Скандал вокруг Иле-Алатауского нацпарка набирает силу
Поддержать

Скандал вокруг Иле-Алатауского нацпарка набирает силу

В Казахстане начался процесс передачи в аренду национальных парков. Цель благая – развитие внутреннего туризма. Но последний пример тендера на несколько участков Иле-Алатауского национального парка показал, что они проходят без научной, экологической и общественной экспертизы.

Несколько месяцев назад 32,6 га Иле-Алатауского парка были переданы в долгосрочную аренду. По результатам тендера победителем стал единственный участник — ТОО «КУЛТАУ и К», что уже вызывает вопрос к процедуре его проведения.

Этой компании передали в аренду на срок 49 лет участки на Большом Алматинском озере, плато Асы, в ущелье Алма-Арасан, Тургеньском, Иссыкском, Солдатском ущельях, в Маралсае и на Бутаковке. На их территориях планируется построить туристические комплексы, смотровые площадки, парковки и визит-центры, а также оборудовать мобильные лагеря с комфортным жильем, бытовыми коммуникациями и обслуживанием. Казалось бы, все выглядит достаточно пристойно, однако экологи и общественные активисты вновь забили тревогу. 

Механизм аренды как форма развития национальных парков и туризма разрешен статьями 46 и 46-1 закона «Об особо охраняемых природных территориях». Однако, из закона следует, что аренда предоставляется только в зонах туристской, рекреационной и ограниченной хозяйственной деятельности. Однако, по мнению экологов, опыт показывает, что земли национальных парков уже не раз перебрасывались из одной зоны или категории в другую. Например, земли особо охраняемых природных территорий нередко превращаются в земли запаса, на которых можно делать практически что угодно и бессрочно. Впрочем, есть и другие хитрости, в результате которых можно вполне зарабатывать и не меняя зон или категорий.

Экологическое общество «Зеленое спасение» много лет ведет мониторинг экологической обстановки в Иле-Алатауском государственном национальном природном парке и в городском природном парке Медео. В рамках мониторинга были выявлены многочисленные нарушения, такие как:

  • захват земель (посторонние землепользователи и арендаторы);
  • руины;
  • препятствия для туристов (шлагбаумы и др.);
  • несанкционированные свалки;
  • загрязнения почв и водоемов;
  • разрушение естественных экологических систем (уничтожение растительного покрова, незаконная пастьба скота);
  • незаконное строительство дорог и других объектов.

На основании собранного материала мы направляем письма и запросы в различные государственные органы. В некоторых случаях на основании этих обращений госорганы принимают меры и экологические проблемы решаются.

Смотрите карту «Мониторинг экологической ситуации в природных парках»:
https://www.google.kz/maps/@43.1424432,76.9170757,10z/data=!3m1!4b1!4m2!6m1!1s1zfTZiUy9idSl9zzi1tbEvp9IY8Q?authuser=1

А в это время в Алматы разработан мастер-план по развитию горного кластера вокруг мегаполиса и Алматинской агломерации до 2030, который охватывает все горные локации региона: Тургень, Ак-Булак, Oi-Qaragai Lesnaya Skazka, Табаган, Бутаковка, «Пионер», Кок-Жайляу, Шымбулак и Каскелен. В общей сложности тендер объявлен на 21 участок,  включая горные локации Алматы. Аналогичные тендеры будут проводиться в других национальных парках.

Пандемия актуализировала потенциал внутреннего туризма. Впрочем, интерес к нему ежегодно рос и до ее начала. По данным управления туризма акимата Алматы, в прошлом году мегаполис посетили 1 млн туристов, из них почти 400 тысяч  — иностранцы. Это на 11% больше по сравнению с годом ранее. Правда, туристы жаловались на обилие шлагбаумов и отсутствие туалетов. Зато любительская видеосъёмка например в Жонгар-Алатауском парке стоит 5 тыс. тенге, а профессиональная – 22 тыс. тенге в день. Не дешево обходятся и другие услуги.

Но вернемся к тендеру. Главной претензией экологов является та же, что и в случае с Кок-Жайляу – отсутствие научной, экологической и общественной экспертизы. Известные экологические активисты из группы «Сохраним Кок-Жайляу»: Ажар Джандосова, Жанна Спунер, Вадим Ни, Салтанат Ташимова, Павел Александров немедленно вынесли свой вердикт —  отменить итоги тендера на долгосрочную (49 лет) аренду 34 участков нацпарка.

Ерлан Нысанбаев, вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК, попытался наладить с ними диалог, пригласив всех в создаваемый общественный совет, но получил от них твердое «нет». Более того, общественники потребовали «законодательно запретить любую попытку передать в аренду или в частную собственность земли всех национальных парков Республики Казахстан», практически выступив против концепции развития экотуризма, предлагаемой Министерством экологии.

Также они выдвинули предложение о создании альтернативного Общественного совета по развитию туризма на природных территориях.

В ходе дискуссии, организованной активистами в Казахстанском пресс-клубе 18 июня,  они пришли к выводу о том, что стратегии и планы развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ), которые презентует и реализует государство в лице Министерства экологии и акиматов не соответствуют не только мировым стандартам, но и самой сущности охраны природных объектов.

Один из самых активных оппонентов проекта журналист Вадим Борейко опубликовал в своем аккаунте контраргументы единомышленников:

«По мнению Сергей Куратова: «Территория, на которой располагается Иле-Алатауский ГНПП, является сложнейшей экологической системой, которая обеспечивает Алматинскую агломерацию жизненно необходимыми экологическими услугами. Сегодня существует существенный разрыв между природоохранной и туристической задачами нацпарка, что не может не приводить к принятию непродуманных, поспешных и вредящих природе решениям».

 Елена Ерзакович: «Мы наблюдаем размытые госпрограммы, отсутствие понимания лучших практик развития экотуризма, слепое копирование чужих моделей управления ООПТ и игнорирование научных и общественных обсуждений. Только этим можно объяснить скоростное проведение «Корректировки генерального плана в части развития туризма» по Иле-Алатаускому ГНПП или скандального тендера на множество участков под визит-центры, смотровые площадки, кэмпинги, апартотели и глэмпинги в одном пакете».

Вадим Ни: «Сама система тендеров на долгосрочную аренду в национальных парках уже много лет подвергается критике со стороны экспертного сообщества и вызывает много вопросов у заинтересованных в продвижении экотуризма компаний из за отсутствия прозрачности и четких требований к проектам инвесторов по соблюдению рекреационных нагрузок , строгих экологических норм обустройства и эксплуатации объектов».

Члены группы «Сохраним Кок-Жайляу» особо отметили, что не против развития экотуризма на природных территориях, но считают, что в первую очередь необходима помощь национальному парку в создании эффективной системы управления туризмом на его территориях.

Одним из существенных вопросов, непосредственно относящихся к туризму, является расчет рекреационной нагрузки и создание (укрепление) служб охраны и защиты правопорядка (рейнджеров), наделение этой службы правами наложения штрафов и взысканий на посетителей за нарушения правил поведения в национальных парках. К созданию системы управления национальным парком необходимо привлечение экспертного сообщества и компетентной общественности, в том числе через участие в работе общественных советов.

Ажар Джандосова, которая наблюдала за дискуссией онлайн, считает: «К сожалению, спешка, с которой этот общественный совет при нацпарке создавался в последние дни в разгар развернувшегося скандала по поводу тендера о передаче 34 участков (в аренду на 49 лет А. Гужавину. – В. Б.), позволяет предположить, что главной целью создания совета является легитимизация данного тендера. В связи с этим приглашенные в данный совет члены инициативной группы «Сохраним Кок-Жайляу» приняли решение отказаться от участия в совете, до тех пор, пока не будут отменены результаты проведенного тендера».

К слову, победитель тендера – некий Александр Гужавин. В ходе расследования, проведенного журналистом Вадимом Борейко, выяснилось, что этот бизнесмен фигурирует в  списке аффилированных лиц в одном из холдингов Тимура Кулибаева: «на сайте Казахстанской фондовой биржи КАSЕ, на файл эмитента – АО «Холдинговая группа АЛМЭКС», которая принадлежит Тимуру и Динаре Кулибаевым, фигурирует А. О. Гужавин. В списке аффилированных физических лиц он указан как должностное лицо компании «Достар Инвест». А в списке аффилированных юридических лиц указана сама эта компания – «Достар Инвест».

При этом, в беседе с Гужавиным на ютуб-канале «Гиперборей» на вопрос журналиста о том, является ли он «подставным лицом», автор проекта это предположение решительно опроверг.

Надо отметить, что вице-министр экологии Ерлан Нысанбаев предпринимает достаточно большие усилия для легитимизации итогов тендера. Он провел десятки встреч с противниками и сторонниками проекта, в том числе прилетая специально для этого и в Алматы. После серии сложных переговоров, Общественный совет-таки был создан, но в него не вошли те, кого приглашали и кто отказался в связи с наличием «особого мнения».

По версии журналиста Вадима Борейко, такая спешка с летимизацией проекта связана с тем, что в госпрограмме развития туризма на 2019-2025 годы, которую премьер-министр Аскар Мамин утвердил постановлением правительства от 31. 05. 2019, нет никакого «проекта развития экотуризма». Зато этот раздел щедро представлен в «Дорожной карте по развитию экотуризма на территории Иле-Алатауского ГНПП», утвержденной министром экологии и министром культуры и спорта от 2019 года. «Так и написано: «от 2019 года». Ни числа, ни месяца, когда «дорожная карта утверждена министрами», — пишет Борейко. — Теперь понимаете, да? Для всей страны существует единая большая госпрограмма развития туризма (какая б она ни была), а для Иле-Алатауского парка – своя, маленькая госпрограммка экотуризма, которая называется «дорожная карта».

Причём в этом же нацпарке располагается Алматинский горный кластер из «старшой» программы. От него остались, правда, рожки да ножки. Но кое-что таки осталось – три планируемых горнолыжных курорта: ЦСКА, «Тургень» и «Бутаковка». Они, кстати, тоже упоминаются в корректировке Иле-Алатауского генплана.

И ещё. Корректировка разработана на основании не только бездатой «дорожной карты», но и других документов. Это два письма Комитета лесного хозяйства и животного мира Минэкологии — от 24 сентября и 11 ноября 2019 года. Т-34 И ДРУГИЕ ОБЪЕКТЫ

ТОО «ҚАЗАҚ ЖОБАЛАУ ҚҰРЫЛЫС» подготовило корректировку в фанастически сжатые для такого труда сроки – с 20 января до 6 февраля.

А что же в ней такого интересного?

Да то, что там перечислены все 34 объекта проекта Гужавина (см. скриншоты), которые перекочевали одним лотом в тендерную документацию (в тендере Александр Олегович участвовал один и сам себя победил в честной борьбе за явным преимуществом), потом в его договор с нацпарком, а оттуда – в мастер-план, который он презентовал 10 июня» — пишет Борейко.

Коротко говоря, при принятии всех этих решений, ни о какой экспертизе – научной или общественной, минэкологии и минкультспорта, попросту не думали, хотя речь идет о государственном национальном природном парке на особо охраняемых природных территориях!

Более того, в самый разгар скандала, 9 июня, сайт Экологическое общество «Зеленое спасение» опубликовал шокирующие снимки, на которых было видно, что в ущелье Аюсай появилась тяжелая техника, начались земляные работы, расчищалась территория для строительной площадки.

На запрос журналиста Борейко пресс-секретарю министра экологии Самал Ибраевой, она ответила:

«Согласно выданному АПЗ (архитектурно-планировочному заданию), все сооружения на туристском комплексе в виде центра «Аюсай» являются временными».

Так или иначе, но это значит, что пока минэкологии обещает максимальную прозрачность проекта, его реализация уже началась. Акимат Алматы предпочитает пока отмалчиваться.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.