Несостоявшийся митинг: преследования автоактивистов, наезд на журналистку, иск к министру энергетики
Поддержать

Несостоявшийся митинг: преследования автоактивистов, наезд на журналистку, иск к министру энергетики

Запланированный на 29 августа в Нур-Султане митинг владельцев автотранспортных средств, ввезенных из Армении, не состоялся. Утром одного из лидеров протестного движения во дворе дома поджидали полицейские. Все подъездные пути к площади перед центральным парком столицы были перекрыты патрульными машинами, однако это не помешало собраться полусотне автомобилистов. К месту несостоявшегося митинга подогнали автобус с ОМОНом, эвакуатор и кучу «патрулек». Ранее акимат столицы отказал активистам в проведении митинга, поэтому собравшиеся решили ехать в СпецЦОН, но сначала дождаться товарищей по несчастью.

Материалы по теме

Спустя полчаса к собравшимся подошел сотрудник управления внутренней политики Нур-Султана и предупредил, что в случае проведения митинга будут задействованы силы полиции, и потребовал от людей разойтись. Попытавшиеся было с ним дискутировать автомобилисты все же решили подчиниться требованию, но оставить пару человек на площади – дожидаться остальных, а сами и направились в СпецЦОН, где уже собралась другая часть владельцев армянских авто, тех, кто сразу решил не идти на «опасный» митинг.

Владельцев армянских авто продолжают останавливать патрульные

Спустя пару минут некоторых активистов начали останавливать патрульные машины. Журналист Exclusive.kz находился в автомобиле одного из активистов, Каната, когда того попросили «дать вправо». Сотрудник полиции причиной остановки назвал отсутствие техосмотра, о котором ему, якобы, сообщили по «Сергеку». На замечание водителя, что глава столичной адмполиции Елжан Чупеков обещал не проводить рейды против армянских авто, полицейский ответил, что это не рейд, а проверка техосмотра. Сотрудник полиции решил было составить протокол, но после требования предоставить адвоката сменил тактику: протокол не составляем, но армянские номера снимаем, а в СпецЦОНе можно будет получить новые номера на желтом фоне. Активист тут же набрал по телефону г-на Чупекова и объяснил, что у него есть российский техосмотр, и что в ГАИ ему сказали, что с таким техосмотром можно эксплуатировать авто.

«Не прохождение (техосмотра) и получение документа у меня вызывает у меня сомнение в подлинности. А это уже грань криминала. Подделка и использование поддельных документов – это две статьи, но они недалеко друг от друга ушли», — сказал глава адмполиции Нур-Султана.

Журналист  Exclusive.kz задал вопрос Чупекову, почему оказывается давление на активиста, ведь двумя днями в его же присутствии зампред комитета адмполиции МВД РК Серик Тусупов обещал не заниматься администированием и давлением.

«После 1 сентября» — парировал Чупеков, намекая, что машину активиста остановили до 1 сентября и остался на своем.

После того, как к месту остановки автомобиля приехали другие активисты, гаишник решил не забирать номера и отпустил Каната.

Оказалось, что в это же время в другом месте патрульная полиция остановила еще одного активиста и попыталась снять армянские номера «за фары-ксенон». Водитель  был вынужден разобрать фары, чтобы доказать обратное, но убедить полицию в своей правоте не удалось. После прибытия группы поддержки гаишники согласились с доводами «нарушителя» и ретировались.

На парковке перед СпецЦОНом с автомобилистами разговаривал все тот же Чупеков.

Елжан Чупеков «дал гарантии», что вставших на «желтые номера» освободят от утильсбора, растаможки и первички

Он «дал гарантии», что владельцев армянских автомобилей, перешедших на «желтые» номера, не будут принуждать оплачивать утильсбор, сбор за первичную регистрацию и таможенную пошлину.

Глава адмполиции Нур-Султана прокомментировал случаи с проверкой техосмотра активистов.

«Вопрос по привлечению к административной ответственности не стоял. (…) Ни одного не оштрафовали. (…) Скорее всего, хотели изымать номера», — заявил Чупеков.

Попытки составить адмпротокола он назвал «невозможными».

«Я еще раз говорю, рейдовых мероприятий не будет, но персональная ответственность – будет. Если ДТП произойдет по техническим (причинам), будет отвечать (по закону). С 1 сентября, Тусупов сказал, не будут. Сейчас вас все будут останавливать, и доводить каждому: «Вы знаете или нет?» Вы будете говорить: «Знаю». Чтоб не было потом не знающих», — добавил он.

Возражения активистов, что останавливают гаишники и составляют протокола Чупеков, похоже, не услышал или не захотел услышать.

«Цвет номеров не принципиален, если наши просьбы будут услышаны»

«Раз правительство идет нам навстречу, мы тоже пойдем навстречу. Мы ждем официального подтверждения о продлении (сроков регистрации), что от желтых номеров убирается утильсбор, «первичка», кто согласится перейти по 306-ому (постановлению правительства). Кроме того, мы будем ждать официального подтверждения, что не будет двойного налогообложения. Я рад тому, что за восемь месяцев к нам повернулись лицом. Если наши просьбы будут услышаны, то мы встанем на учет, как положено. Цвет не будет являться принципиальным. Нам нужна только законность. Но с учетом того, что с 2023 года Армения станет полноправным членом ЕАЭС, мы снимемся с иностранного учета и встанем на казахстанский, — резюмировал один из членов инициативной группы Сулеймен Ахметов.

Стоявшие рядом активисты промолчали.

Напоследок автомобилисты решили подать коллективный иск к министру энергетики РК с требованием отменить приказ об утилизационном сборе.

«Будем судиться с министром энергетики за пересмотр утильсбора»

«Приказом министра энергетики Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 762 утверждена методика расчета платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов. Согласно приложению 2 к данной методике базовая ставка утилизационного сбора за утилизацию в отношении легковых автомобилей составляет 50 МРП; коэффициенты же, применяемые к базовой ставке утилизационного сбора – от 3 до 23. 1 МРП = 2 778 тенге. Таким образом, утильсбор за легковые автомобили в зависимости от рабочего объема двигателя составляет от 416 700 до 3 194 700 тенге. Методика утильсбора не обсуждалась с общественностью. Суммы утильсбора порой превышают саму стоимость автомобиля. К примеру, в России утильсбор составляет 5000 рублей. Проект приказа минэнерго не выносился на публичное обсуждение на ресурс «Открытые НПА», по нему не было проведено общественных слушаний, тем самым нарушен закон «О доступе к информации» и «О нормативных актах». Кроме того, данный НПА вызвал социальное недовольство граждан, ввозивших автомобили из Армении и может привести к акциям протеста. Вместе с тем данным решение минэнерго созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, а именно свободное владение автотранспортным средством», — говорится в иске.

В связи с чем автомобилисты просят Есильский суд Нур-Султана признать незаконным  приказ министра энергетики Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 762 в части базовой ставки и коэффициентов платы за утилизацию в отношении автотранспортных средств, а также обязать министра энергетики устранить допущенные нарушения и внести изменения в данный НПА с учетом мнения вледельцев автотранспортных средств, ввезенных из Армении.

Иск подписали около 70 человек.

P. S. Недалеко от площади, где намечался митинг, на пешеходном переходе на корреспондента портала ratel.kz Асем Миржикееву совершил наезд велосипедист. Получившая ушиб руки журналистка написала заявление в полицию. Г-н Чупеков на вопрос Exclusive.kz, могла ли это быть провокация, ответил, что возьмет расследование под свой личный контроль.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.