-конференции в пятницу 6 декабря наш президент сделал новое заявление по Украине. Токаев отметил, что урегулирование ситуации на востоке Украины должно происходить в «нормандском формате». Глава государства также подчеркнул, что Казахстан готов выступить посредником и предоставить площадку для решения проблемы. «Наш Первый Президент выразил свою добрую волю, предложил посреднические усилия на территории Казахстана, но, конечно же, мы полагаем, что проблематика Украины должна прежде всего решаться в «нормандском формате». Мы знаем, что 9 декабря заседание нормандской четверки состоится в Париже. Мы желаем успехов, потому что с Украиной нас связывают узы дружбы, сотрудничества. Мы с большой симпатией относимся к украинскому народу, считаем, что этот народ достоин спокойной благополучной жизни».

Правда, на фоне того, что  г-н Токаев сказал г-же Немцовой в среду его пятничная попытка сохранить лицо выглядит не слишком убедительной. Сравните сами:

«Во-первых, мы не называем то, что произошло в Крыму, аннексией. Что произошло, то произошло. Аннексия — это слишком тяжелое слово применительно к Крыму. Во-вторых, никакого страха, как вы говорите, не было, поскольку у нас, как я уже сказал, абсолютно доверительные добрососедские отношения с Российской Федерацией. Изначально мы верили в мудрость, порядочность российского руководства. Хотел бы напомнить, что минские переговоры были начаты, по сути, по инициативе Нурсултана Назарбаева. Он тогда предложил Астану, но в силу логистики и удаленности от Европы было принято решение проводить эти переговоры в Минске», — сказал тогда президент.

По сути, это потеря лица, причем, и перед Москвой, и перед Киевом и, уж точно, перед Западом. Нынешний хозяин Библиотеки  вряд ли допустил бы подобное…

Другой серьезной ошибкой  Токаева, допущенной в интервью Немцовой, можно считать его слова о «школах перевоспитания» в Синцзяне. Глава Казахстана назвал данные правозащитных организаций о содержащихся там этнических казахах «в основном не соответствующими действительности» и более того, прямо открестился от проблемы, назвав этих людей гражданами Китая и подчеркнув: Казахстан не должен стать «частью антикитайского фронта».Это весьма прагматичное, в сущности, заявление способно, тем не менее, ощутимо подогреть антикитайские настроения в нашей стране, едва успевшие несколько остыть с минувшего лета. Дипломат и, к тому же, синолог Токаев должен был найти более обтекаемый ответ.

Может быть, проведя много лет в дальнем зарубежье, г-н Токаев чувствует себя увереннее в гостях, чем дома? Но, судя по сообщениям из Берлина, его первый блин в президентском ранге в целом, скорее вышел комом…   Вдобавок ко всему, канцлер Ангела Меркель напомнила гостю о правах человека в его стране и в частности об обещании либерализовать законодательство о митингах. Правда, проект соответствующего закона уже разработан в Нацсовете общественного доверия, постольку президенту, видимо, было что ответить. Ну а мы теперь знаем примерную повестку дня второго заседания НСОД.

Что касается инвестиций, за которыми и приезжал Токаев, с ними, судя по всему, проблем не предвидится – тем более, что немецкому бизнесу обещаны в Казахстане особо благоприятные условия. И это понятно: Казахстану позарез нужны деньги, государство выставляет на IPO 700 крупнейших предприятий. Как говорится, у нас товар, у вас – купец.

Так что, президенту остается надеяться только на щедрость германских инвесторов. В противном случае поход на Берлин можно записывать в пассив как самому Токаеву, так и всей казахстанской дипломатии.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.