Независимая и суверенная Украина имеет ключевое значение для НАТО
Поддержать

Независимая и суверенная Украина имеет ключевое значение для НАТО

На сайте НАТО появилась публикация о необходимости более активной политики НАТО в отношении российско-украинского конфликта.

Агрессивные действия России против Украины серьезно подорвали евроатлантическую безопасность. Украина конструктивно работает над урегулированием ситуации. Но ключом к нормализации отношений между НАТО, Россией и Украиной остается признание Россией суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины. Ослабление санкций в отсутствие значительных подвижек подорвало бы авторитетность Запада и повлекло бы за собой риск дальнейшей дестабилизации.


Прошло шесть лет с тех пор, как Россия незаконно аннексировала Крым – неотъемлемую часть территории Украины. Тем самым впервые со времен Второй мировой войны европейская страна попыталась силой изменить границы. За этим грубым нарушением международного права последовала дестабилизация Россией восточной части Украины, где Россия оказывала поддержку боевикам, воюющим с украинскими войсками, и куда Россия направила свои войска. В ответ на это НАТО решительно поддержала суверенитет и территориальную целостность Украины. Организация Североатлантического договора приступила к самому крупному усилению своей коллективной обороны с момента окончания «холодной войны». Она приостановила сотрудничество с Россией, оставаясь при этом открытой к диалогу. Вместе с тем страны Запада наложили санкции на Москву.

Верен ли по-прежнему этот подход?

На Западе раздаются голоса, ратующие за новый прагматизм в отношении Москвы. Некоторые призывают к этому, поскольку они заинтересованы в возвращении к нормальным деловым отношениям с Россией. У других вызывают понятную обеспокоенность факторы риска, сопряженные с усилением военной деятельности. Третьи могут полагать, что компромиссы необходимы, потому что Россия нужна для решения многочисленных проблем и кризисов, с которыми столкнулась глобальная безопасность.

Но могут ли эти цели перевесить необходимость оказания поддержки суверенитету и территориальной целостности Украины?

Страны НАТО четко обозначили, что они по-прежнему считают, что партнерство с Россией, основанное на уважении международного права и обязательств, представляло бы стратегическую ценность. Но они не могут поступаться принципами, на которых зиждется Североатлантический союз и безопасность в Европе и Северной Америке, и не будут ими поступаться. Россия добровольно поддержала порядок безопасности, основанный на правилах, сослуживший хорошую службу в качестве фундамента безопасности в Европе. Этот порядок, вобравший в себя, помимо прочего, такие документы, как Заключительный Хельсинкский акт, Парижскую хартию и Основополагающий акт Россия–НАТО, призван идти во благо всех стран Европы, исходя из принципа суверенного равенства и неделимости безопасности. Он не является ни враждебным по отношению к России, ни устаревшим.

Очевидное стремление России к отстаиванию своих интересов в области безопасности посредством разграничения сфер влияния между крупными державами абсолютно неприемлемо. Это вызвало бы огромный риск для европейской безопасности. Суверенитет и целостность Украины занимают центральное место в европейском порядке, основанном на правилах, а ее интересы безопасности должны полностью приниматься в расчет.

Адресные санкции

В ответ на агрессивные действия России против Украины страны Запада наложили на Москву санкции. Несмотря на то, что санкции неоднократно продлевались, некоторые продолжают их критиковать. Однако утверждения об их незаконности или бездейственности беспочвенны.

Появление в Крыму солдат без знаков отличия («зеленых человечков») стало прелюдией к незаконной аннексии Россией Крыма 18 марта 2014 года и гибридной войне, которую Россия вела на Донбассе на востоке Украины.

Санкции – законная ответная мера в связи нарушениями международного права Россией, позволяющая избежать дальнейшей военной эскалации. Санкции были тщательно разработаны таким образом, чтобы оказать воздействие на представителей российской элиты, на ком лежит ответственность за действия, подрывающие территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины или угрожающие им. Они также оказали давление на долгосрочное развитие российской нефтегазовой отрасли и банковского сектора, в частности, их целью было вынудить российское руководство изменить курс. Они не оказывают прямого воздействия на население России. Очевидно, что речь идет о взвешенном реагировании. В отличие от них, можно утверждать, что ответные санкции, наложенные Россией, в частности, полный запрет на импорт продуктов питания из Европейского союза, в большей мере сказались на простых гражданах с обеих сторон.

Есть свидетельства тому, что санкции возымели воздействие. За редким исключением государства выполняют Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 68/262, которая была принята в марте 2014 года и в которой все государства, международные организации и специализированные учреждения были призваны не признавать никаких изменений в статусе Крыма. Экономические санкции – необходимое средство для того, чтобы призвать Россию к ответу в выполнении обязательств по Минским соглашениям, от которых она старается уклониться.

Ослабление санкций в отсутствие значительных подвижек со стороны России серьезно подорвало бы авторитет Запада. Вместо того, чтобы способствовать урегулированию конфликта, это лишь создало бы риск дальнейшей дестабилизации Украины.

Непримиримость России

На Россию как участницу Минских соглашений возложена значительная ответственность по их выполнению. Без поддержки со стороны России так называемые «народные республики» в Донецке и Луганске быстро развалились бы. Они являются главным препятствием на пути урегулирования. То, что у их «представителей» нет ни малейшего намерения снова интегрироваться в Украину – общеизвестный факт.

Москва последовательно прилагает усилия к тому, чтобы замаскировать свою непосредственную причастность к конфликту, заставляя Украину строить напрямую официальные отношения с российскими марионетками и вновь интегрировать регионы, ставшие предметом спора, в состав Украины, наделив их особым статусом. В минских соглашениях упоминается «особый статус», однако разрешение спора, при котором подрывались бы суверенитет и независимость Украины, явно шло бы вразрез с самой целью соглашений.6 Кремль же настойчиво отказывается даже обсуждать какую бы то ни было перспективу восстановления украинского контроля над ее частью границы.

Десятый пункт Пакета мер («Минск – 2»), предусматривающий вывод иностранных вооруженных формирований, военной техники и наемников с территории Украины, тоже не обсуждается, и Россия продолжает отрицать свое присутствие на Донбассе, равно как и постоянные поставки оружия и техники боевикам. Прекращение огня по-прежнему нарушается, в частности с применением запрещенного тяжелого оружия. Боевики, которых поддерживает Россия, по-прежнему в большой мере ограничивают работу Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ

Более того, Россия нажимает на Украину, чтобы шла работа на политическом треке Минских соглашений, поощряя при этом де факто интеграцию непризнанных «народных республик» в состав Российской Федерации, в частности посредством введения в обращение российского рубля и массовой выдачи российских паспортов местному населению.

Стратегическое терпение и поддержка

Страны НАТО последовательно призывали к полномерному выполнению Минских соглашений всеми сторонами. Конечно, Украине нужно проделать определенную работу в соответствии с Минскими соглашениями, однако Киев прилагает трудные усилия по их выполнению. Согласно обязательству Президента Порошенко, было принято законодательство об «особом статусе» и амнистии. Все готово для исполнения законодательства, когда условия безопасности позволят это. Началось обсуждение вопроса о местных выборах на Донбассе.

12 февраля 2015 года в столице Беларуси Минске, после 16-часовых переговоров лидеры Беларуси, России, Германии, Франции и Украины – (слева направо) Александр Лукашенко, Владимир Путин, Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Петро Порошенко – пришли к новому соглашению о прекращении огня на востоке Украины. (Предыдущая Минская договоренность о прекращении огня потерпела крах по прошествии нескольких дней после ее подписания 5 сентября 2014 г.) © Wikipedia

Президент Зеленский тоже обозначил мир на востоке в качестве первоочередной задачи и взял на себя эту ответственность. В своей инаугурационной речи в мае 2019 года он сказал: «Не мы начали эту войну. Но нам эту войну заканчивать». С тех пор он прилагал усилия к тому, чтобы сосредоточиться на человеческом факторе и снова привлечь на свою сторону сердца и умы людей, находящихся в зоне конфликта. Он пошел на разъединение войск в трех пилотных зонах. В октябре 2019 года, несмотря на большое сопротивление со стороны общественности в Украине, он согласился с так называемой «формулой Штайнмайера», предложенной Президентом Германии Франком-Вальтером Штайнмайером, занимавшим в 2016 году пост министра иностранных дел, и предусматривающей введение «особого статуса» в некоторых областях Донбасса после проведения там местных выборов в соответствии с украинским законодательством и при международном мониторинге.

Очевидно, борьба за независимость остается задачей Украины как страны. Украинцам решать, как восстановить территориальную целостность без ущерба суверенитету и независимости. Украинцам нужно решать, каким будет их будущее, и они должны быть способны это делать. Они четко обозначили свое желание жить в процветающей и миролюбивой стране, твердо укоренившейся среди европейских демократических стран, приверженных общим ценностям. В будущем большинство видит страну в Европейском союзе и в НАТО.

У борьбы за независимость Украины есть внутренний аспект, не менее важный, чем внешний. Из-за десятилетий отсутствия структурных реформ, коррупции, корыстных интересов и слабого правового государства перспективы развития Украины и ее устойчивость к гибридным нападениям ослабли. Еще одна причина тому – отсутствие стратегического курса у руководства в течение слишком многих лет.

Некоторые могут по-прежнему считать, что Украина может служить «мостиком» между Россией и Западом. Но после событий в Украине и в других точках ключом к нормализации отношений между НАТО, Россией и Украиной остается недвусмысленное признание Россией суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины. Ключ к урегулированию конфликта на востоке Украины – в руках Москвы.

Помимо этого, тот факт, что Россия стала агрессивно вести себя в других точках мира тоже и приступила к ряду гибридных нападений на страны Запада, оставляет мало поля для какой-либо нормализации отношений между НАТО и Россией. Чтобы это произошло, необходимо четкое, конструктивное изменение в действиях России, свидетельствующее о соблюдении международного права, международных обязательств и обязанностей России. Очевидно, что это должно начаться с изменения поведения России по отношению к Украине. Потребуется стратегическое терпение, прежде чем Москва будет готова поддержать устойчивое решение.

Украина по-прежнему нуждается в поддержке Запада.

Флориан Энке, Управление НАТО по политическим вопросам и политике безопасности

Полная версия здесь.

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.