Кодекс о здоровье как продуманная схема национализации убытков и приватизации доходов
Поддержать

Кодекс о здоровье как продуманная схема национализации убытков и приватизации доходов

Непрерывные скандалы, связанные с Кодексом о здоровье, могут стать поводом для социального взрыва. Коррупционные скандалы в Фонде социального медстрахования и СК Фармация, массовые приписки в Дамумед, создание единого оператора для строительства 16 мегаклиник за сотни миллиардов тенге бюджетных средств – все это прямое свидетельство того, что Кодекс о здоровье на самом деле является хорошо продуманным коммерческим проектом для лиц, об уровне влияния которых можно только догадываться, судя по тому, под каким давлением он был принят.

Материалы по теме

Фонд медицинского социального страхования: то ли еще будет

Увы, но, сотни миллионов тенге на аренду офиса, картины для кабинетов руководителей и ежегодная замена техники — это явно самые безобидные «проделки» ФСМС даже без учета результатов аудита, который сейчас проводит минздрав. Пандемия, как лакмусовая бумажка, выявила концептуальную несостоятельность самой модели медицинского страхования, которая и до пандемии не справлялась со своей ролью стратегического закупщика медицинской помощи для всего населения и финансового оператора пакетов ОСМС и ГОБМП. Тот факт, что большинство населения было вынуждено самостоятельно оплачивать диагностику и лечение ковида говорит о том, что за четыре года своего существования ФСМС так не смогло обеспечить четкость, прозрачности и системность всех процессов — от закупа до расходования средств на медицинскую помощь. Увольнение руководителя фонда проблему не решит – смена водителя не починит изначально плохо сконструированную машину.

К слову, коррупционные скандалы начались в Фонде чуть ли не сразу после его появления, но на логичный вопрос, на что были израсходованы отчисления в Фонд, никто так и не ответил. Доступной отчетности ни на сайте Фонда, ни в других источниках нет. По фрагментарным сообщениям можно судить, что только в 2020 году ежемесячно в Фонд поступает порядка 35-45 миллиардов тенге, а в общей сложности речь идет о примерно около половины триллиона тенге. По славной казахстанской традиции руководство Фонда заботливо потратило на содержание своих 16 филиалов только в 2018 году свыше трех миллиардов тенге, а пятеро членов исполнительного органа ФСМС получили вознаграждение на 92 173 262,69 тенге. В общей сложности, содержание Фонда обошлось налогоплательщикам в 10 млрд. тенге. Впрочем, была и другие расходы, например, на информационно-разъяснительную работу фонд за два года потратил более 233 миллионов тенге. При этом, в Фонде, по признанию минтруда, не нашлось денег на выплату помощи в виде 42 500 тенге, так необходимых населению, половина которого потеряла свои доходы. Ну а об оплате расходов на лечение и вовсе говорить не приходится.   Особенно издевательски это выглядит, если вспомнить, как экс-министр Биртанов уверял, что всеобщее медстрахование как раз позволит обеспечить полный охват медуслугами всех «простых граждан», расширится перечень бесплатных лекарств, а пакет медстрахования расширится. На практике, все произошло с точностью наоборот.

Тогда правительство пошло у него не поводу, не обратив внимание на экспертов, предупреждавших, что сама концепция Фонда еще недоработана, а потому не будет эффективна. А последние события – самое яркое тому подтверждение, поэтому, собственно, сегодня встал вопрос о целесообразности Фонда в принципе.

СК Фармация – элитный клуб «для своих»

Но Фонд медстрахования – это только одна «жемчужина» в ожерелье Биртанова. Простые казахстанцы оказались свидетелями того, как за считанные недели стоимость препаратов по необъяснимым причинам выросла в разы. Впрочем, единый дистрибьютор страны заботливо повышал цены на лекарственные препараты и до начал пандемии. И следовавшие один за другим коррупционные скандалы нисколько не мешали этому непрерывному процессу. А ведь СК Фармация создавался в свое время как раз для экономии бюджетных средств за счёт систематизации закупок и установления прямых контактов с производителями лекарственных средств. Государство изначально выделило на эти цели более 100 млрд тенге.

Уже в 2016 году борцами с коррупцией были установлены факты, когда производители или их официальные представители в Казахстане изначально заявляли в «СК-Фармация» заведомо завышенные цены, потом стоимость продолжала расти в накладных при отгрузке товара, логистических услугах, экспертных исследованиях и таможенных расходах. При этом, как поясняли уже тогда в Нацбюро, «для заключения договоров по максимальной цене фармкомпании вступают в сговор, создавая мнимую конкуренцию между собой. Включаясь в тендер единого дистрибьютора, они заранее распределяют, кто и какие препараты будет поставлять. В последующем обусловленный победитель в ходе конкурса снижал своё ценовое предложение на несколько тиын, а его конкуренты вместо добросовестной борьбы за победу демонстрировали взаимное молчание. Тем самым, все участники картеля обеспечили себе гарантированный выигрыш по заведомо завышенным ценам».

Таким образом, рынок гарантированной бесплатной медицинской помощи в Казахстане стал неким закрытым элитным клубом для «своих», где львиную долю имеют только «избранные» компании. А ведь речь идет о рынке, объемом свыше 100 млрд. тенге.

Впрочем, к сожалению, аналогичная схема работает практически на всех рынках, где есть государственный монополист. Отсюда и рост инфляции, с которой правительство почти искренне пытается бороться, простодушно сокрушаясь о природе ценообразования в Казахстане.

Поэтому регулярные задержания экс-руководителей СК Фармация тоже не решат проблему – коррупционный механизм заложен в саму природу любого монополиста и не воспользоваться этим они считают «преступлением» перед собой.

Damumedгорький плод цифровизации

Еще один повод для «восхищения» — создание другого монополиста — медицинской информационной системы (МИС) Damumed. Социальные сети, переполненные скриншотами несуществующих больных, это только вершина айсберга. Экс-министр Елжан Биртанов вовлек в это преступление всю отрасль, исказив медицинскую статистику, в результате которой и произошел паралич системы здравоохранения. 

«Ежемесячная оплата компании Damumed за пользование ее медицинской информационной системой на одного пользователя составляет около пяти тысяч тенге. Допустим, если в небольшой клинике работает 200 человек, следовательно, она должна отдать Damumed миллион тенге. Между тем, эту систему трудно назвать даже слабой – она просто не работает. Поэтому клиники и занимаются приписками несуществующих больных – иначе не выжить», — сообщил источник (врач-статист одной из многопрофильных клиник Нур-Султана) на правах анонимности. —
Такой подход к пациентам начался после внедрения информационной системы компании Damumed, с которой два года назад все лечебные учреждения республики добровольно-принудительно заставили заключить договоры. Не согласишься – отчеты приняты не будут, следовательно – останешься без финансирования».

Однако не менее драматическим последствием подобной «цифровизации» стал статистический бардак. Дело в том, что МИС Damumed была разработана теми же авторами, которые ранее создали очень слабый, неудобный, не ругаемый только ленивым, портал «Электронный регистр стационарных больных». И если раньше «АИС-Поликлиника» формировала автоматически статистические данные по любым болезням в режиме реального времени, то МИС Damumed выдавать такую статистику не может. Поэтому поликлиникам приходится подавать в Республиканский центр электронного здравоохранения статистические отчеты, составленные вручную, а потому зачастую взятую просто с потолка исходя из прежних данных. Именно после такой «цифровизации» с прошлого года исчез ежегодный статистический сборник «Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения». А нет статистики – нет проблемы.
А между тем эти статистические данные очень важны для формирования коечного фонда и материально-технической базы здравоохранения, от которых напрямую зависит здоровье населения.  И наконец, именно из-за недостоверной статистики был сделан ошибочный прогноз по распространению инфекции. Следствием стал полный коллапс системы здравоохранения: медицинские организации страны и логистика СК «Фармация» оказались не готовы к борьбе с вирусом. Из-за того, что не были сформированы правильные отчеты, болеющим людям отказывали в стационарном лечении, а если им все же и удавалось попасть в клинику, то там их нечем было лечить, хотя на складах имелись все необходимые для спасения жизни людей препараты.

Напомним, что под флагом цифровизации здравоохранения все медучреждения должны были перейти на безбумажный документооборот, а у пациентов – появиться электронные «паспорта здоровья». На создание этой платформы в свое время было выделено около $18 млн.

Уже тогда существующие на рынке разработчики забили тревогу, предлагая не создавать еще одну монополию, а вместо этого интегрировать с этой платформой уже установленное в клиниках программное обеспечение. И это было бы вполне разумное и приемлемое решение для страны, и без того страдающей от обилия монополистов. Но завороженное красивыми речами Биртанова правительство проигнорировало мнение бизнес-сообщества, даже не удосужившись провести хотя бы поверхностный анализ. Но даже если бы он и был проведен, то выяснилось бы, что доказательств фактов принуждения заключать договор только с одной из десятков компаний, работающих на рынке медицинского программного обеспечения, не существуют – Биртанов весьма дальновидно не оставил следов в виде уведомлений или приказов. Только устные распоряжения…

Единый национальный оператор

Вообще, надо отдать должное экс-министру здравоохранения, кинувшему на «растерзание» обществу всеобщую вакцинацию и легализацию трансплантации органов. Взбудораженное общество направило все свое «негодование» против этих норм Кодекса, а в это время в Кодексе сохранились куда более важные для него вещи. Например, создание Единого национального оператора в виде 16 супер-клиник оказалось на периферии общественного внимания. А тем временем, это еще одна наша национальная забава —  сначала дорого построить на государственные деньги, а потом дешево продать своим. Такова наша извращенная инвестиционная стратегия со времен приобретения независимости.

То, что появление этих клиник разрушит конкуренцию на рынке медуслуг никого, похоже, не пугает. Как и то, что, вопреки еще одной порции обещаний Биртанова, они неизбежно будут дублировать функции Минздрава, а точнее —  ответственность нести будет министерство, а доходы получать оператор. По сути, появится очередной посредник, воплощающий в себе наши привычные казахстанские коррупционные риски.

Функции нового национального оператора — реализация инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнёрства, утвержденных   отдельным постановлением Правительства. Но можно ли назвать хотя бы один пример, когда красочные слайды роскошных презентаций были реализованы в жизни?

Сторонники идеи нового оператора скорбно рассказывают, насколько устарели существующие казахстанские клиники и как здорово будет построить новые и суперсовременные. При этом, они умалчивают, что даже богатые страны не позволяют себе «сорить» деньгами и продолжают лечить в клиниках, многие из которых построены десятки лет назад, только за счет их модернизации. Более того, многие авторитетные европейские клиники построены более ста лет назад и это нисколько не мешает им успешно лечить пациентов.

Нас также уверяют, что инвесторы для этих проектов послушно выстроились в очередь и готовы работать на благо Казахстана. Охотно верим, потому что после строительства зданий планируется их выкуп из средств республиканского бюджета в течении «согласованного периода времени», при этом государство гарантирует им компенсацию валютных рисков и выплату процентов по кредитам. Также TOO будет обеспечено гарантированным объемом госзаказа. А это уже не инвестиции, а дорогостоящие кредиты, которые на долгие годы загрузят бюджет тяжелой ношей.

Возникает логичный вопрос – а не проще ли и дешевле поддержать модернизацию уже существующих в стране клиник? Зачем, когда государство все время декларирует демонополизацию и снижение доли государства в экономике, создавать еще одного монстра с весьма сомнительными дивидендами?

Напомним, что принятие Кодекса было в планах гораздо раньше пандемии, еще в то время, когда Биртанов возглавлял «Национальный медицинский холдинг». Он также был одним из тех, кто лоббировал создание НАО «Фонда социального медицинского страхования», как и других монополистов, о которых уже сказано выше. Таким образом, все эти структуры – гармоничные части единой и продуманной пирамиды, которую можно назвать почти гениальной по своим масштабам. Мы не знаем, кто ее автор. Возможно, Биртанов – только официальная вывеска, его можно даже назвать жертвой чьих-то манипуляций. Но, как бы то ни было, он явно понимал, на что идет. И жертвой уже его манипуляций стали миллионы людей. Видимо, цель была настолько соблазнительна, что досадные «мелочи» в виде недовольных пациентов или даже увольнения не брались в расчет. Но идеально продуманный сценарий поломал «черный лебедь» в виде пандемии. Вся эта схема сработала бы в докризисные времена, но сегодня борьба за ресурсы обострилась, да еще очень некстати вдруг просыпается гражданское общество. Никто не считает существовавшую до Биртанова систему здравоохранения идеальной, но то, было сделано за последние годы точно не соответствует ни потребностям, ни возможностям большинства людей. Грустно и то, что Биртанов вызывал симпатию многих как символ новой волны в госуправлении, но публичность и прозрачность оказались далеко не одним и тем же. Он был весьма убедителен, ему дали крупный картш-бланш, и тем досаднее, что он так неумело погубил свое же собственное детище.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.