Печальные перспективы машиностроения Казахстана
Поддержать

Печальные перспективы машиностроения Казахстана

19 июня на заседании правительства прозвучало много слов об успехах и обнадеживающих планах правительства по развитию машиностроения в Казахстане. Однако фактические результаты и перспективы развития отрасли вызывают большие сомнения. Прежде всего беспокоят нерыночные подходы правительства по развитию машиностроения.

В чем проблемы нашего машиностроения?

Доля машиностроения в ВВП Казахстана составляет менее 2%, а в обрабатывающей промышленности – в районе 10%. По сравнению с развитыми странами это очень маленькие доли. Количество занятых в этой отрасли составляет всего 0,8% от всех занятых. По производительности труда в машиностроении мы также очень сильно отстаем от развитых стран.  

Однако, главная проблема даже не в этих слабых показателях. Очень большие сомнения вызывают конкурентоспособность и инновационность нашего машиностроения. Причем, это целиком «заслуга» правительственных методов поддержки промышленности.

Здесь важно подчеркнуть, что экономика Казахстана сравнительно небольшая и на маленьком внутреннем рынке нашим машиностроителям невозможно достигнуть конкурентоспособности своей продукции за счет масштабов производства. А это значит, что, если наши машиностроители не смогут предоставить какой-либо особый инновационный продукт, то, ориентируясь только не внутренний рынок, они никогда не станут более конкурентоспособными по сравнению с мировыми производителями аналогичной продукции. Масштабы производства мировых производителей очень большие и они всегда будут иметь конкурентное преимущество с более низкой себестоимостью.

В условиях небольшого внутреннего рынка Казахстана, для отечественных производителей единственным мерилом их конкурентоспособности может быть только экспорт их продукции. Нашим машиностроителям пока здесь нечем похвастаться. 

На заседании правительства прозвучало, что экспорт машиностроительной продукции увеличился в 2019 г. в 1,7 раза и составил 1,1 млрд долларов США. При этом было сказано, большая часть экспортируемых товаров (95%) являются товарами высокой технологической сложности. Следовательно, может показаться, что с экспортом машиностроения у нас не все так плохо. Однако и это опять далеко не так. Прежде всего экспорт машиностроения в 1,1 млрд долларов в 2019 году составил лишь 2% от всего экспорта. Но статистика правительства здесь упускает очень важную деталь – большая часть нашего экспорта машиностроения составляет реэкспорт. Например, реэкспорт самолетов и прочих летательных аппаратов в 2019 году составил в районе 300 млн долларов США.

Из нашей официальной статистики невозможно узнать сумму экспорта машиностроительной продукции, произведенной именно в Казахстане. На заседании правительства в речи министра индустрии и инфраструктурного развития прозвучало, что экспорт наших машиностроителей составил всего 398 млн долларов США. Если это так, то это крайне маленькая цифра, которая составляет лишь 0,7% от всего экспорта Казахстана.

Зачем Казахстану нужно такое автомобилестроение?  

Автомобилестроение в Казахстане является ярчайшим примером неверных походов правительства по государственной поддержке определенных секторов обрабатывающей промышленности.

С самого начала во всех госпрограммах по инновационно-индустриальному развитию постоянно говорилось, что автомобилестроение — это главный приоритет для поддержки правительства в машиностроении. В принципе, в этом ничего плохого нет, если бы наше автомобилестроение было бы главным образом ориентированно на экспорт в соседние страны.

Однако наши автомобилестроители никогда не были заинтересованы в экспорте, поскольку государственная помощь создает им тепличные условия и защищает их от внешней конкуренции внутри Казахстан. Например, в 2019 году в Казахстане было произведено 44 077 легковых автомобилей и из них на экспорт ушло лишь 2 629 автомобилей. При чем на экспорт большего всего ушло китайских автомобилей JAC.

Создается впечатление, что только наше правительство не знает, что в Казахстане автомобилестроение – это лишь официальный путь по импорту иностранных автомобилей в Казахстан без оплаты очень высоких таможенных пошлин и утилизационных сборов.

Помимо высоких барьеров по защите от внешней конкуренции, государство оказывает большую помощь автосборочным заводам в виде налоговых льгот, инвестсубсидий, льготных кредитов и так далее. Имея такую финансовую госпомощь, в условиях маленького рынка в Казахстане наши, так называемые, «автомобилестроители» никогда не пойдут дальше отверточной крупно- и мелко-узловой сборки иностранных автомобилей. У них нет для этого никакой мотивации.

За счет денег потребителей и за счет средств госбюджета владельцы таких автосборочных заводов получают очень неплохую прибыль, никак не заботясь о своей конкурентоспособности на внешнем рынке. Причем, даже в таких тепличных условиях некоторые из них умудряются становится убыточными.  

Те же самые грабли и в сельхозмашиностроении

Приказ о введении очень высокого утилизационного сбора на всю сельхозтехнику был опубликовано Министерством экологии 17 июня. И здесь снова очень трудно понять логику нашего правительства. С одной стороны, правительство активно расширяет меры по поддержке сельского хозяйства в Казахстане, а с другой стороны вводит утилизационный сбор на импортную сельхозтехнику, что значительно ухудшит положение аграрной отрасли Казахстана.

Здесь все однозначно. Введение утильсбора просто приведет к подорожанию сельхозтехники и резко ограничит выбор качественных иностранных производителей. При этом, как и автомобилестроении, в сельхозмашиностроении на сегодня нет никакой мотивации, чтобы повышать свою конкурентоспособность и выходить на внешние рынки. В свою очередь, отверточная крупно- и мелко-узловая сборка сельхозтехники не даст никаких конкурентных преимуществ Казахстану, несмотря на большую финансовую поддержку таких «производителей» из госбюджета и за счет собственных средств фермерских хозяйств.   

Необходимо прекратить политику импортозамещения

Очень важно перенаправить текущую государственную поддержку только на рост экспорта отечественной продукции. Импортозамещение в Казахстане характеризируется защитой отечественных производителей от внешней конкуренции путем: тарифных и нетарифных мер защиты от импорта, прямого субсидирования, льготных кредитов, льготного государственного закупа отечественной продукции, и так далее. Все эти меры приводят к бюджетному иждивенчеству и ограничивают долгосрочное развитие конкурентоспособности и эффективности производителей.

Ориентация отечественных производителей на экспорт предполагает полное отсутствие описанных выше правительственных мер по защите отечественных производителей от внешней конкуренции. Это дает им понять, что единственным источником выживания производителей является удовлетворение нужд клиентов, а не получение субсидий правительства. В этом случае производители станут оперативно реагировать на сигналы рынка и изменения в экономических условиях.

Необходимо кардинально пересмотреть государственную поддержку бизнесу

Прежде всего текущая государственная помощь для бизнеса приводит к искажению в рыночной мотивации к повышению их конкурентоспособности (прежде всего повышению производительности). На сегодня в отечественным бизнесе сформировались иждивенческие ожидания по отношению к государству.

Используемые государственные меры по поддержке бизнеса являются несистемными. Губительные последствия такой политики заключаются в том, что, если государство прекратит свою поддержку, то без нее большинство из них станут неконкурентоспособными, а некоторые вообще обанкротятся. При этом господдержка направляется бизнесу нерыночным путем, что создает благоприятные коррупционные возможности.

В результате такой госпомощи в Казахстане не работает процесс creative destruction, когда с рынка оперативно уходят неэффективные компании, а вместо них приходят много новых и эффективных.

В связи с этим надо кардинально пересмотреть подходы по предоставлению государственной помощи. Необходимо в кратчайшие сроки уменьшить субсидирование бизнеса (прямое и косвенное), а в случае крайней необходимости можно оставить госпомощь в виде «зеленой корзины» ВТО. Суммы сэкономленных субсидий прежде всего нужно направить на развитие продуктивной инфраструктуры и человеческого капитала, на создание благоприятной рыночной бизнес среды.

Необходимо создание равных условий для всех компаний несырьевого сектора (включая сферу услуг), независимо от того являются ли они приоритетными с точки зрения правительства. В целом, чиновникам нужно прекратить выбирать приоритеты для государственной поддержки. Наша сравнительная недолгая история индустриально-инновационного развития показал, что приоритеты были выбраны неправильно и очень много государственных денег было потрачены впустую.  Развитые рыночные отношения и частное предпринимательство сами определят, какой бизнес в Казахстане будет иметь международную конкурентоспособность.

Мурат Темирханов, FCCA Экономист/финансист




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.