Кайрат Келимбетов – лучшая роль второго плана
Поддержать

Кайрат Келимбетов – лучшая роль второго плана

То, что Кайрат Келимбетов занял кресло председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам породило в обществе шутки и возгласы типа «Шо, опять?!». Даже те, кто робко поверил в то, что власть может реформировать хотя бы экономическую сторону жизни, разочарованно развел руками. Но ведь для чего-то Акорда пошла на этот шаг, причем, представив это, как великое достижение. Какой подвох кроется в обозримом будущем?

Трудовая книжка

Наверное, нет особой нужды пересказывать трудовую биографию Кайрата Нематовича, хотя именно в ней можно найти причинно-следственные связи. Глазами Акорды Келимбетов – это заслуженный деятель, побывавший на многих утесах казахстанского олимпа и даже походившего в замах у Назарбаева, как председателя партии «Нур-Отан». Разве что акимом он не был, хотя, как известно, это кресло у нас особого плана и стоит дороже (в прямом и переносном смыслах), чем кресло министра и даже вице-премьера.

В первое десятилетие независимости наш герой был на волне, как и многие младотюрки (в то время это термин нес больше положительного значения). К 30 годам он уже побывал в роли одного из руководителей прошлого Агентства по стратегическому планированию, успел потрудиться над «фундаментальной» Стратегией «Казахстан-2030» и занять кабинет вице-министра. Здесь нужно сразу сказать, что Келимбетов конца 90-х и нынешний Кайрат Нематович – это «две большие разницы», что отмечают и его прежние друзья-коллеги, и сами его дела-делишки. На рубеже тысячелетий он оказался одним из самых молодых «демвыборцев» (примкнул к ДВК-1 вместе с Байменовым и Ертлесовой), а чуть позже стоял у основания ДПК «Ак жол» первого созыва. Впрочем, он одним из первых и покинул ряды партии. С кем не бывает, как говорится.

Дальше его стало мотать по Левобережью из стороны в сторону, но всегда в области финансов и экономики. Были у него и кое-какие стратегические инициативы, которые, как правило, заканчивались ничем. Так, например, неожиданное назначение его руководителем Администрации президента (Назарбаева) сулило какие-то реформы, и он даже кое-что начал делать, но потом все вернулось на круги своя, и Система победила. То же самое происходило в ФНБ «Самрук-Казына» (как раз возглавлял его до перехода в АП), но именно во время его руководства, когда объединили два фонда, что-то пошло не так и эксперты стали говорить, что Келимбетов не оправдал доверия. Последняя его должность тоже ничем особым не запомнилась – «международным» МФЦ «Астана» оказался только в названии, и, опять-таки, возложенных на него надежд (Назарбаевым) он не оправдал. Впрочем, если вчитаться внимательно в указ о новом назначении, он пока еще сохраняет должность управляющего финансовым центром.

Наверное, это особенность критической памяти, когда запоминаешь в основном негативные моменты. Но наиболее запомнился назначенец на должности председателя Нацбанка – тем, что «проспал» девальвацию образца 2014 года. Конечно, ему мало кто поверил, а злые языки утверждают, что он со своей командой неплохо на этом «наварился». Врут, наверное. Как и про девальвацию августа 2015-го. Некоторые наблюдатели даже пожалели Келимбетова, посчитав, что он «мальчик для битья», сам слабохарактерный и постоянно подвержен влиянию вышестоящих и недалеко сидящих персон.

Стратегия проформы

Итак, что означает это назначение? Исходя из вышесказанного, оно вполне логично – с точки зрения режима и его видения «реформ». Ведь, если посмотреть на других возможных кандидатов на руководство новым-старым агентством, то они ничем не лучше и, может быть, даже хуже в некотором плане. Это как фотообои для «рабочего стола» или слайд-шоу презентации – важнее внешняя сторона, чем внутренняя, или записи в трудовой книжке, чем портфолио из реальных дел. То есть, этот выбор Токаева может говорить о жутком кадровом голоде на властном олимпе.

Но это, конечно, не главная причина. Тем более, что есть основания полагать, что это был выбор именно Токаева. Несомненно, Кайрат Келимбетов является продуктом первого президента и очень удобной и универсальной фигурой для рокировок – так, что даже малок то удивлялся, когда ему давали очередную должность (кроме, наверное, руководителя АП, где он пробыл девять месяцев). В общем, и на этот раз Келимбетов был использован в качестве многофункционального государственного топ-менеджера без особо продуманного менеджмента.

Дискуссии о необходимости органа стратегического планирования шли давно и были оправданы с точки зрения того, что все признавали отсутствие межведомственной координации, ну и такой мелочи, как отсутствие системного и четкого образа будущего, которое стало весьма и весьма туманным после обвала нефтяных цен. Даже в Акорде забрезжило понимание, что социально-экономическая система, основанная на сырьевых сверхдоходах, быстро разрушается, как и политическая система, ее породившая. Казахстану нужно понять, как он будет жить в новой реальности. Однако, судя по тексту президентского указа, какая сверхзадача на самом деле стоит перед АСПИР, по-прежнему не ясно. Видимо, вся надежда на креативность его главы, который, надо отдать должное, всегда отличался богатым воображением, но легко смирялся с традиционно неудающимися концепциями.

Рефрен, царящий в социальных сетях в связи с назначением Келимбетова: нельзя реформировать нечто теми же самими руками, какими это нечто упорно, из года в год разваливалось. И наш сегодняшний герой тоже в этом принимал непосредственное участие. Это как облепить дешевым, но блестящим (под «золото») алюкобондом старое здание, заложив его в бюджет, как строительство нового. Впрочем, можно там и стеклянные двери установить, продемонстрировав прозрачность.

Вообще, можно смело сказать, что Казахстан вернулся в конец 90-х – вместе с АСПИР вытряхнули из шкафа еще один старый клон Высшего Экономического Совета — Высший президентский совет по реформам – «для рассмотрения и утверждения наиболее важных предложений по реформам, инициируемым Агентством и другими государственными органами».

Состав этого Совета – как старый и уже несмешной анекдот. В него вошли премьер Мамин, руководитель АП Кошанов, председатель Нацбанка Ерболат Досаев, сам Келимбетов, секретарь Совбеза Исекешев и кое-кто другой. Изюминкой на этом торте оказался Тимур Кулибаев (в качестве председателя НПП «Атамекен»). Председателем Совета стал сам Токаев, а его замом – Чакрабарти, о котором «exclusive.kz» вчера упоминал, как о советнике сразу двух президентов – Казахстана и Узбекистана. Его роль, по всей видимости, будет заключаться в упомянутом выше «алюкобонде» и «прозрачных дверях».

Вот оно как!

В общем, стало понятно, что дело не в Келимбетове, хотя некоторые вещи он может сделать лучше других. Предназначение самого Агентства с очередным президентским Советом заключается вовсе не в желании Акорды реформировать самих себя и хоть как-то попытаться выжить в условиях надвигающегося социально-экономического кризиса, запах гари которого чувствуется уже сейчас. На самом деле, появление АСПИР, кроме прочего, снижает роль правительства в решении определенных задач, а точнее, может сыграть роль громоотвода. Агентству придется заниматься черной и очень неблагодарной работой, продвигая разные проекты, в том числе непопулярные и явно неоднозначные. Тот факт, что Совет по существу дублирует нынешних стейкхолдеров, говорит о том, что это не будет аналог Нацсовета по реформам, который создал при себе украинский президент Зеленский. Кроме того, первый АСПИР создавался с очень определенной целью – мониторинг реализации первой казахстанской стратегии 2030, которая, несмотря на иронию, оказалась самой известной из всех последующих. Сейчас у Казахстана такой стратегии нет, все предыдущие были рождены в «старой реальности» и ничего общего с новыми глобальными и локальными вызовами не имеют.

В то же время, еще со времен рожденного в муках «Самрук-Казына», на Келимбетова всегда возлагались весьма щепетильные задачи, связанные с тем, чтобы обеспечить сохранность и легитимность активов определенного круга лиц. Нужно признать, что это всегда сопровождалось элегантными вывесками, типа МФЦА. Поэтому есть большая вероятность, что и на этот раз перед ним стоит такая же задача – провести реформы так, чтобы и овцы были целы, и волки сыты. В этом смысле Кайрату Келимбетову всегда можно было дать Оскара за лучшую роль второго плана.
Фото на обложке из открытых источников.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.