На спасение Lufthansa выделены миллиарды
Поддержать

На спасение Lufthansa выделены миллиарды

Нурмухаммед Досыбаев, директор инновационной школы Astana Garden School, выпускник Кембриджского университета представил свою версию реформы системы образования.


«Уважаемый Касым-Жомарт Кемелович!

Завтра состоится очередное заседание НСОД, которое будет посвящено вопросам образования и науки. Вы в своем последнем обращении отметили необходимость радикальных реформ в этой сфере. Не знаю, какие вопросы будут поднимать завтра члены Совета, но искренне хотелось бы, чтобы состоялся разговор о тех катастрофических проблемах, которые в реальности угрожают нашей системе образования.

Как всем известно, по всем показателям международных и локальных исследований (PISA, PIRLS, PIAAC, TIMSS, ICILS, НКТ) качества образования наша страна на самых низших позициях. Более того, каждое новое исследование в очередной раз показывает, что система образования продолжает деградировать. К сожалению, не спадает динамика по части преступности среди несовершеннолетних, буллинга, ранней беременности, и количества учащихся незаинтересованных в учебе, часто пропускающих занятия. Но на данные факты уполномоченный орган конкретными стратегическими мерами никогда ранее не реагировал. В последнее время, все действия МОН РК в большинстве, к сожалению, носят тактический характер, хоть и считаются эффективными, но по своей сути сводятся к решению лишь временных операционных вопросов (например, автоматизация процессов и ликвидация отчетности).

Мы, как молодое поколение Казахстана, очень обеспокоены такой ситуацией. Мы хотим воспитывать и обучать наших детей как самодостаточных личностей на базе современных и доступных казахстанских школ, колледжей и вузов.

Каждый казахстанский родитель мечтает, чтобы именно его ребенок учился в полноценной школе с качеством образования как в государственных НИШ, КТЛ или РФМШ, но таких школ всего лишь 1% от всех школ Республики. А это значит, что все остальные дети, обучающиеся в оставшихся 99% школ, которые со времен распада союза остаются двухсменными и трехсменными, будут лишены права на качественное образование, гарантированное Конституцией РК.

И какое общество в результате мы получим в будущем? Что необходимо сделать и изменить уже сейчас? Чтобы наша страна была независимой и конкурентоспособной, государству необходимо создать равные и справедливые возможности для получения каждым ребенком полноценного образования!

В первую очередь, для этого надо изменить систему государственного управления и регулирования сферы образования. Министерство, несмотря на формальное наличие возможностей как уполномоченного органа, на практике никогда не требовал отчета с руководителей акиматов за отсутствие качества образования в их регионе. Существующая политика разделения ответственностей, полномочий и ресурсов между центральным органом в области образования и местными исполнительными органами привела к диспропорции и неравенству школ между регионами, и успела полностью дискредитировать себя.

Поэтому, в целях скорейшего выравнивания разрастающегося разрыва в качестве образования между школами и регионами, предлагаем напрямую подчинить все органы управления образования и организации дошкольного, среднего и профессионально-технического образования Министерству, передав ему не только ответственность, но и полномочия, и ресурсы.

Более, не должно быть такого, чтобы за образование вроде отвечают все, но в конечном итоге не отвечает никто. Существующее положение дел, когда нет четкого ответственного за развитие сферы образования, кажется удобно всем “ответственным”, но не измученным педагогам, детям и их родителям. В истории современного Казахстана, мы никогда ранее не слышали такого, чтобы министры либо акимы уходили из-за серьезных проблем, связанных с качеством образования.

Вместе с этим, следует разгрузить текущую колоссальную загруженность МОН РК, которая обладает чрезмерной широтой функций в качестве единственного уполномоченного органа по регулированию сферы образования и науки, и согласно своему Положению осуществляет более 200 функций, а также обладает широкими границами ответственности, не позволяющими обеспечивать эффективность деятельности на должном уровне. Так, зона ответственности МОН РК представлена в виде: 10 314 дошкольных организаций с контингентом в 880 800 детей; 7 000 школ, в которых обучаются около 3,1 млн. учеников; 125 университетов с контингентом в 604 000 учащихся; 821 колледжей с контингентом в 479 000 учащихся и более полумиллиона учителей и педагогов. Практика и статистика показывает, что ответственность без наличия соответствующих полномочий не дает искомых результатов.

В связи с чем, по опыту других развитых и соседних стран (США, Великобритании, России, Узбекистана, Польша, Сингапур и т.д.) предлагаем разделить Министерство образования и науки на два министерства: Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки. Мы считаем, это будет самым эффективным решением. Почему?

Потому что, это даст возможность Министерству просвещения полностью сфокусироваться на вопросах дошкольного, среднего и профессионально-технического образования, а Министерство высшего образования и науки будет заниматься вузами и вопросами науки, которая в стране на бумаге есть, а по факту отсутствует.

“Чтобы такое разделение дало свои плоды её следует внедрять одновременно решая проблему крайней нехватки опытных аналитиков в государственной системе управлением образования и науки, которые пришли бы туда пройдя все ключевые ступени образования начиная от простого учителя, директора школы и руководителя гороно до руководителя университета. Тотальное отсутствие системности в формировании образовательной политики и реформ мы связываем именно с нехваткой таких управленцев из поля, которые должны обладать широким видением в масштабах страны и уметь различать проблемы и причины любого уровня, и находить решения. Мы никогда не сможем сдвинуться с места, пока в госаппарате будут преобладать лишь кадры с хорошими менеджерскими и организационными навыками.”

Если хорошенько обратить внимание на самые успешные школы для одеренных детей, то мы заметим, что, во-первых, все они государственные, односменные, автономные, децентрализованные и управляются коллегиально попечительскими советами. Автономность дает мобильность и позволяет оперативно принимать решения, нет прямой подчиненности только к МИО, что дает возможность не отвлекать педагогов на выполнение несвойственных им функций.

Во-вторых, в данных школах проводится качественный конкурсный отбор педагогических кадров, что отражается на результатах обучения. Лучшие педагоги страны стремятся работать в таких школах, повышая свои квалификации и компетенции.

В-третьих, финансирование таких школ в разы выше других общеобразовательных школ, что влияет на качество материально-технической базы и благополучие образовательной среды.

Данным конкретным примером здесь хотел бы сказать, что если нам сильно захотеть, то и из государственных школ, и с участием своих же педагогов мы умеем создавать супер-кейсы! Есть и другие отличные кейсы по большим школам, позитивный опыт которых нам следует масштабировать.

В связи с чем, используя опыт НИШ, РФМШ, КТЛов, предлагаем поэтапно начать выстраивать аналогичную систему управления во всех общеобразовательных школах страны, а также переподчинив их напрямую Министерству просвещения.

Учитывая, что школы – это общественные институты и имеют значимую социальную роль, необходимо, чтобы в их управление через попечительские советы были вовлечены активные члены местных сообществ из числа бывших выпускников, педагогов-ветеранов, родителей, сотрудников школы, представителей учредителя и опытных профессионалов. Попечительскому совету, перед которым будет подотчетен директор школы, должны быть предоставлены реальные полномочия по примеру таких стран как Великобритания и США.

Конкурсный отбор управляющих кадров и назначение руководителей школ должно проводить министерство просвещения. Это повысит ответственность первых руководителей организаций образования и создаст команду профессиональных управленцев, менеджеров в образовании.

Без существенного увеличения финансирования всей сферы образования никакие реформы не пройдут. В связи с вышеизложенным, предлагаем к Вашему рассмотрению ряд конкретных инициатив, реализацию которых просим поддержать.

Инициатива-1, по подготовке педагогических и управленческих кадров для образовательной сферы. Одновременно с повышением заработной платы и предоставлением управленческой автономии школам, необходимо кардинально повысить требования к квалификациям и компетенциям педагогов и управленцев. Система образования должна готовить выпускника, владеющего социальными навыками и фундаментальными знаниями, использующего математику как инструмент познания мира, естественные науки – как философию для понимания явлений природы, и общественные науки – как анализ для выработки позиции. А это значит, что учитель и главный педагог школы, в первую очередь, должны обладать всеми этими компетенциями сами. Текущее состояние, когда почти каждый второй педагог страны не может подтвердить свою квалификацию и знание предмета, которому он учит детей, должно нас заставить кардинально пересмотреть существующий старый подходы в подготовке и повышении квалификации педкадров.

Будущие педагоги должны стать интеллектуальной элитой страны. Поэтому отбор на педагогические специальности должен быть качественным и целенаправленным. Так, например, в Сингапуре каждый студент, успешно прошедший жесточайший конкурсный отбор, с первого курса педагогического вуза на контрактной основе принимается на работу в министерство просвещения, со стартовым окладом в $1750 американских долларов. Его обучение, как будущего специалиста этой отрасли, проходит под контролем министерства на базе частного партнера государства в лице National Institute of Education. В рамках трёхстороннего контракта министерство обязуется вовремя оплачивать учебу и зарплату, пединститут качественно подготовить специалиста, а студент успешно завершить учебу и в течение трех лет отработать в той государственной школе Сингапура, в которую он будет направлен работодателем в лице министерства. Мы предлагаем поступить аналогичным образом и целевым образом, в течении следующих 15 лет подготовить 300,000 тысяч с горящими глазами и сердцами современных педагогов и 30,000 управленцев.

Инициатива-2, по строительству современных школ. Несмотря на то, что за период независимости Казахстана было построено около 1800 школ, на текущий момент почти все городские школы перегружены и продолжают функционировать в 2, либо 3 смены, и к сожалению, это воспринималось нормальным явлением, как будто так должно быть всегда. Вы только представьте, из 11 лет обучения в школе, ровно половину ребенок вынужден учиться после обеда с 14:00 до 19:30 вечера. Международные исследования и практика показывают негативное влияние такого режима дня, сохраняющегося годами, на успеваемость детей, на качество освоения программы, благополучное развитие и безопасность.

Основными причинами проблем переполненности и нехватки государственных школ являются медленные темпы строительства МИО, их нежелание передавать строительство школ в конкурентную среду, а также барьеры в форме высоких санитарных и строительных требований и норм, которые ведут к удорожанию строительно-монтажных работ и капитальных затрат, тем самым сужая воронку входа для не больших частных инвесторов на данный рынок. Немаловажной преградой являются существующие коррупционные схемы, чрезмерная бюрократизация процессов госзакупок и процедур согласования на местах, которые в совокупности влекут к удорожанию проектов, потере времени, и некачественному строительству школ.

В качестве решения данной проблемы мы предлагаем создать все необходимые условия для развертывания по республике широкомасштабного строительства 3000 социальных школ каждая по 1000-1500 ученических мест, с привлечением к сотрудничеству социально-ориентированных инвесторов и меценатов. А именно, выделить под цели строительства школ специальные льготные кредиты под 3% в год, без обязательного требования твердого залога, а также законодательно отрегулировать вопросы выделения земельных участков с обязательным проведением всех необходимых коммуникаций местными органами под строительство. Данные меры существенно ускорят темпы строительства и в кратчайшие сроки, а именно за 10 лет полностью решить проблему 2-х сменных школ по стране.

В нашей богатой природными ресурсами стране есть огромный потенциал, наши дети имеют право на качественное образование в достойных условиях.

Завершая свое обращение, я хочу привести слова моего научного руководителя, профессора Кембриджского университета Э.Уилсон: «страну с любой другой страной, так же, как и человека с человеком, делает равным не богатство в виде сырья или нефти, а образованность и интеллигентность, и, выстроенная на таком непоколебимом фундаменте, наукоемкая экономика, что является основой процветания любой развитой страны».

Уважаемый президент! Искренне верим, что Вы сможете переломить ситуацию и предоставить все необходимые возможности для создания передовой сильной системы образования и воспитания умного и счастливого поколения казахстанцев. Мы готовы поддержать Вас в данных радикальных изменениях, которые вы неоднократно озвучивали».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.