Тюркский мир и мировоззрение. Часть 2
Поддержать

Тюркский мир и мировоззрение. Часть 2

ЭСТЕТИКА ПРИРОДЫ
 С принципом благоговения перед природой у тюрок связан обычай любования природой, эстетического наслаждения ее красотами. В наши дни отголоском этого является японский обычай любования цветением сакуры (японской вишни) и искусство икебаны (составления букетов цветов). Дело в том, что японцы являются дальними родственниками тюрков по происхождению. Языки тюрков, монгол, маньчжуров, корейцев, японцев входят в единую алтайскую языковую семью. У тюрков же это любование природой, на мой взгляд, сохранилось лишь в поэзии, в которой природе уделяется довольно много места.

 ПОЧИТАНИЕ ПРЕДКОВ И ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ

Следующей особенностью мировоззрения тюрок является их любовь к Родине. Об этом говорят Орхоно-Енисейские надписи. Йер-Су(б) (тюркск. «Земля-Вода») в понимании тюрок составляет единое целое, как синоним понятия «родина». Свою любовь к родине, родной земле древние тюрки довели до культа. Божеством серединного, наземного мира считался «Удук Йер-Су(б)» (Святая Земля-Вода). Этот культ был связан с поклонением горам, озерам, рекам. Почитание предков, Родина, как и любовь к ней, — ключевое понятие в политических представлениях тюрок. О почитании предков говорит и то, что тюрки поминают усопшего на 3-й, 7-й, 40-й день и через год после его смерти. В общем плане все эти обычаи способствовали патриотизму и знанию своей истории, особенно древней истории. В наше время это тем более важно, потому что до недавнего времени в европоцентристской исторической науке тюрков представляли молодым варварским, исключительно кочевым народом. В последние годы этот стереотип немного пошатнулся, но нам еще предстоит много поработать, чтобы он был окончательно развенчан.

 Уже наступила пора признать прототюрок народом, который сформировался задолго до образования первой цивилизации на Земле – Шумерской цивилизации. Он сам участвовал в формировании шумер как народа. Об этом говорят богатые языковые материалы. Эта история не должна быть только уделом узкого круга ученых, эту нашу древнейшую историю должен знать каждый тюркский школьник, где бы он ни жил.
В этом будет заключаться наше современное следование древнему тюркскому принципу почитания предков и любви к Родине.
 
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ   И ТЮРКСКИЙ ПУТЬ  ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Тюркские мировоззренческие представления о структуре государства, о взаимоотношениях элиты и народа, о социальной справедливости уходят в глубину веков. Уже в эпоху Тюркских каганатов (VI-VII вв.) были оставлены эпитафии на камнях, по которым можно судить о принципах жизни общества того времени. На самом верху власти находился каган, власть которого передавалась по наследству, но эта передача утверждалась на курултае (съезде) беков (князей). Если после кагана не оставались наследники, то каган избирался из беков. Ниже беков был «будун» (простой народ). Рабы у тюрок были, но это в основном – пленники из инородцев.

 Главными задачами кагана были: 1. Защищать и расширять государство; 2. Обеспечивать экономическое благополучие государства и народа; 3. Укреплять величие государства и умножать его славу.
 Главными качествами кагана должны были быть: 1. Мудрость, 2. Мужественность, 3. Прямота. Для подданных главными качествами должны были быть: 1. Послушание, 2. Исполнительность, 3. Дисциплина во всех делах и походах, организованных каганом и элитой.

Но каган не мог управлять волюнтаристски, не советуясь с беками и не осуществляя свое правление в русле «Торе» (комплекса традиций предков). Если он нарушал эти правила, его могли сместить на курултае и выбрать другого кагана.

Надо признать, что во многом такая структура тюркского общества дожила до наших дней. Только сейчас беки называются депутатами или министрами, каганы – президентами и т. д. термины новые, а суть – та же самая.

 

Социальное расслоение уже тогда присутствовало в обществе. В Каганате, например, были семьи, которые имели по 100 000 овец и 10 000 лошадей. Но социальные лифты тоже хорошо работали. Например, титул «бек» (князь) не давался пожизненно и по наследству не передавался. Этот титул надо было заслужить участием в войнах или умелой работой в системе государственного управления. В экономической сфере так же можно было преуспеть, благодаря личным способностям. Например, описывается случай, когда некий мальчик-сирота, начав в молодости службу у кагана, уже к 30-ти годам обладал  табуном в 10 000 лошадей и дослужился до больших чинов.

Для мировоззрения тюркской элиты, особенно кагана, было свойственно осознание своей ответственности перед народом за его благосостояние и судьбу. Говоря нашим языком, каганат стремились сделать в какой-то степени социально ориентированным государством.

Вот как говорит каган, старший брат Кюль-тегина, о своем отношении к народу (Из текста памятника в честь Кюль-Тегина): «Я ради тюркского народа не спал ночей и не сидел без дела днем. С моим братом Кюль-Тегином и с двумя шадами я участвовал в сражениях до полного изнеможения. Я поднял к жизни готовый погибнуть народ, снабдил платьем нагой народ, сделал богатым неимущий народ, сделал многочисленным малочисленный народ».

Тот исторический факт, что тюрко-монгольские народы сумели создать в свое время крупнейшие в мире государства: Гуннскую империю, Тюркский Каганат, Монголо-тюркскую империю Чингиз-хана, говорит о том, что кроме военных преимуществ в их обществе наличествовала определенная социальная справедливость и работали социальные лифты.
 Исходя из вышеизложенного, принцип социальной справедливости и в наши дни очень актуален для тюрок, и он должен быть в арсенале их мировоззрения и идеологии.
 Думается, что ни тоталитарный социализм с его механистической уравниловкой, ни олигархический капитализм с его монополизмом на все не были приняты и не воспринимаются тюркским менталитетом, поэтому для нас, тюрок, более приемлемым было бы развитие в русле народного капитализма.

Одна из моделей народного капитализма представлена казахским академиком, председателем Всемирной Ассамблеи Тюркских Народов (ВАТН) Ерментаем  Султанмуратом  в его книге «Трансформация мира» (Алматы, 2002 г.). Она представляет собой двухфакторную рыночную модель экономики, в которой все работники предприятия через владение его акциями одновременно являются и его собственниками. Теперь мы называем эту модель тюркским путем общественного развития.

Во многом, опираясь на эту модель, президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым была выдвинута идея «Общества всеобщего труда».

В этом же направлении, но с сильнейшей философской базой, написано много трудов выдающимся татарским и российским ученым, академиком, специалистом в области философии собственности и межнациональных отношений Агдасом  Бургановым. В его трудах красной нитью проходит мысль о том, что только обладая собственностью, человек будет свободен и самодостаточен, а конкуренция свободных собственников будет источником саморазвития общества. Он утверждает, что не капитализм олигархов-монополистов, а общество широкого слоя собственников, конкурирующих друг с другом, станет залогом развития и процветания народа.

 У него разработана своя концепция по выводу России из тупика, а также предложена национальная идея для Татарстана (См. Бурганов А.Х. Философия и социология собственности: русские и татарские реалии. – 4-е изд. перераб. и доп. – М., 2004.).
 Таким образом, подытожим вкратце, к чему же в основном сводится тюркское мировоззрение. В сфере онтологии (знании о бытии), согласно тюркскому мировоззрению:
 1. Все наличное бытие возникло из одного источника (хаоса).
 2. Этот источник (хаос) состоял из однородного вещества – воды.

3. Все вещи и явления содержат в себе внутренние противоречия, которые являются органичными для  них и являются основой их внутреннего изменения и развития.
         В социальной сфере:
 4. Бережное отношение к природе, жизнь в гармонии с ней.
 5. Получение эстетического наслаждения от созерцания природы, воспевание ее.

 6. Почитание предков, любовь к Родине, гордость за свою историю.

 7. Социальная справедливость, Ответственность элиты за народ и государство.
   Эти  основы тюркского мировоззрения формировались в течение тысячелетий и уходят своими корнями в доисторическое прошлое тюрков, они глубоко оригинальны и пронизывают национальный менталитет наших народов. В то же время они вполне современны, актуальны и для современного тюркского общества, они прекрасно вписываются и в систему общечеловеческих ценностей.

 

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.