«Казахмыс»: что стоит за скандалом вокруг «хозяина медной горы»
Поддержать

«Казахмыс»: что стоит за скандалом вокруг «хозяина медной горы»

В последнее время Корпорация «Казахмыс» стала своеобразным ньюсмейкером, причем, не только в отечественных СМИ и телеграм-каналах, но и в западной прессе. В числе их набирающий обороты международный скандал, слухи о продаже корпорации россиянам, угрозы покойного Айсултана Назарбаева в адрес Владимира Кима. Вполне возможно, что часть из этих событий взаимосвязана, но однозначно, что все они скажутся на дальнейшей судьбе компании и главных действующих лиц, а также на судьбе рядовых работников «Казахмыса», среди которых сейчас нарастают тревожные настроения.

Когда проклятия сбываются

Эту историю можно начать с момента «прихватизации» корпорации, но лучше напомним другое, более свежее событие. Практически ровно за месяц до своей скоропостижной кончины «сыно-внук» первого президента Казахстана Айсултан Назарбаев («Айсултан Иисус Рахат») разразился гневными публикациями в адрес Владимира Кима. Сначала он написал коротко: «Следующие падут Казахмыс и вся эта бригада. Обещаю!», а потом сделал еще пару постов, в последнем (в итоге, последнем в жизни) из которых обвинил Владимира Владимировича в том, что он постоянно прикрывается Назарбаевым, а также – в невыплате дивидендов акционерам и переплате при покупке месторождения у Абрамовича. Айсултан еще обещал «сокрушить зло» и засунуть Киму его магию «по самые гланды».

Через несколько дней в Сатпаеве прокатились «массовые беспорядки», заставившие содрогнуться всю страну, а в особенности власти и силовиков. Впрочем, это, скорее всего, просто совпадение, но, как говорится, осадок остался. Вообще, число скандалов вокруг «Казахмыса», его руководства и фактических миноритариев не счесть – простое их перечисление может занять не одну страницу. Большая часть из них связана с коррупцией, но немало и тех, которые можно связать с откровенным криминалом, в том числе, предполагаемые заказные убийства, контрабанда в особо крупных размерах и отголосок всего этого в виде кровавых событий в Маловодном в 2006 году. С незавидным постоянством происходят трудовые конфликты и выявляются проблемы экологического характера. При этом, часто эти скандалы имеют тот или иной политический подтекст, и практически всегда руководство корпорации и те, кто связаны с ними (и со скандалами, и с руководством) не несут никакой ответственности. Возможно, на это они надеются и сейчас, но, похоже, на этот раз все более серьезно, и, судя по всему, угрозы и проклятия «сыно-внука» могут сбыться в самом обозримом будущем.

Если коротко, то британские борцы с коррупцией заинтересовались делом 2011 года – именно этим годом датируется скандальная переписка, которая, якобы, свидетельствует о том, что Карим Масимов во время своего первого премьерствования вместе с семьей отдохнул в Париже и его «Диснейленде» за счет «Казахмыса». Пишут, что цена экскурсии составила порядка 100 000 долларов США и что на нынешнего председателя КНБ «настучал» некий «диссидент из Казахстана». Так это на самом деле или нет, сейчас разбирается Управление по борьбе с серьезным мошенничеством (Serious Fraud Office), но нужно полагать, что англичане теперь просто так от этого дела не отстанут. Тем более, об этом деле стало известно благодаря влиятельному изданию Financial Times, в редакции которого могут оказаться и другие документы.

Откуда вестишки?

100 тысяч долларов – это, по сути, смешная и несерьезная для наших нуворишей сумма, которая так же не может вызвать подозрений, как оплата делового обеда одной из сторон. Кроме этого, всем понятно, что и без «поездки в Диснейленд» все административные или еще какие проблемы «Казахмыса» были бы решены. Однако суммы значительно меньшие и просто факт перелета чиновника за чужой счет в цивилизованных странах могли привести, как минимум, к его отставке. Но это где-то в европах, а у нас же подобные факты воспринимаются как само собой разумеющееся – в том числе и значительной частью общества.

Но этот скандал только разгорается, и может выявить другие малоприятные для Карима Кажимкановича и других действующих лиц и исполнителей (в том числе, скрытых и пока не названных) факты. Тут надо вспомнить, что Масимова многие политически подкованные граждане называли тем, кто отвечает за активы Назарбаева, да и «Казахмыс» уже чуть ли не априори считается одним из достояний первого президента. Поэтому следует ожидать развития скандала уже на более высоком уровне. Не исключено, что гнев Айсултана может вылиться на его дедушку.

Есть разные мнения относительно «диссидента из Казахстана», слившего переписку. Предполагаются разные личности, но больше всего подозрений сводятся к Рыскалиеву. Безусловно, с самому Бергею Саулебаевичу тоже множество вопросов, но в данном случае он (если это он) выступает в роли разоблачителя, несущего благо обществу – и британскому, и казахстанскому – причем, действуя при этом излюбленными методами самого престарелого режима. Именно экс-акима Атырауской области еще в начале этого суматошного года некоторые анонимные каналы называли одним из тех, кто мог взять под опеку Айсултана Назарбаева. Спорное утверждение, конечно, но опять-таки на память приходит тот факт, что именно лондонскую виллу Владимира Кима пикетировал Рыскалиев, когда там находился Нурсултан Абишевич. Кстати, некоторые анонимные слухмейкеры даже утверждали, что Рыскалиев стал сотрудничать с Кимом. Но довольно слухов и домыслов.

Несомненно, «мелочь» в 100 штук баксов – это лишь что-то вроде наживки, на которую с готовностью клюнули в SFO (британцы уже имею зуб на казахстанских олигархов и больших чиновников). На кону более серьезные активы, которые сейчас находятся под угрозой, как и их управляющие и истинные хозяева. А это более серьезные угрозы для них, чем какие-то политические претензии, массовые митинги, гражданское неповиновение или что-то в этом роде. Так что, те, кто «заварил эту кашу», знал, как и какими средствами нужно действовать против режима и его носителей.

Инициатива снизу

Мало кто сомневается, что данный случай не исключительный. Более того, он характеризует многое, происходящее сейчас в мире олигархов и нуворишей, власть имущих и владельцев недр Казахстана. Это, в том числе, касается перепрятывания выведенных капиталов и избавления от активов. В нашей истории примечателен другой момент, всплывший параллельно со скандалом с участием Карима Масимова. Речь идет о упорных слухах последнего времени, касающихся продажи «Казахмыса» россиянам.

Ранее exclusive.kz сообщал об этом, ссылаясь на жезказганского активиста Берика Жагипарова. В конце прошлой недели председатель правления ТОО «Корпорация «Казахмыс» Эдуард Огай фактически отказался комментировать эти разговоры Агентству КазТАГ, заявив, что это конфиденциальная информация. Между тем, такой ответ не только косвенно подтвердил слухи, но и подчеркнул, что руководство компании либо не спешит раскрывать карты, либо там все еще до конца не решено.

Между тем, как нам сообщили источники в Сатпаеве, город буквально будоражат различные домыслы, а молчание руководства лишь усугубляет их. С одной стороны, у местных жителей есть доля надежды, что с приходом «русских» что-то может наладиться – больше будут обращать внимание на талантливую молодежь, у которой появится больше шансов сделать карьеру, а также наведут порядок в системе управления, убрав лишние кадры в администрации. С другой – вызывает настороженность обратный эффект. Приход нового руководства может повлечь за собой увольнения не только топ-менеджмента, но и оптимизацию простых рабочих, а также отстранение от дел многих представителей МСБ, которые живут благодаря градообразующему предприятию.

Вот, что нам рассказал один из сатпаевцев, пожелавший остаться неизвестным: «Дело в том, что вокруг «Казахмыса» кормятся более 200 смежных субподрядчиков, а теперь их могут заменить другие, которые придут вместе с новыми хозяевами или вновь появятся с их приходом. Еще надо учитывать, что Казахмыс — это и некий социальный проект. Фактически он может обойтись и десятой частью из тех, кто сейчас работает или делает вид, что работает на корпорации, но тогда без работы могут остаться десятки тысяч человек, а это десятки тысяч семей. Фактически это может привести к забастовкам и массовым протестам, а это, в свою очередь, может повлечь за собой прямое силовое вмешательство России – в рамках ОДКБ и защиты собственных экономических интересов».

В то же время он подчеркнул, что простым сатпаевцам неинтересно, куда, куда и за чей счет летали отдыхать Масимовы, но при этом они серьезно опасаются, что Семья продаст Корпорацию и, фактический, сдаст сам город «русским» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Также есть версия, что различные видимые и скрытые проблемы у Кима привели к тому, что он с командой решил «лечь под Путина». Этому косвенным подтверждением служит тот факт, что был уволен «свой» – Александр Юн, который из числа топ-менеджеров, пожалуй, был более профессионалом, чем все другие. На нем и держалось все производство и вся добыча, но, несмотря на это, он был отстранен, а это, в свою очередь, навело на мысли, что руководство уже потеряло реальные рычаги управления и теперь вместо Юна придут «специалисты с севера».

Ненужными оказались и недавно уволенные Минигулов, Кырпышев и другие топ-менеджеры, многие из которых начинали с низов. Кстати, есть опасения, что они остались недовольны и могут подогреть и без того накаленные протестные настроения. Однако, можно предположить, что руководство компании должно было умаслить уволенных «топов» хотя бы для того, чтобы они потом не стали доставать документы и рассказывать о всей подноготной «Казахмыса».

В свою очередь, упомянутый выше Берик Жагипаров подтвердил, что среди шахтеров и рабочих растет социальная напряженность, вызванная непониманием происходящего и недостаточностью информации:

­– Люди видят, что что-то происходит, но не могут понять, хорошо это или плохо и не знают, как реагировать. Нет абсолютно никакой четкой информации. Мог же Огай ответить журналистам нормально, успокоить, сказать, что все под контролем. Мне они тоже ответили примерно в том же духе – мол, не твое дело, мы сами знаем и что хотим, то и творим. Любые неправильные движение рабочие могут воспринять, как показатель того, что их обманывают. Ведь люди сейчас почувствовали свою силу – вон, недавно Сатпаев чуть не перевернули, поэтому с их мнением необходимо считаться. И, действительно, нельзя сбрасывать со счетов прежний топ-менеджмент – они могут предпринимать определенные шаги, чтобы вернуться на свои места, если с россиянами ничего не получится.

В общем, у «Казахмыса», а вместе с ним и у руководства Казахстана могут появиться нешуточные проблемы не только за рубежом, но и в самой стране. Поэтому сейчас нужно внимательно «следить за руками» – что и как будут делать «Ким и партнеры». Кстати, еще весной слухмейкеры стали говорить о том, что Владимир Ким пытается получить гражданство США и окончательно перебраться в свою виллу в Калифорнии. Странное желание, учитывая, что и Штаты сейчас нещадно борются с коррупцией.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.