День приговоров
Поддержать

День приговоров

Материалы по теме

Турарбек Кусаинов 

Главная цель исламистских течений в Казахстане – поиск сторонников в самых высоких коридорах власти. Это – не только часть их   стратегии, но и вопрос их безопасности при совершении  действий, выходящих за рамки закона.

В этом состоит основная причина идеологической борьбы между религиозными течениями и учениями. Именно это является истинной подоплекой противостояния внутри ДУМК и постоянной критикой его извне.  Хотя ДУМК в соответствии с законом является одним из многих общественных организаций, народ воспринимает муфтият как авторитетную структуру, наделенную полномочиями от власти. Кроме того, ДУМК  держит монополию на исламскую веру как орган, указывающий порядок проведения таких  религиозных обрядов как хадж, ураза: устанавливает график уразы, обладает правом распределения выделенных Казахстану квот на совершение хаджа, выносит фетву и т.д. Это один из механизмов влияния на общество. Возможно, поэтому и учение Исматуллы пыталось оказать влияние на ДУМК, а при случае и взять муфтият  под свой полный контроль. Но осуществить этот замысел не дали салафийские идеологические течения, которые постепенно проникли в ДУМК и оказывали там влияние.

Не сумев примкнуть к системе ДУМК, учение Исматуллы попыталось привлечь на свою сторону интеллигенцию, а также высокопоставленных чиновников. Для реализации этого плана использовались спекуляции на таких чувствах,  как традиционализм, национализм, патриотизм. Почти все  очень чувствительные к этим темам писатели,  поэты, журналисты приняли предложенный учением Исматуллы «путь Яссауи» как «преданную забвению казахскую религию».

Если обратить внимание на исследования о деструктивных течениях, то учение Исматуллы проводило планомерную пропаганду для привлечения сторонников среди депутатов разного уровня и военных. Работа по чтению лекций на темы духовности в военных гарнизонах была возложена на группу «второго повелителя» Нарымбая Разбеккажи. Есть фотографии, доказывающие этот факт.

Однако именно поддержка высокопоставленных чиновников сослужила плохую службу для учения Исматуллы, придав ему чрезмерное влияние и став причиной преследования авторитетных чиновников, осуждения на длительные сроки духовных наставников и лидеров учения.

Было бы полуправдой утверждение, что только учение Исматуллы стремилось расширять число своих сторонников и усилить свое влияние на государственные органы. Этот метод использовали все руководители религиозных идеологических течений. Находясь рядом с салафитскими проповедниками Абдухалилом Абдужаббаровы («Шейх Халил») и Тоиржаном Ибрагимовым, а также с лидером так называемой организации «коранистов» Асылбеком Мусиным, я не раз участвовал  в событиях, связанных с вовлечением в религию государственных чиновников (некоторые события описаны в моей автобиографической книге «Мен қалай рухани жаңғырдым» — «Мое духовное возрождение»). Как я тогда заметил, между проповедниками религиозной идеологии идет борьба за то, чтобы перетянуть под свое влияние авторитетного человека.

Однажды вдвоем с Асылбеком Мусиным мы пошли на место работы родственника Президента Кайрата Сатыбалды. Он занимал  руководящую должность в государственной компании «Казахстан темир жолы».  Асылбек Мусин, считавшийся лидером «коранистов» не знал ни слова по-казахски. Поэтому он брал меня с собой, чтобы я  помог с переводом, если вдруг разговор зайдет на казахском языке. Беседа между  Асылбеком  Мусиным и Кайратом Сатыбалды продолжалась около часа и не касалась особо вопросов религии, разговор шел о проблемах духовности. В середине их беседы неожиданно  двери кабинета широко распахнулись и в помещение, запыхавшись, вошел Бекболат Тлеухан. Угрожающе посмотрев на нас, он сказал, запинаясь: «Кайреке, кого вы слушаете,  эти люди – отрекшиеся от религии, не признающие ни хадисы, ни сунны, гнать надо таких». Не знающий казахского языка Асылбек вопросительно посмотрел на меня: «о чем он говорит?». Я не успел закончить смысловой перевод слов «не признающий сунну…», Асылбек,  взглянув на Бекболата со злобной иронией, произнес: «Почему не признаем сунну?! Признаем. Сунну Ньютона признаем, сунну Гегеля признаем, сунну Сократа признаем…», перечисляя имена великих ученых мира. Бекболата Тлеухана, тоже своенравного и дерзкого человека, не смутило, что Асылбек являлся сыном тогдашнего руководителя Администрации Президента  Аслана Мусина. «Больше никогда сюда и близко не подходите, пока не признаете сунну и не пройдете омовение»  — сказал он напористо. Поняв, что дальше разговора не получится, Асылбек отступил.  Сказав,  «Кайреке, всего хорошего, как-нибудь в следующий раз поговорим», он быстро попрощался и  покинул кабинет вместе со мной.

Этот случай я привожу не только в доказательство того, что религиозные идеологии стремились найти сторонников в государственной власти и ради этой цели вели постоянную борьбу, но и для того, чтобы показать: конкуренция среди религиозных идеологий  порой доходит до конфликтов, жертвами которых становятся люди, никакого отношения к этому вопросу не имеющие. Взаимные враждебные действия религиозных идеологов по навязыванию своей веры всему казахскому народу выходят за рамки цивилизованного принципа «непринуждения силой к религии». Подавление противника с использованием при удобном случае властных ресурсов приводит в конечном результате к расшатыванию стабильности в обществе.

К концу 2005 года религиозные идеологические организации с совпадающими интересами объединились, и на свет появились две большие группы, имеющие влияние на общество. Учение Исматуллы, созданное под именем Яссауи, привлекло к себе значительную часть писателей и поэтов, оказав влияние на почти всю традиционную казахскую печать. Телерадиокорпорация «Казахстан» перешла под полный контроль суфиев – «зикристов». Противоборствующая им сила – муллы Бухарской суфийской школы накишбанд временно объединились с представителями салафитского течения «нурши-гулены» — сгруппировавшись вокруг ДУМК.

Информационно-идеологическая база второй группы была слабой. Лишь айтыскеры, в некоторой степени попавшие под влияние салафитского течения, время от времени наносили удар по «зикристам». Только в закрытых отдельных помещениях при мечетях говорилось о том, что со стороны учения Исматуллы «вносятся новые правила (бидга) в нашу священную религию, тем самым наносится вредительство ». Тем не менее мы знаем, что в предстоящее масштабное столкновение двух религиозных групп вмешались такие специалисты манипулирования общественным мнением, как журналисты Ораз Алимбеков, Бакытжан Косбармаков, Токтар Жакаш и религиовед Муртаза Булутай,  а также телеканалы КТК и «31-канал», которые нанесли сокрушительный удар по «зикристам». Но не можем утверждать, что все они были ярыми сторонниками идеи и честно служили группе ДУМК. Они всегда придерживались принципа «тарысы піскеннің тауығы болу», что означает «быть там, где выгодно». А телеканалы КТК и «31-канал» в этот период конфликтовали с телерадиокорпорацией «Казахстан», пытавшейся монополизировать прокат зарубежных художественных фильмов. ДУМК умело использовало в свою пользу это противоречие  коммерческих интересов телеканалов.

По сравнению со сторонниками информационно-идеологического направления группы ДУМК более принципиальной оказалась интеллигенция, поддерживавшая суфийское течение «зикристов»: они честно служили учению Исматуллы. Когда «зикристов» прогнали с телерадиокорпорации «Казахстан», когда были на долгие сроки осуждены «духовные наставники» и «повелители» учения, они в знак протеста провели несколько собраний, выступили с заявлением, организовали сбор подписей, направили открытое письмо Главе государства. Их не смутило даже то, что Исматулла Абдигаппар был боевиком, с оружием в руках участвовавшим в войне в Афганистане, а также  крик души молодых людей, находившихся месяцами  и годами  в заточении и подвергавшихся насилию  в созданных им   медресе-шилханах, ничем не отличающихся от тюрем.

Началом удара, нанесшего значительный урон структурной системе суфиев – «зикристов» в середине 2006 года, моно считать встречу Президента Нурсултана Назарбаева с муллами мечетей в апреле 2005 года. В ходе обмена мнениями по общим вопросам духовности главный имам мечети города Алматы Кулмухаммед Махамбет сказал, что национальный канал «Казахстан» заполонили суфии – «зикристы», руководство телеканала не допускает к эфиру имамов ДУМК даже во время Уразы и Курбан айта. С удивлением восприняв эту неприятную новость, Нурсултан Назарбаев, обращаясь к сидевшим за столом ответственному работнику отдела внутренней политики Администрации Президента Дархану Калетаеву и тогдашнему советнику Президента и пресс-секретарю  Мухтару Кул-Мухаммеду (министру информации и общественного согласия в 2001-2003 годах), поручил разобраться с  грубыми нарушениями на телеканале «Казахстан» и принять соответствующие меры.

Получившие  поручение от Президента оба чиновника в знак согласия кивнули головами, но ситуация на национальном телеканале «Казахстан» не изменилась. Напротив, главный идеолог учения Исматуллы Галым Бокаш, работавший заместителем председателя правления телерадиокорпорации «Казахстан», пошел на повышение, став заместителем тогдашнего акима города Алматы Имангали Тасмагамбетова. Это событие показало, насколько прочно укрепилась в обществе позиция суфиев-«зикристов». Журналисты, давшие  политическую оценку этой ситуации, забили тревогу, говоря, что «учение Исматуллы в реализации тактики суфийских течений по достижению политической власти достигли периода шухрат (сұхбат-жамағат-шухрат-опат)». Но власть на это не обратила  внимания.

Первый сокрушительный удар по учению Исматуллы связан с именем Ермухамбета Ертысбаева, назначенного в начале 2006 года министром культуры, информации и спорта РК. Как отраслевой министр, он стремился взять под полный контроль ТРК «Казахстан». Но Галым Доскен не подчинился и поплатился за эту должностью.  Это событие вызвало в обществе переполох: около 120 работников телерадиокорпорации выразили протест против снятия с должности Г. Доскена и заявили в прямом эфире  об уходе с работы. Депутаты потребовали от министра объяснений. Дошло до того, что этот вопрос  был вынесен на заседание Совета безопасности, но министр Ермухамбет Ертисбаев доказал правомерность своего решения.

 Как стало известно позднее, сведения о том, что «в ТРК «Казахстан» нашло широкое распространение   деструктивное религиозное течение» преподнесли с соответствующей аргументацией  два известных журналиста – Ораз Алимбеков и Бакытжан Косбармаков. Есть версия, что оплату расходов журналистов,  привлеченных для  подготовки   видеоматериалов, необходимых  для оправдания действий Ертисбаева перед депутатами и Советом Безопасности, взял на себя тогдашний руководитель подведомственного Министерству культуры и информации государственного учреждения  «Қазақ әуендері», а координировал всю эту работу депутат Мажилиса Бекболат Тлеухан.

Однако изгнание учения Исматуллы с их важного информационного плацдарма, коим была ТРК «Казахстан», не стало консолидирующим фактором для коалиции «антизикристов». Напротив, противоречия среди них еще больше усилились. Мы знаем, что пока не утих конфликт вокруг «Казахстана», руководителем телерадиокорпорации был независимый журналист Нуртилеу Имангалиулы. Спустя непродолжительное время его сменил Даурен Абдихамитов. С этого момента начались разговоры, что «Казахстан» заполонили кадры с салафитскими взглядами». При этом эти вздорные слухи  исходили не только от «зикристов», но и от журналистов, проводивших борьбу против учения Исматуллы. Возможно, причина кроется в том, что эти журналисты не добились первоначально поставленной цели – в ответ на оказанную информационную поддержку получить хорошие должности на телеканале «Казахстан». Поэтому в печати участились статьи об опасности салафизма. Во многих этих материалах  явно проглядывался стиль журналистов – «антизикристов».

Изгнание из телеканала «Казахстан» учения Исматуллы не стало окончательной победой для выступивших единым фронтом религиозных идеологических течений. Перед ними стояла задача в корне уничтожить медресе-шилханы, охватившие все регионы республики и работавшие под эгидой структурной сети «зикристов», которой являлась общественная организация «Білім. Сенім. Өмір», официально зарегистрированная в Министерстве юстиции, а также  обезвредить духовных наставников и повелителей учения. Все понимали, что только так можно было нанести несокрушимый удар по весьма опытному учению, которое, прикрываясь именем Яссауи, умело связало жизнь и деяния великих казахских мыслителей и мужественных ханов с суфийским мировоззрением, выступая защитником народных обычаев и традиций, смогло получить огромную поддержку со стороны интеллигенции привлечь для пропагандистских целей значительную  часть журналистов. Однако никто не мог в то время точно определить, каким образом нужно достичь  этой цели.

Продолжение следует…

Материалы по теме




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.