Надбавки для врачей дали другим
Поддержать

Надбавки для врачей дали другим

В священный месяц рамадан exclusive.kz  начинает серию интервью с известным переводчиком Корана на русский язык Сериком Рысжановым. Он переводил Коран в течение 9 лет и параллельно написал более 160 статей об исламе. Не скроем, его заключения в корне отличаются от  традиционной точки зрения. Более того, он переводил Коран в течение 9 лет и параллельно написал более 160 статей об исламе. Не скроем, его заключения в корне отличаются от  традиционной точки зрения. Более того, выводы исследователя можно назвать  революционными. Его собеседник журналист Турарбек Кусаинов.

— Расскажите, почему у вас возникла идея перевести Коран на русский язык? Ведь недостатков в переводах нет…

— Согласен, недостатка в переводах на русский язык Корана нет. Когда я заинтересовался исламом в 1998 году, то, естественно обратился в мечеть, начал читать переводы Корана, которых на тот момент уже было несколько. В эти же годы я прошёл практически все секты и направления, которые существовали в то время в Казахстане. И тогда я понял, что  «каждая лягушка хвалит своё болото». Также каждая секта и направление указывали на свою исключительность и показывали недостатки других направлений. Поэтому я решил самостоятельно  разобраться в этом вопросе и начал изучать коранический арабский язык. И мне открылось то, что многие устоявшиеся доктрины противоречат Корану, отображая мировоззренческие, так скажем, концепции переводчиков. Поэтому я поставил себе цель перевести Коран без опоры на чьи-то толкования, максимально приблизив русскоязычного читателя к оригиналу текста.

— На своем сайте вы пишите о том, что пост не нужно держать целый месяц, достаточно десяти  дней. Как вы пришли к такому выводу?

— Как я уже говорил, я старался переводить Коран без опоры на чье-либо воззрение или традиции, исходя из прямого текста Корана.  Дело в том, что во второй главе 183 аята Бог чётко говорит, что предписал пост верующим, так как он был предписан раньше. Исходя из этого, я решил именно по этой теме проштудировать Библию и обнаружил, что единственным предписанием был пост, который сейчас называется у иудеев «Ион кипур»,  он продолжается чуть более суток. Остальные все известные посты и у иудеев, и у христиан не предписаны напрямую богом, а приняты самими иудеями и христианами в честь того или иного события или послания в истории. Естественно, это вызвало у меня вопрос: если Бог говорит, что он нам предписал короткий пост, то почему теперь он длится целый месяц? И следующая 184 глава мне указала на то, что  традиционное представление о посте  не сходится с кораническим.  Дело в том, что там стоит чёткое словосочетание «аямун магрудат», что означает «множественное число» от 3 до 10. То есть Бог чётко нам предписывает поститься не более 10 дней. Вот исходя из этого и прямого предписания я и сделал вывод о том, что пост не является  полным  месяцем, а в месяц Рамадан нужно поститься не более 10 дней. Конечно же, в официальном  духовенстве это восприняли в штыки, но факт остается фактом.

— Как вы считаете, в чем преимущество коранического понимания поста?  

— Кораническое понимание поста для народа очень важно. Дело в том, что я сам начал держать пост еще в 1996 году и держал его 20 лет, до  тех пор, пока мне сделали операцию. Я видел, как это тяжело для многих, а кому-то стоило здоровья. Многие не держали из-за условий на работе,  либо условий их жизни. И все, кто прерывал пост, или вообще не держал его, ощущали чувство вины. Если же мы будем руководствоваться кораническим принципом понимания поста, то будет очевидно, что 10 дней, это не так трудно, как 30 дней. То есть те, у кого есть чувство вины за то, что они прервали пост, его не должно быть. Во-первых, это улучшит в целом психологический климат, а во-вторых, кто не решались на пост, могут на это решиться – держать пост 10 дней в три  раза легче, чем месяц. Но главное, люди начнут задаваться вопросами и это может сподвигнуть их к осмыслению Корана без посредников. Верующие мусульмане Казахстана начнут самообразовываться и этот коранический принцип станет надежной преградой от экстремизма и радикализма. А это очень важно. Ведь экстремизм и радикализм распространяется именно по незнанию, без осмысления. Если же наш народ освоит эту методику, в посредниках не будет никакой надобности, и мы сможем противодействовать влиянию радикально- экстремистских идеологий.

— В месяц рамадан люди дают в мечети свои пожертвования,  зякат. Чем отличаются «зякат» от  «садака», «сиытыр»?  

—  Да, в этих терминах мало кто разбирается, кроме профессионалов духовенства или тех, кто знает арабский язык. Дело в том, что «зякат» с арабского означает «чистоту», я это перевожу как «обеляющий расход». В Коране Бог предписывает молиться и выплачивать «зякат» определенной  категории населения: родителям и родственникам, нуждающимся, сиротам и т.д. То есть , обеляющий расход «зякат»  относится к социальному обеспечению нуждающихся. Если мы посмотрим на наше законодательство, то наши налоги идут именно этим категориям, которые указаны в Коране. То есть мы за счет своих налогов, будь то зарплаты, будь то предпринимательская деятельность, выплачивая их, уже выполняем предписанный в Коране «зякат». Что касается «садака», то это форма благотворительности. То есть человек от себя дополнительно, когда хочет помочь нуждающимся, раздает садака. Опять же нет нужды нести садака в мечети, чтобы передать нуждающимся. У нас у всех есть нуждающиеся родственники,  соседи,  обездоленные, пожилые люди и можно помогать им напрямую.

—  То есть вы считаете, нести садака в мечеть нет смысла?

— Да. В традиционном исламе во всех направлениях есть устойчивое предписание, что надо выплачивать зякат раз в год 2,5% от своей прибыли. В Коране же Бог предписывает так, чтобы мы давали зякат с того, чем наделил Бог. Но Бог не наделяет всем одинаково, кому-то ежедневно идет прибыль, кто-то раз в месяц получает скромную зарплату. Фермеры, например, два раза в год могут урожаи собирать. Кстати, в Коране сказано, чтобы давалось из того, что люди выращивают, и из того, что содержат, имеется в виду скот, включая побочную прибыль: молоко, шерсть и т.д. Если бы любое государство брало 2,5% и только в раз год, оно бы не могло бы существовать. Налоги — это и есть очистительный расход для того, чтобы наше общество эффективно существовало. Мы же видим, что наши социальные налоги идут напрямую именно на социальные объекты: школы, больницы, пенсии… При этом, я сейчас не обсуждаю эффективность и доступность услуг, но факт остается фактом.

— А вы не думаете, что такой модернисткий, реформаторский подход к переосмыслению ислама может пагубно повлиять на наше общество?

— Напротив, я уверен в том, что в нынешнем исламском мире не хватает именно реформы. Мы, как мусульмане,  погрязли в религиозном мракобесии. Нам необходима реформация. Дело в том, что 90%  жизни мусульман регулируется не кораническим принципами и предписаниями, а какими-то старыми преданиями, сформированными средневековыми идеологами и учеными. Если же мы будем осмыслять Коран, и следовать кораническим принципам, то  многие догмы отпадут, уйдут барьеры для развития, прежде всего интеллектуального, а также культурного, начнется развитие науки в исламском мире.  Протестанты уже провели у себя такую реформу. Они постарались отбросить то, что их тормозило, переосмыслили свою религию. И вот результат – они совершили серьезный рывок. Также и мы, если не будем зависеть от клерикалов, а самостоятельно осмыслять Коран, развитие будет неизбежно. В этом я уверен.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.