Отцы и дети
Поддержать

Отцы и дети

Будущее страны зависит от молодежи. Эту банальную истину, основанную на физиологии жизненного цикла человеческих организмов,  знали еще шумеры и древние греки – новые поколения обязательно сменяют старые, как очередная волна бесследно погребает под собой предыдущую.

И столь же древним является извечный конфликт отцов и детей, получивший название «конфликт поколений», в основе которого лежит расхождение, а порой – и несовместимость жизненных мировоззренческих установок. Еще на древнейших вавилонских глиняных табличках навеки запечатлены сетования на беспутство и недостаточное почтение к старшим  тогдашней молодежи.

Древнеримский философ  Сенека, за три тысячелетия до нас в «Письмах к Луциллию» брюзжал, что молодежь забыла традиции, погрязла в бессмысленных развлечениях и не хочет продолжать дело своих отцов. Жалобы на молодежь встречаются у Конфуция, в арабских сказках, в древнеперсидских летописях – по всему миру.

Про классический роман «Отцы и дети» Тургенева  можно уже и не упоминать – там конфликт поколений становится символом духовного кризиса тогдашнего российского общества. Этот «вечный» конфликт оказывает несомненное влияние на развитие общества, его стабильность и предсказуемость развития. Отсюда очевидна актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи и динамики их изменений, неизбежных с приходом новых времен.

По  проблеме формирования системы ценностных ориентиров молодежи проведено множество социологических опросов. В частности, в 50-х — начале 60-х годов XX века молодые люди, отвечая на вопрос о составляющих понятие  «счастье», на первые места выдвигали любимую работу, желание любить и быть любимым, уважение окружающих. В 80-х годах среди основных в системе ценностных ориентаций были выделены такие моменты, как  «политическая культура как важная ценность в формировании личности нового образца», «общественно-политическая активность, как одна из важнейших ценностей советского человека», «искусство, как средство ценностной ориентации личности», «труд, как высшую ценность социалистического образа жизни». Можно отметить, что к 80-м годам уровень политизированности повысился.

К числу первых по важности жизненных ценностей, с точки зрения советской молодежи, принадлежали: стремление быть полезным обществу, иметь интересную творческую работу, заслужить уважение людей, любить и быть любимым и только после этого — материальное благосостояние. Меньше всего ценилась спокойная жизнь, подчиненная собственным интересам, слава. Первое называлось «мещанством» и этот термин носил однозначно негативный оттенок. Стремление к славе признавалось нескромным. Центром всей системы ценностей, способом самоутверждения, совершенствованием каждого человека была общественно полезная работа.

Мотивация работающих людей, как правило, не была связана с эгоистическими или корыстными побуждениями. Так, вопреки распространенному мнению о том, что в общественной работе (выполнение общественных поручений, участие в органах самоуправления) люди участвовали из карьеристских соображений, на первое место этот мотив ставили около 3% респондентов. Еще порядка 10 % считали его важным, но не единственным и не главным. Основными побуждениями были «чувство долга» (40 %), «стремление к общению и приобретению жизненного опыта».

Данные более ранних исследований показывают, что преобладание у советской молодежи «альтруистических» установок над «эгоистическими» существовало не всегда. Так, на вопрос «что бы я делал, если бы все мог?» в 1927 г. из 3,5 тыс. человек 32 % ответили, что проявили бы заботу лишь о личном благополучии. В исследовании 1967 г. таких оказалось в 2 раза меньше. Число выбравших различного рода общественно полезные виды деятельности в 1927 г. было 12%, а в 1967 г. – 52 % .

Сейчас также происходят изменения в системе ценностей молодежи. Нами было проведено небольшое исследование. И результаты проведенного опроса показывают, что молодые юноши и девушки имеют больше сходств с участниками исследования 1927 года.

52% опрошенных ответили, что семья для них — на первом месте, а 80% указали семью в списке пяти главных ценностных ориентиров, что свидетельствует о переориентации интересов индивида с общества «в целом» на ближайшее окружение. Вот один из характерных примеров таких ответов:

Белоусова Анастасия, 19-летняя студентка КазНУ им. Аль-Фараби:

«Семья была всегда довольно важна, мне кажется. И если раньше не выделяли семью, то это странно. Может, сейчас молодые девушки и юноши это и указывают, но мне кажется, что стало больше карьеристов».

А вот мнение 19-летней Аруны Алимтаевой, студентки КазНУ им. Аль-Фараби:

«Без семьи ты никто. И если так не считали в советское время, то это очень досадно».

Анастасия и Аруна поделились с нами своим мнением о дальнейших  результатах опроса.

36% отметили «деньги», как одну из главных ценностей, а 4% респондентов поставили категорию «деньги» на первое место.

В этом вопросе Аруна откровенно не верит в честность респондентов и считает, что они слукавили. Анастасия, согласившись с ней, уверяет:

«Мало тех, кто способен признать, что деньги для него на первом месте. Бытует мнение, что деньги – это плохо. Сейчас пытаются навязать это. Поэтому опрошенные отвечают именно таким образом. На самом деле, если человек любит семью, а многие ответили именно таким образом, то он лучше понимает ценность денег. Одно из другого вытекает, поэтому мне кажется, для тех людей, которые считают семью своим приоритетом и ценностью, деньги должны играть немаловажную роль».

Если в советские времена молодежь чаще использовала термин «работа», «труд», то сегодня респонденты все чаще используют слово «карьера» — продвижение вверх по служебной лестнице.

Анастасия понимает, почему так происходит:

«Получив свободу, молодежь хочет больше денег и меньше работать. Человеческая природа стремится к выгоде. Это нормально. Раньше, во времена «железного занавеса», молодые люди боялись признаться, что хотят этого, а сейчас им просто ничего не мешает».

60 % назвали «самореализацию» одной из своих ценностей, а 12 % решили, что это – их самый большой приоритет.

Самореализация – реализация себя – этот термин имеет много общего со словом «эго». Анастасия не считает это явление негативным:

«Считаю, что в эгоизме, как в явлении, нет ничего плохого. Это то, на чем зиждется человеческая натура. Конечно, когда эгоизм в избытке, то есть ты отнимаешь что-либо у другого человека для себя, то это плохо. Но если ты просто себя любишь, это другое дело. И если человек начинает осознавать, что нужно самореализовываться, это хорошо, я считаю».

Аруна же считает так: «Тотальный эгоизм мешает человеку жить, он портит его мировоззрение».

12 % молодых людей указали «славу», как один из приоритетов, 4% признались, что их привлекает «власть». Но 16 % хотят «помогать другим, быть полезными и служить на благо общества».

По этому поводу Анастасия поделилась своим мнением:

«Тут еще речь о честности с самим собой. Потому что общество навязывает, что не стоит говорить, что тебе нравится власть или слава, и если кто-то об этом говорит, то он нарушает какие-то заповеди общества. А то, что 16% хотят помогать, меня не удивляет, хорошие люди всегда были, есть и будут».

4 % заявили, что одной из главных ценностей для них является «спокойствие в стране», выражая таким образом  свой патриотизм.

Таким образом, если обобщить результаты опроса, прослеживаются тенденции переключения интересов молодежи с благополучия общества на свое личное процветание. Дело в том, что молодежь живет совсем в другом мире. Новое поколение 20-летних не знает советского времени, для них нынешние реалии представляются само собой разумеющимися. Эта часть общества не понимает, что такое хронический дефицит эпохи брежневского застоя, подцензурное искусство и печать, идеологическое «промывание мозгов», когда журналистов, например, называли не иначе, как «солдат идеологического фронта», и о других тонкостях советской эпохи. В нынешних молодых больше прагматизма и меньше иллюзий относительно каких-то идеологических установок, государства и своего места в этом мире. Главный ценностный ориентир молодых современников – желание собственного благополучия и реализации. Это может создать немалые проблемы в обществе уже в ближайшем будущем.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.