Кто и как может воспользоваться хаосом в Казахстане
Поддержать

Кто и как может воспользоваться хаосом в Казахстане

Все чаще говорят о том, что осенью нас ждет пик последствий пандемии. Это и возможные протесты, и реакция России в виде «защиты» русскоязычного населения, и активизация боевиков в Афганистане, и Китай, чувствующий «запах крови».

2020 год, вопреки предсказаниям четырехлетней давности тогдашнего президента, выдался, мягко говоря, сложным. А ведь високосный год едва перевалил за половину, и даже отпетые оптимисты все чаще со вздохом произносят: «То ли еще будет!». При этом, как говорится, кому война, а кому мать родна – кое-кто успел на этом хорошо заработать. Но ситуацией в Казахстане могут воспользоваться и зарубежные «друзья».

Не лучшие времена

Мы уже не раз писали, что власть имущие и имущие власть имущих постарались выгодно использовать ситуацию с пандемией на отдельно взятой территории Республики Казахстан. Можно было практически бесконтрольно проворачивать различные внутриполитические аферы и протаскивать нужные законы через парламент. Да, вы правы, до этого тоже особого контроля не было, но режим чрезвычайного положения и карантинные санкции позволили все это делать (или, наоборот – ничего не делать) уже опираясь на законы и подзаконные акты.

Некоторые использовали положение в сугубо материальных целях. В первую очередь, стоит упомянуть тех, кто создал, так сказать, «материальную базу» для нынешней ситуации. А если быть точнее – кто эту самую базу банально разворовал. Это касается и триллионов антиковидных тенге, о которых зачем-то упомянул президент Токаев в интервью российскому изданию, и более скромные суммы, уведенные из местных и министерских бюджетов, и, конечно же, различные схемы в той же СК «Фармаци», с которыми почему-то до сих пор не могут разобраться следователи антикоррупционного ведомства.

Не нужно забывать и о «бытовых» случаях. Речь идет о владельцах аптек и отдельных предприимчивых фармацевтах, розничных и потовых торговцах продуктами питания, которые тоже «подросли в цене», тех, кто предоставляет различные услуги и, уповая на карантин, существенно повысил на них расценки. Пользуясь случаем, так сказать. Естественно, есть и другие люди (и их значительно больше), которые на свои деньги стараются помочь согражданам выжить. Но сейчас мы немного о другом.

Коротко говоря, Казахстан и его народ переживает не лучшие времена, а власти если и думают о чем-то, то только о том, как удержаться в нынешнем положении и кого отдать в жертву расширяющемуся в количественном и качественном направлениях протестному электорату. Ситуация, несмотря на несколько оптимистичные заявления нового министра здравоохранения, продолжает оставаться напряженной, а предстоящая осень грозит второй волной нехорошего вируса (то, что мы переживаем – только первая). Плюс ко всему – социально-экономическое положение будет только ухудшаться, сколько бы и на кого бы они не меняли правительство. И наступает самое время для того, чтобы этим воспользовались различные внешние силы.

Международная жертва

Для начала стоит отметить, что Казахстан сейчас попал под пристальное внимание мировых СМИ. Это чисто технический процесс – когда наша страна «засветилась» в лидерах по заражаемости коронавирусной инфекцией, иностранная пресса стала более тщательно мониторить события, происходящие в ней (в том числе, через социальные сети). Кстати, именно поэтому происшествие на берегу Каспия, когда камнями забили тюленя, попала в сферу внимания зарубежных таблоидов. Поэтому любое происшествие или событие даже регионального масштаба может быть отражено в этих СМИ, причем, скорее всего, в негативном свете.

Поэтому, международный имидж Казахстана сейчас, прямо скажем, не на высоте. Хорошо, что наши имиджмейкеры из МИДа еще не догадались вливать бюджетные миллионы долларов в пиар-материалы, да и вряд ли бы это помогло – нынешний хозяин Акорды, как опытный дипломат, это хорошо знает. На падении имиджа страны могут сыграть многие, от биржевых игроков до юристов, которые сейчас в международных судах оппонируют Республике Казахстан.

Если говорить о материальных выгодах, то «плохие казахи» будут хорошим подарком для региональных стран-конкурентов – это касается многих параметров, от инвестиций до налаженных кредитных линий. Впрочем, для внешних кредиторов всегда хорошо, когда в экономике становится меньше денег. Это дает возможность диктовать кабальные условия, а коли уж это касается Казахстана, то мы (общество) с большой долей вероятности еще не скоро можем узнать подробности таких договоров и их условий. Тут логично встает образ Китая, который сохранил инвестиционный потенциал и даже не скрывает своих намерений использовать общемировой кризис в лично-государственных целях.

Прогнозы в добывающей промышленности, а особенно – в нефтегазовой сфере – также нельзя назвать утешительными, а если говорить прямо, то они явно негативные. Не вдаваясь в подробности взаимоотношений в ОПЕК и не останавливаясь на ценах за «бочку нефти», можно смело сказать, что Казахстан в этом году остается «в минусах». А если где-то убывает, то, по закону природы и экономики, где-то должно прибывать. Скорее всего, прибудет у различных нефтяных лоббистов и странах, которые с умом относятся к своим нефтяным запасам и прибыли от них. Мы к ним не относимся, к сожалению. Кстати, международные рейтинговые агентства (например, S&P) подчеркивают, что в Казахстане наблюдается «нестабильный режим регулирования», а нынешнее ослабление казахстанской экономики может лишь усугубить это положение.

Худший прогноз

Впрочем, режим у нас нестабильный не только в области регулирования. Если все пойдет по худшему сценарию, то протестные настроения в обществе могут достигнуть своего апогея. Если же к этому добавить неготовность оппозиции взять протест под свой контроль, то стихийные бунты могут еще более ухудшить положение, как населения, так и государства в целом. Дополнительным и весомым фактором может стать невозможность властями контролировать ситуацию, так как недовольство общества и всеобщее недоверие к правительству лишь добавят масла в огонь.

Другими словами, проблемы в социально-экономической жизни могут быть дополнены политическими проблемами. Здесь, конечно же, важную составляющую имеют особенности этих политических потрясений, но украинский опыт подсказывает, что аннексия (как бы это слово нравилось или не нравилось Акорде), «народные референдумы» и появление «вежливых человечков» – это не самый невозможный вариант развития событий. Тем более, политическая и идеологическая база у северного соседа для этого уже вполне созрела. Это может быть неким ответом на «казахский майдан» или защиту соотечественников, у которых вдруг на руках окажутся российские паспорта. Действительно, а почему бы Кремлю не воспользоваться моментом?

Определенная и очень даже реальная опасность может прийти с юга. Новости из Афганистана уже с весны идут все тревожнее. Активизация боевиков, создание ими новых военных баз и переброска сил на север страны являются серьезным знаком признаком того, что «игиловцы» (или любые другие) могут чуть ли не маршем пройти через все страны Центральной Азии, учитывая тот факт, что и там коронавирус нанес серьезные поражения. В частности, это касается Кыргызстана, где ситуация схожа с нашей. Не хочется быть слишком пессимистичным, но по дороге боевики могут не только не встретить серьезного сопротивления, но и пополнить живую силу из местных сочувствующих. Тем более, что немало среди них тех, кто «получил боевой опыт» в Сирии.

Безусловно, это, как говорится, худший прогноз, который на сегодняшний день выглядит фантастически, но ведь, скажем, в 2013 году в Украине никто и подумать не мог, что у страны отрежут Крым, а на Донбассе развяжется кровопролитная война. Да и Майк Помпео, напомним, не просто так приезжал в ЦА в начале года, делая акцент на Афганистане.

Вместо послесловия

Наверное, это не все пункты, которые нас могут ожидать уже в обозримом будущем. Некоторые из вышеперечисленных вариантов обойдут нас стороной, другие проявятся в несколько другом свете, а также может быть дополнено другими вариациями на тему «то ли еще будет».

Кроме этого, есть и более мелкие, но не менее серьезные моменты, когда внешние силы и иностранные государства захотят воспользоваться нашей слабостью. Например, уже сейчас говорят о намерении закупить антиковидное лекарство и вакцины российского производства. Не потому что оно лучше и дешевле других аналогов (пока еще не существующих, по большому чету), а просто по старой дружбе. Хотя, все понимают цену этому предварительному соглашению.

Главное сейчас всем нам понять, что хаос, спровоцированный действиями и бездействиями правительства, в первую очередь, скажется на тех, кто и без того страдает от этого хаоса – на гражданах Казахстана, на всем обществе, на нашем с вами будущем. Поэтому властям следует иметь это в виду, а казахстанцам – быть готовым к любым, даже самым невероятным и худшим вариантом развития событий. Кто предупрежден, тот вооружен.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.