Саперы инфополя
Поддержать

Саперы инфополя

Наше информационное поле истыкано множеством мин, имя которым фейки. Некоторые из них безобидны и случайны, а другие могут принести непоправимую беду. И все эти «мины» добровольно взялась обезвреживать группа информационных саперов, что является наиболее важным сейчас, во время пандемии, когда каждое неверное слово может иметь непредсказуемые последствия. Сегодня мы беседуем с одним из создателей команды – известным журналистом и поэтом, шеф-редактором FactCheck.kz Павлом Банниковым.

— Павел, расскажите немного о вашем проекте – как пришла идея о его создании, кто помог в ее реализации, совпали ли ожидания с тем, что получилось?

– Идея родилась у Адил Джалилова  еще в конце 2016 года. Он обратил внимание на то, фактчекинг становится трендом, собрал редакцию и в мае 2017-го мы запустились – я уже был в команде. Что касается ожиданий, то они очень совпали с тем, что мы сейчас имеем. За эти три года мы видим, как растет аудитория, но самое главное – видим, как под влиянием наших развенчиваний изменяется информационное поле. Журналисты начали  проводить более глубокую проверку фактов, да и публичные лица высказываются осторожнее, опираясь на более проверенные данные. Да и в целом можно заметить, что фактчек стал в последнее время трендом не только для журналистов, но и для всех тех, кто так или иначе связан с информацией, включая медиков. Таким образом мы стали первым фактчек-проектом в Центральной Азии. После подготовили и помогли запустить фактчекинговые редакции в Кыргызстане и Таджикистане. С кыргызскими коллегами мы постоянно и тесно работаем.

— Кстати, про врачей и медицину, а точнее, про проблему № 1 в Казахстане. Немалая часть фейковой информации связана с пандемией и ситуацией вокруг нее. Как вы считаете, почему так происходит?

– Все очень просто. Пандемия затронула весь мир и, учитывая многие факторы глобализации, он сейчас стала инфодемией. Она вобрала в себя все фейки, которые существовали раньше. Посмотрите сами – мы сейчас не видим фейки, которые существовали два или три года назад. Даже то, что мы называем «зомби-фейки» – они все переделаны или адаптированы под коронавирус. Под COVID-19 переделывают теории заговоров и различные конспирологические «версии». В качестве пояснения: зомби-фейки это те, которые повторяются время от времени, типа бананов со СПИДом. Теперь это бананы с коронавирусом. В общем, здесь нет ничего удивительного.

— Как рождаются фейки? Они, наверное, делятся на разные виды?

– Большинство фейков создаются обычными пользователями Сети. Чаще всего, на мой взгляд, это происходит банально, от скуки. Если мы возьмем нынешний период, то, наверное, можно сказать, что часть фейков, особенно рассылаемых в WhatsApp, появляются потому, что люди хотят как-то повлиять на ситуацию вокруг. Например, мы сейчас в локдауне. Информации, с одной стороны, слишком много, а с другой – недостаточно. Люди просто теряются от этого и, чтобы хоть как-то повлиять на свое окружение, они начинают запускать фейки. Я имею в виду этих самых апашек, которые рассылают сообщение типа «ай-ай, ай, идут зараженные маски с Китая», «о, придумали лекарство и вылечились за два дня» и так далее, и так далее. Это с одной стороны, но с другой нужно помнить о наличии государственной пропаганды – ее никто не отменял. Есть пропаганда других политических сил. В общем, такой пропагандой занимаются многие и многие. Но, в то же время, на мой взгляд, немалая часть фейков создается мошенниками. То есть, на фейках тестируются схемы распространения дезинформации, и потом по этим же лекалам запускаются, скажем, фишинговые сообщения. И сейчас, последние две недели, я обращаю внимание на то, что подобные фишинговые сообщения стали у нас в Казахстане очень популярными и массовыми.­ И не будем забывать про конспирологов и антипрививочников. Те, кто запускают теории заговора, часто зарабатывают на этом. Так, тем, кто продают фейковые «кремы против 5G» выгодно распространять дезинформацию про вред 5G. А производителям гомеопатии выгоден распространяемый антипрививочный миф.

— Давайте более конкретно. Есть версии, что многие синофобские и антизападные фейки рождаются по ту сторону северной границы. Например, ваш ресурс не раз развенчивал фэйк  об Алматинской биолаборатории, но при этом ложь все равно распространяется каждый раз с новой силой. Можно ли как-то привлекать к ответственности тех, кто клепает эти фейки и намеренно распространяет их?

– Синофобская пропаганда, все же больше нас внутренний продукт, к сожалению. Боязнь Китая слишком сильна в Казахстане, а то, что вирус возник в китайском Ухане, только усилило эти настроения. А вот пропаганда против ЦРЛ в Алматы (а также в Грузии и Украине) – это чисто российский продукт, которому уже лет восемь, не меньше. Очень жаль, что, то ли по недосмотру редакторов, то ли по их убеждениям, эта пропаганда регулярно появляется в казахстанских СМИ. Вот и наши доморощенные конспирологи из Инстаграма в нее включились.

Что касается ответственности. Сложный вопрос. С одной стороны, свобода слова — это главная ценность. С другой, когда из-за фейков возникает реальная угроза жизни и здоровью других людей, то это уже какой-то информационный терроризм. Но я против уголовной ответственности за слова. Так быть не должно. Административная – нужна. И еще я думаю, что в первую очередь ответственность за распространение фейков должны нести не рядовые пользователи, а те, у кого есть информационный ресурс – политики, звезды, публичные лица, которые вводят в заблуждение большое число людей

— Кстати, государство тоже решило пойти по вашему пути, создав ресурс stopfake.kz. Как вы считаете, для чего? Кстати, были ли в вашей практике случаи, когда чиновники или государственные учреждения сами распространяли фейковую информацию?

– Ну, чиновники, да и вообще публичные лица регулярно распространяют недостоверную информацию, от Абаева до Токаева, от певицы Бони до бесконечно уважаемого мной Каиргали Конеева. Все эти проверки можно найти на нашем сайте. Тут всегда сложно сказать, намеренной была манипуляция или ложь, но факт остаётся фактом. Дезинформация идёт в массы. Собственно, наша главная задача с самого начала – проверка высказываний публичных лиц. Поскольку у них есть информационный ресурс, их высказывания влияют на общество, могут влиять и в международных масштабах, но их крайне редко проверяют.

Что касается нового проекта МИОР… Я рад, если государство наконец осознает реальную угрозу фейков. Но то, как это сделано сейчас: анонимная смесь пресс-релизов и копипасты – это даже обсуждать пока не стоит. Посмотрим, что будет дальше. И вообще, у государства есть гораздо более действенные методы борьбы с фейками: внедрять медиаграмотность как предмет в школах, вузах, как курсы для самих госслужащих, не давить на СМИ, не проплачивать фермы ботов, а потратить эти деньги на образование граждан. Так было бы куда эффективнее, тем более, что сфера образования к этому уже готова и нуждается в этом.

— Не могу не согласиться с вами. И последний вопрос: какие случаи фейкообразования показались вам наиболее забавными или неожиданными? И были ли случаи, когда изначально казалось, что новость – голимый фейк, а на проверку выяснялось, что правда?

– Да, бывало. Например, рассылка про промывания носа мыльной водой, в которой ссылались на двух российских врачей. Голимая ерунда, но оказалось, что эти врачи ее действительно озвучили в свое время. Пришлось объяснять, почему врачи не правы и с чем могут быть связаны их заблуждения.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.