Жилстройсбербанк запускает новое направление программы «Нұрлы жер» - пилотный проект «5-10-20»
Поддержать

Жилстройсбербанк запускает новое направление программы «Нұрлы жер» — пилотный проект «5-10-20»

Один из глубоко укоренившихся в сознании народа Независимого Казахстана советских мифов заключается в том, что кочевому, отсталому, погловно безграмотному казахскому народу государственность в 1920 году дала Советская власть. Правда же в том, что казахский народ самостоятельно восстановил утраченную в 1847 году государственность в 1917 году в виде Автономной Республики Алаш, которая позже была преобразована в Казакскую Советскую Республику. У истоков современного Казахстана стояли лидеры Алаш, но этот исторический факт игнорируется текущей влдастью.

Материалы по теме

26 августа 1920 г. Автономия Алаш была преобразована в Казахскую АССР, которой в текущем году исполняется ровно 100 лет. Однако созидательная деятельность и роль элиты «Алаш» в национально-государственном строительстве Казахской Советской Республики не исследована и не отражена в отечественной истории по сей день. Между тем, зарубежные учёные дали наиболее объективную оценку деятельности элиты «Алаш» при власти советов в республике. «В 1920 г. большинство лидеров Алаш Орды, — утверждали учёные Центра исследования Центральной Азии при Оксфордском университета в своей работе «Kazakhs on Russians Before 1917. A. Bukeykhanov, M. Dulatov, A. Baytursynov, T. Ryskulov», — были допущены в русскую коммунистическую партию (большевисткую), но они все равно оставались ориентированными на национальные проблемы. Работая среди большевисткого бюрократического аппарата, они старались использовать любую возможность для того, чтобы занять ключевые позиции в их собственных регионах и продолжать борьбу за свои традиционные идеалы: культурное пробуждение казахов, административную и политическую автономию, приостановку русской эмиграции и возвращение тех земель, которые были заняты русскими колонистами. Около 10-и лет, вплоть до начала 1930-х гг., члены Алаш Орды сохраняли почти полный контроль над образованием, прессой и издательским делом в Казахстане, следуя единственной цели – придать советской казахской культуре отчетливо наиональный характер» [1].

Британские учёные чётко уловили в деятельности элиты «Алаш» именно те цели и задачи, за которые они боролись как при царской России до Февраля 1917 г., так и продолжали при Советах. Это те самые стратегические («традиционные» по-оксфордски. – С.А.) цели, как: 1) модернизация национальной культуры («культурное пробуждение»), 2) административная и политическая автономия, 3) прекращение переселенческой  колонизацию родной земли («приостановка русской эмиграции») и 4) возврат изъятых в 1905-1917 гг. в пользу русских переселенцев исконных казахских земель («возвращение тех земель, которые были заняты русскими колонистами» по-оксфордски. – С.А.).

Основы современной казахской письменности, языкознания, литературы и национальной культуры в целом были заложены ещё до Февраля 1917 г. Первые современные романы, поэмы, пьесы, в том числе первый сборник сочинений поэта-мыслителя Абая Кунанбайулы (1909 г., СПб.), первые учебники, учебные пособия для казахских светских школ, лучшие образцы устного народного творчества, первая общенациональная периодическая печать и мн. др. были выпущены, собраны, написаны или изданы до 1917 г. Из них газета «Қазақ» представляла собой больше чем просто газету. Она твердо и последовательно выступала носителем, главным пропагандистом, глашатаем идеи «Алаш», координатором, центром национально-освободительного движения, печатным органом партии и Автономии под единым названием Алаш. Помимо всего «Қазақ» в 1913-1918 гг., сплотив вокруг себя все интеллектуальные силы народа, выполняла функции общенационального центра просвещения, образования и науки. В её редакции наряду с подготовкой очередного номера газеты, также издавались и  распространялись художественная литература, учебники по казахскому языку для начальних школ-медресе. Более того, Товарищество «Азамат» (издатель газеты «Қазақ») также оплачивало учёбу детей из бедных семей. Жусипбек Аймауытулы, талантливый поэт, поэт-песенник, писатель, драматург, композитор, видный государственный деятель и педагог, получил образование благодаря поддержке Товарищества «Азамат». Так продолжалось до Февральской революции.

12.12.1917 г. ІІ Общенациональный съезд, обсудив доклад М. Дулатулы по каждому пункту и приняв во внимание, что создание национальных школ всех уровней  давно назревшая необходимость, постановил: сформировать комиссию из 5 лиц с предоставлением ей полномочий привлечения к своей работе необходимых специалистов и экспертов. В члены комиссии были избраны Магжан Жумабайулы (Джумабаев), Елдес Омарулы (Ильдес Омаров), Биахмет Сарсенулы (Би-Ахмет Сарсенов) и Телжан Шонанулы (Тельжан Шонанов). Помимо учебников, учебных пособий, комиссии вменялось составление: а) программы для национальных школ всех трёх уровней; б) методических пособий, программу для мугалимов (учителей), педагогов; в) книги по воспитанию детей; г) положение о постановке дела народного образования казахских школ всех уровней; д) выработка правописание казахского языка; е) перевод на казахский язык необходимых книг (учебников, пособий и другой литературы), брошюр [2, с. 74-75].

Необходимо особо подчеркнуть, что Комиссия Байтурсынулы не входила в структуру правительства Алаш Орды, но ей вменялись широкие полномочия министерства, отдельного от правительства, с самостоятельным бюджетом. Всем пяти членам комиссии был установлен равный членам (комиссарам) Алаш Орды оклад в размере 800 рублей в месяц. Все это свидетельствуют о том, какое стратегическое значение и приоритет придавали лидеры Алаш всеобщему просвещению, образованию и науке.

Говоря иначе, элита «Алаш» считала своей исключительной задачей развитие человеческого капитала, подготовку национальных кадров для всех без исключения сфер социально-экономической, общестенно-политической жизни. «Текущий ХХ век – эра жестокой конкуренции, — писал автор статьи «Қазіргі керек екі нәрсе» (букв. «Две задачи текущего момента») в августе 1918 г., в самый разгар гражданской войны, — В текущий момент народ, не вступивший в конкуренцию за место под солнцем, не стремящийся к развитию своей культуры, не выживет. В этой борьбе богатство, слава, счастье, благополучие достанется сильнейшему. А сила в науке. В текущей мировой войне ключевая роль принадлежит наукеНезависимо от того, станут ли казахи суверенным государством или нет, но нам необходимо очень много. Нам нужно: всеобщая грамотность, всеобщая воинская обязанность, восстановление народного хозяйства, врачи, ветеринары. Нам остро необходимы почта, телеграф и мн. др. Нам нужны грамотные, опытные политики, высококвалифицированные специалисты, кадры. Нам нужны фабрики, заводы, железные дороги, кооперативы, хозяйственные организации, специалисты по ним и мн. др. На всё это необходимы образованные казахи. И всё это не возникнет за один день или год. Но чтобы ускорить этот процесснеобходимо составить грамотный план, тяжелый труд специалистов, финансовая поддержка состоятельных граждан и немедленно взяться за дело…» [3, с. 229.]

Съезд обязал Комиссию Байтурсынулы приступить к своей деятельности с января 1918 г. Но, во-первых, город Семей, в том числе и гор. Алаш, который ІІ-м декабрским Общенациональным курултаем (съездом) был обозначен временным центром – столицей Автономии Алаш, где должен был распологаться Народный Совет Алаш Орда, в том числе Комиссия Байтурсынулы, оказался под контролем Советской власти. Следовательно для Комиссии, казалось бы, нет возможности начать работу. Однако… 12.11.1918 г. Коллегия наркомпроса Туркестанской АССР приняла постановление об открытии 6-месячного казахского педагогического курса при русском педучилище в Ташкенте, который в 1919 г. окончили 145 казахских мугалимов (учителей начальных классов). 01.06.1919 г. постановлением СНК ТуркАССР этот курс преобразован самостоятельное казахское педагогическое училище, при котором организовали ещё Краевой педагогический курс. К 1920 г. этот курс окончили 200 казахских курсантов [4]. Но это была лишь «первой ласточкой» Комиссии Байтурсынулы.

Возникает вопрос: причём здесь Комиссия Байтурсынулы, если педкурс-педучилище созданы Наркомпросом ТуркАССР?

Инициатором его открытия и заведующим был Иса Токтыбайулы (Тохтыбаев), который в качестве преподавателей привлёк других активистов «Алаш» Абдилазиза Байсеитулы (Хива), Сегизбая Айзынулы (Айзунов, Шымкент) и Коныркожу Кожыкулы (Ходжиков, Перовск), отца будущего режиссера фильма «Қыз Жібек» Султана Кожыкулы (Ходжикова). 02.12.1918 г. была сформирована Педагогическая коллегия, членами которой стали другие деятели «Алаш» Султанбек Кожанулы, Хайретдин Болганбайулы, Фазыл Култасулы, Коныркожа Кожыкулы. [5, с. 56-57].

Элита «АЛАШ»: модернизация национальной культуры

О модернизации национальной культуры, как приоритетной задачей интеллигенции «Алаш», ещё раз уточнил Түрік баласы (букв.  «Сын тюрков») в статье «Қазақ тарихы» («Казахская история») в первых же номерах газеты «Қазақ» за 1913 г.: «До судного дня казахи останутся казахами. Под лучами достижений нынешнего века казахи, избравшие свой путь развития и сумевшие сохранить свою самобытность, на её основе создадут «Қазақ мәдениеті» (Казакская культура), с другой стороны — «Қазақ әдебиеті» (Казакская литература) и отстоят казакскую идентичность» [6, с. 32]. Первые учебники по казахскому языку, литературе для казахских светских школ были составлены еще до революции, в 1910-1917 гг., издавались в редации газеты «Қазақ» и распространялись через ее редакцию и книжные магазины в Оренбурге, Семипалатинске и т.д. После установления советской власти в Казахстане, они продолжили упорно, планомерно и последовательно претворять в жизнь эту миссию. Они прежде всего нацелились на борьбу с массовой безграмотностью, на преобразование медресе, мектебов и русско-казахских школ в казахские, на открытие новых национальных школ, учебных заведений, в том числе вузов, а также на подготовку учебных программ, учебников, пособий по всем предметам для начальных, средних, средне-специальных и высших школ. Как уже отмечалось выше, «первой ласточкой» деятельности Комиссии Байтурсынулы стал казахский педагогический курс, открытый в ноябре 1918 г. при русском педучилище в Ташкенте, который затем был плавно преобразован в самостоятельное казахское педучилище. С сентября т.г. на базе казпедучилище и курса ремесленников началась подготовка к организации Казахского института просвещения (КирИнПрос), который открылся официально 17.09.1920 г. [4] В 1920-1921 учебном году число студентов достигло 224 человека, педагогов – 33. Учёбой были охвачены жители Сырдарии, Жетысу, Аулие-Аты, Шымкента, Акмечети, даже Ферганы, Самарканда и Хорезма. 08.10.1925 г. Нарком просвещения КазАССР во главе с С. Садуакасулы принял постановление о преобразовании КирИнПрос в Казахское педагогическое высшее учебное заведение (КирПедВуз), официальное открытие которого состоялось равно год спустя – 29.10.1926 г. В том году в КирПедВуз был принят 338 казахских студентов. В нём преподавали деятели «Алаш» (фото № 1-3). Однако в связи с раздроблением Центральной Азии в 1924 г. на 5 отдельных национальных республик и передачей Ташкента в 1925 г. только что созданной Узбекской ССР (октябрь 1924 г.), 23.04.1927 г. СНК КазАССР постановил о переводе КазПедВуз из Ташкенте в Алматы с преобразованием его Казахский государственный университет (не путать с КазНГУ им. Аль-Фараби; КазГУ – ныне КазНПУ им. Абая. – Прим. авторов.). КазГУ открылся 01.11.1928 г. [9], первым ректором которого стал С. Аспандиярулы (Асфендияров) [4]. Подчеркну, что педкурс-педучилище-КазИнПрос-КазГУ-КазНПУ им. Абая всего лишь один из учебных заведений, организованный элитой «Алаш» или с непосредственным её участием. Два года спустя КазГУ был переименован в КазПИ, а в 1935 г. получил имя Абая. В 1929 г. в Алматы был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 – сельскохозяйственный, 1931 г. в Алматы открыт первый в КазАССР медицинский, ныне носящий имя С. Аспандиярулы. Открылись также педагогические и учительские институты в Уральске, Семее, Актобе, Кызылжаре (Петропавловске), Шымкенте и Костанае. В 1934 г. в Алматы открылись два новых вуза — Горно-металлургический институт и КазГУ им. С. Кирова (ныне КазНГУ им. Аль-Фараби).

 

Фото № 1. Группа профессоров и преподавателей Казахского педагогического высшего учебного заведения (КирПедВуз) во главе с народным комиссаром просвещения КазАССР С. Садуакасулы (шестой слева в ІІІ-м ряду; слева от него А. Байтурсынулы; второй слева во втором ряду – М. Дулатулы). Ташкент, 1925 г.

Вот протокол №1 совещания от 02.12.1920 г. по вопросу об организации Центральной Редакционной Коллегии при КазГосИздате и изданий учебников и других литературных произведений в составе: члена Коллегии КазГосИздата, наркома просвещения А. Байтурсынулы, председателя ЦИК КазАССР С. Мендешулы, председателя КазВоенКомата Б. Сарсенулы, представителей: НарКомзема А. Букейхана, Наркомпроса Х. Болганбайулы, Е. Омарулы и комсомола С. Садуакасулы. Шесть из семи участников совещания – деятели «Алаш». Совещание постановило создать Редколлегию при КазГосИздате в составе не менее 5 членов; в члены рекомендованы А. Байтурсынулы, А. Букейхан, С. Садуакасулы, Х. Болганбайулы и Ж. Аймаутулы. Также принято решение, что все книги на казахском  языке допускаются к выпуску исключительно с одобрения Редколлегии при ГосИздате; для составления и перевода на казахский язык учебников и книг Редколлегия вправе пригласить особых работников.

        Как можно убедиться, что при советах Комиссия Байтурсынулы сохранила свой костяк (А. Байтурсынулы, Б. Сарсенулы, Е. Омарулы, чуть позже присоединиться М. Жумабайулы), пополнив свои ряды Х. Болганбайулы, А. Букейханом, С. Садуакасулы, Ж. Аймаутулы и др.

 Фото № 2. Группа преподавателей КазИнПроса: 2-й ряд (слева направо): деятели «Алаш» М. Жумабайулы, Е. Омарулы, М. Есболулы, Х. Досмухамедулы, Ж. Досмухамедулы, К. Жалелулы, И. Кашкынбайулы; 3-й ряд – четвертый слева Т. Жургенулы, М. Ауэзулы, Ф. Галымжанулы и др. Ташкент, 1920-1923 (примерно) гг.

 
В целом, созданные и действовавшие в составе Наркомата просвещения КазАССР Академический центр и его Научно-методический центр проделали огромную работу по разработке учебных программ для детей коренного народа, с учётом национальных особенностей казахов и конкретных условий местного края. Существенной работой Академцентра в области научно-методической работы стало издание учебников и научно-методических руководств для школ местного края. К примеру, в 1922-1924 годы вышли в свет следующие учебники на казахском языке: «Букварь по ликвидации неграмотности» А. Байтурсынулы, «Задачник» и «Хрестоматия» М. Дулатулы, «Алгебра» К. Сатпайулы (Сатпаев), «Дидактика» Ж. Аймаутулы, «Педагогика» М. Жумабайулы, «Физика» Е. Омарулы и мн. др.

 Фото № 3. Фотоальбом І-го выпуска КирИнПроса. Среди руководства и ППС фигурируют С. Аспандиярулы (Асфендияров), Х. Досмухамедулы, М. Тынышбайулы и др. Ташкент, 1925-1926 (примерно) гг.

Следует отметить, что в 1927/28 учебном году для казахских школ было издано уже более 30 наименований учебников общим тиражом 575 тыс. экземпляров.

При этом элита «Алаш» трудилась в крайне тяжёлых условиях давления и тотального контроля со стороны советской власти. Об этом свидетельствует письмо А. Букейхана из Москвы от 23.07.1923 г. Динмухамеду Адильулы (Адилев). «Родной мой Динше! — писал он в ответном письме, — Почему ты не пишешь материала для «Шолпан», «Темірқазық» (казахские журналы; первый выпускался в Ташкенте как приложение к газете «Ақ жол», второй – в ЦИН СССР в Москве. – Прим. авторов.)? Если мы не обучаем детей, не пишем материалы для журналов, газет, чем могли бы послужить интересам народа Алаш, а также не пишем книги на казахском языке, ведь иной же путь нам заказан» [7, с. 398]. К этому следует добавить, что элита «Алаш» осознавала свою обречённость. Тем не менее в КазАССР система национального образования стремительно развивалась именно в первое десятилетие Советской власти именно благодаря её созидательной деятельности. Интенсивная борьба деятелей «Алаш» с неграмотностью, проводившаяся ими в 20-х-30-х гг., дала свои результаты. По переписи 1939 г., грамотность среди народа Казахстана было достигла 76,3%. В 1940 г. в КазССР работало 5 289 начальных, 1 770 семилетних и 698 средних школ с 1 138 187 учениками. Педагогические кадры готовились в КазГУ, 13 педагогических и учительских институтах и 23 педучилищах.

Многие из переведённых или составленных книг были изданы в назначенный срок – к началу нового учебного года, о чём свидетельствуют многочисленные рецензии А.Н. Букейхана на них, опубликованные на страницах казахской печати в 1922-1925 гг. Судя по этим рецензиям, а также его переписке с соратниками А. Байтурсынулы, Д. Адильулы, А. Ермекулы и др., А.Н. Букейхан продолжал неформально руководить деятельностью своих бывших соратников по «Алаш», но теперь уже в сфере народного образования, науки, как об этом заявлял Т. Рыскулулы в своей секретной служебной записке И. Сталину в апреле 1924 г. Например, в письме А. Байтурсынулы от 23.06.1925 г., А. Букейхан в очень тактичной форме поручает ему завершить свою работу об Абае Кунанбайулы и Ыбырае Алтынсарыулы (Алтынсарине) до осени [7 c. 398].  

Помимо учебников, пособий для национальных школ и вузов, а также для неграмотных [8], алашординцы либо сами составляли, либо переводили множество другой необходимой учебной, научной и другой литературы не только из русского языка, но и западноевропейских языков, как, например, «Астрономия әліп-биі» («Популярная астрономия») французского астронома К. Фламмариона, «Дүниенің құрылысы» («Происхождение мира») Д. Граве [9]. Методическое пособие «Серуен жасап оқу әдісі» (букв. «Методика обучения на фоне природы»), опубликованное А.Н. Букейханом в журнале для школьных учителей и педагогов «Жаңа мектеп» («Новая школа») в 1926 г., остается наглядным примером и для современников [10]. Была также переведена различная литература о кооперативах, профсоюзах, здоровьи и мн. др.

12-17 июня 1924 г., когда первые казахские коммунисты-большевики (Т. Рыскулулы, С. Сейфуллин, А. Джангильдин, С. Мендешулы и др.) составляли очередной секретный донос на алашординцев, сами деятели «Алаш» с участием представителей партии и правительства КазАССР в Оренбурге заседали на І съезде работников науки и обсуждали актуальные вопросы национальной самоидентификации [11, сс. 167-168.]. Инициатива о созыве съезда целиком принадлежала лидерам «Алаш». Основной целью инциаторов съезда было закрепление признаков национально-государственной идентичности (язык, культура, территория, диаспора). Также важно подчеркнуть наукоемкость съезда, в повестке дня которого стояли вопросы научной терминологии на казахском языке, увеличения объема учебников и научных изданий, предназначенных для всех трёх уровней образования, сбора этноисторических материалов (образцов устного народного творчества). Вопросу о казахских диаспорах зарубежом (Китай, Россия, Монголия, Бухара, Хива), что может послужить ярким примером для властей современного Назвисимого Казахстана, съездом был проявлен исключительный интерес. После доклада М. Дулатулы «О просвещении народностей, оставшихся вне КазАССР и Туркестана», А. Байтурсынулы выдвинул два предложения: 1) послать казахских учителей-советников казахам Бухары и Хивы, 2) в школах КазАССР установить стипендии для казахских детей из Бухары и Хивы. Ряд делегатов обратили внимание на «тёмное» положение казахов Астраханской, Алтайской, Омской, Томской губерниях России. Было также предложено организовать методическую работу cреди казахов Монголии и Восточного Туркестана. Однако докладчик, представитель Общества изучения Казахстана М. Дулатулы, напомнил об ограниченности полномочий съезда для работы с дальним зарубежьем [11, сс. 167-168]. Круг обсуждённых на съезда вопросов явно подчеркивал его научный характер. В целом первый и последний съезд научных деятелей Казахской АССР невольно стал предвестником образования Национальной академии наук. Очевидно, что отличие между официально заявленной повесткой дня и представительством с одной стороны, реально обсужденными вопросами и широким резонансом съезда – с другой, и послужило для властей поводом для замалчивания факта его проведения.

Британские учёные были абсолютно правы в том, что элита «Алаш» сохраняли полный контроль в издательском деле, прессе, в сфере образования, науки, культуры и искусства. Если КазГосИздат находилось целиком под влиянием элиты «Алаш», то Назир Торекулулы с 1922 по 1928 гг. руководил Центральным издательством народов Востока, в Казахской секции которого трудились А.Н. Букейхан, М. Жумабайулы, А. Байдильдаулы (Байдильдин).

Помимо всего деятели «Алаш» сами являлись организаторами, основателями тех или иных научно-образовательных изданий, периодической печати. Например, ими были основаны газеты «Ақ жол», «Теңдік», «Кедей теңдігі» (Кызылорда), «Қосшы», журналы «Шолпан» (Ташкент), «Темірқазық» («Полярная звезда», Москва), «Таң», «Жаңа мектеп», «Әйел теңдігі», «Жас қазақ», «Жас қайрат» и т.д.

Продолжение следует




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.