Чрезвычайные меры требуют чрезвычайной скорости принятия решений
Поддержать

Чрезвычайные меры требуют чрезвычайной скорости принятия решений

15 отраслевых бизнес-ассоциаций Казахстана обратились сегодня к президенту Токаеву с альтернативным видением мер поддержки,которые позволят сохранить перерабатывающую промышленность страны. 

«Пользуясь случаем благодарим Вас за оказываемые меры поддержки населению и предпринимателям Казахстана! Вами были приняты очень важные и оперативные решения для стабилизации ситуации в Казахстане, в условиях Чрезвычайной ситуации, вызванной пандемией коронавируса COVID-19.

При всей актуальности принимаемых мер, они охватили не все сферы, что, учитывая сжатые сроки, было неизбежно.

За счёт огромного труда постепенно зарождалось промышленное производство Казахстана, формировались наши, пока ещё немногочисленные фабрики и заводы. И именно наши коллективы, являются фундаментом индустриального будущего страны, основой самодостаточности и прекращения зависимости от импорта. Потому что основа любого производства – это не здания и станки, а именно наши люди, подготовленные годами кадры. И всё это сейчас под угрозой исчезновения.

В связи с чем мы, производители мебели, одежды, фармации, лифтов, вентиляции, химии, сахара, сельского хозяйства, пищевой отрасли и многие другие отечественные производители реальных товаров для населения Казахстана и экспорта, вынуждены обратиться к Вам за помощью.

Учитывая сложившуюся крайне критичную ситуацию, которая угрожает исчезновением предприятий реального сектора экономики просим принять меры для сохранения промышленности нашей страны. А возможно, пользуясь шансом нестабильности во всём мире, заложить условия для рывка, уже после кризиса!

1 — Вопрос кадров

Завод – это не производственные помещения и оборудование, а персонал и его компетенции, которые нарабатывались годами, заводы инвестировали в повышение их квалификации!

На текущий момент производства, находящиеся как внутри городов, в которых объявлены карантины, так и в близлежащих районах соседних областей, также вынуждены останавливать производства. Все это приводит к вынужденным отпускам работников без содержания или еще хуже к сокращению штатов.

Сложившаяся ситуация приведет к потере работников, соответственно следом к закрытию заводов! Единицы смогут восстановиться, заново собрав персонал и обучив его, но это займет годы и потребует больших финансовых затрат!

В связи с чем, просим:

  • Отмены всех видов налогов и отчислений с фонда заработной платы работников предприятий обрабатывающей промышленности с 01.02.2020 года по 31.12.2020 года.
  • Субсидировать предприятиям 50% заработной платы сотрудников предприятий отрасли с 01.04.2020 года по истечению 3 месяцев, следующих за отменой карантина и Чрезвычайного положения в стране.

2 – Вопрос налогов и сборов

Уже сейчас очевидно, что многие цепочки поставок как внутри страны, так и на международном уровне, разрушены, поставщики и потребители продукции испытывают значительные проблемы, которые по объективным причинам не решатся даже после завершения карантина. В связи с чем ожидаем, что как минимум до конца года будут перебои с выручкой и перед производителями станет выбор или платить налоги и иные сопутствующие сборы или оптимизировать кадры.

В связи с чем, просим:

  • Освободить предприятия отрасли от всех видов налогов, сборов и платежей за 2020 год.
  • Полностью отменить таможенные пошлины, утилизационные сборы и налоги на импорт сырья, производственного оборудования для предприятий и комплектующих, не производимых в Казахстане, в 2020 году.

3 – Вопрос обеспечение закупа

Мы благодарны Вам, Касым-Жомарт Кемелевич, за выделение дополнительных денежных средств на поддержку отраслей экономики, но необходимо отметить, что все эти деньги необходимо возвращать, но как это сделать при снижении, а зачастую отсутствии сбыта непонятно. При этом общеизвестно, что государственные и квазигосударственные структуры осуществляют значительный закуп, который по разным причинам не доходит до простых отечественных производителей. При этом именно государство имеет возможность решить с помощью этого инструмента — стабильного закупа, обеспечение работой и дать импульс развитию отечественному производству.

В связи с чем, просим:

  • Утвердить перечень товаров, государственные закупки и закупки квазигосударственного сектора которых производятся только у отечественных товаропроизводителей;
  • Ввести запрет на закуп импортных товаров как напрямую, так и в составе работ, если такие товары производятся в Казахстане. Тем более, что данная возможность имеется и в рамках международных правил ВТО и норм ЕАЭС (национальная и экономическая безопасность);
  • Установить план закупок с конкретным перечнем товара на реализацию;
  • Оптимизировать механизм проведения тендеров по ускоренному порядку, с прозрачным механизмом принятия решений;
  • Установить 100% предоплату отечественному производителю.

4 – Вопрос приоритета национальных интересов и отечественного бизнеса

В связи с пандемией COVID-19 и принятыми мерами по недопущению ее распространения не только в нашей стране, но и в других странах, остро встал вопрос дефицита комплектующих и сырья, не производимых в Казахстане, а для экспортоориентированных заводов это означает практически остановку производства.

При этом существуют различные международные соглашения (соглашение о ЕАЭС, Сочинское соглашение, соглашение с ЕС и пр.), которые ограничивают свободу принятий решений Казахстана. При этом на текущий момент критическая ситуация, когда национальные интересы становятся превыше всего и требуют принятия оперативных и иногда радикальных решений.

  • Снять все ограничения на ввоз техники, транспорта и запасных частей, сырья по любым основаниям, не производимых на территории Казахстана;
  • Упростить национальные регуляторные требования к национальным производителям, позволяющие увеличить ассортимент производимой продукции и снизить нагрузку на ее себестоимость;
  • Пересмотреть все соглашения, по которым отечественные производители не могут экспортировать товар, произведённый в Казахстане.

5 – Вопрос финансовой помощи

Снижение цены реализации на сырьевые позиции, такие как нефть, газ и металлы, и связанные с ним девальвационные ожидания и валютные риски банков делают и так дорогое кредитование банков второго уровня недоступным.

В связи с чем, просим:

  • Субсидировать закуп оборудования на 50% от стоимости с учётом доставки;
  • Ввести льготное кредитование для предприятий обрабатывающей промышленности: унифицировать ставку по всем государственным программам — не более 3% годовых в тенге;
  • Ввести механизм промышленных грантов для отечественных производителей, позволяющих модернизировать собственное производство;
  • Предоставить 80% государственные гарантии в банки второго уровня (иные финансовые институты) для покрытия залогового обеспечения в рамках кредитования по этим программам.

Эти меры позволят сохранить нашу промышленность на период текущего кризиса и посткризисный период.  

Но любой кризис — это не только проблемы, но и возможности, которые мы сможем использовать для реализации стратегии «Рывка».

Текущий кризис обозначил очевидность недопустимой зависимости нашей страны от импорта практически любого вида товаров.

Обрабатывающая промышленность – это основа развития любой экономики, а в условиях низких цен на сырьевых рынках значимость и необходимость развития обрабатывающей отрасли для Казахстана будет только нарастать. И, учитывая мировую тенденцию деглобализации, для обеспечения национальных интересов и безопасности, должна будет работать на импортозамещение товаров, потребляемых Казахстаном. Для чего назрела необходимость экстраординарных мер по поддержке обрабатывающей промышленности!

На текущий момент, в обрабатывающей промышленности Казахстана накоплен достаточный потенциал и компетенции, которые, при поддержке государства, позволят сделать рывок в развитии и поднять уровень доли обработки в экономике до уровня среднеразвитых стран в среднесрочной перспективе. Для осуществления этого рывка предлагаем:

  • Освободить все предприятия обрабатывающей промышленности от всех видов налогов, сборов и платежей на 5 лет;
  • Освободить от всех видов налогов, сборов и платежей при создании нового производства с даты ввода в эксплуатацию на 5 лет, что даст возможность привлечь инвестиции в отрасль, в том числе внутренние инвестиции. При этом обеспечить стабильность налогового законодательства!
  • Полностью отменить таможенные пошлины, сборы и налоги на импорт сырья, производственного оборудования для предприятий и комплектующих, не производимых в Казахстане, на 5 лет;
  • 100%-ное возмещение экспортерам затрат по логистике до пункта назначения, сертификации продукции и аренде помещений на экспортных рынках;
  • Субсидирование транспортных расходов по доставке сырья и комплектующих в отраслях где нет производства этого сырья внутри страны;
  • Запустить все меры поддержки ОП заложенные в ГПИИР и прочих государственных программах как можно быстрее. Обращаем Ваше внимание на то, что данные программы практически не исполняются.

Таким образом, за счёт поддержки государства производители смогут значительно увеличить объемы производства, модернизировать собственные технологии и выйти на новый уровень развития.

Данные меры позволят создать благоприятные условия для развития отрасли и привлечению новых инвестиций в нее, что позволит в среднесрочной перспективе стабилизировать экономику, провести её полную диверсификацию и получить независимость от импорта.

Это не только сохранит, но и увеличит количество рабочих мест, сможет бесперебойно обеспечить граждан товарами отечественного производства по доступным ценам.

Уверенны, что с Вашей поддержкой, и нашими общими усилиями всё это возможно реализовать».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.