«Высокие» проблемы или как акимы продавали Шымбулак
Поддержать

«Высокие» проблемы или как акимы продавали Шымбулак

Шымбулак – краса и гордость южной столицы Казахстана – означает «зеленая речка», «зеленый родник». К сожалению, надо честно признать, что за годы независимости один из символов Алматы превратился в финансовую прорву, источник обогащения для алчных чиновников и предпринимателей, которые умудрялись воровать как с убытков, так и прибытков. Реки долларовой зелени текли в частные карманы при любом состоянии горнолыжного курорта: и тогда, когда он был на боку, и тогда, когда делались попытки его спасать и превратить в туристическую Мекку. Итог, как водится, плачевен: сегодня Шымбулак – это убыточный проект, финансовая пропасть с размером в триллион тенге…

То, что самые громкие и самые жуткие коррупционные истории в Алматы были связаны с землей и строительством сегодня знают все. Оно и понятно: город физически и географически ограничен своими размерами, нефти и других полезных ископаемых здесь не водилось со времен сакских царевен и Тюркского каганата. Поэтому каждый кусок земельной собственности в пределах южного мегаполиса изначально был что называется «золотым», а какие-то куски были и вовсе «бриллиантовыми». В лихие девяностые, когда богатых и состоятельных бизнесменов можно было перечислить по пальцам одной руки и без всякого списка журнала «Форбс», когда горожанам приходилось попросту физически выживать, на горы и за горами смотреть было некому и некогда. Горы были лишь дорогой и красивой рамкой, на которую мало кто обращал внимание: людям, которым приходится смотреть под ноги, тягать базарные тележки и безразмерные китайские сумки было откровенно не до экологии или правил застройки предгорий.

Только с появлением первых серьезных капиталов, первых серьезных капиталистов в стране, а вместе с ними и серьезной коррупции, Шымбулак стал предметом нешуточного, утробного интереса для выгодополучения и барышеизвлечения.

Начало, так скажем, «коммерческого освоения» Шымбулака, который, как оказалось, может быть даже более выгоден, чем некие другие сырьевые месторождения, началось в далеком 1997 году, в бытность акимства Виктора Храпунова. Именно Виктор Вячеславович, тогда даже еще не думавший ни о Швейцарии, ни о карьере политика-эмигранта и эксперта-политолога, дал старт той бешеной гонке, которая продолжается до сих пор. Именно при Храпунове началась раздача предгорий в липкие руки бизнесменов и чиновников, которые к тому времени успели одним глазком увидеть, как живет мир и уже не хотели ютиться в родительских совминовских квартирах, пусть они и считались на тот момент «улучшенными». Людям, которые получили первые серьезные куши на купи-продай, хотелось барского размаха, хотелось красивых горных видов из окна, хотелось жить на чистом воздухе, строить виллы и коттеджи с «конюшнями» из английских рысаков и гаражами для ламборджини.

Потребовалось еще некоторое время, прежде чем началась «золотая эра» Шымбулака. Бурный старт экономики Казахстана, просачивание денег «сверху вниз», развитие малого и среднего бизнеса, появление относительно крепкого слоя предпринимателей ощутимо увеличили число тех, кто полюбил лыжный спорт, любителей альпинизма и горного туризма. Рост инвестиционного интереса к стране обеспечил поток значительного числа зарубежных туристов. Из элитарного вида спорта горнолыжный кластер начал превращаться в массовый: крошечный Шымбулак в выходные дни стал напоминать городской Арбат, на котором встречался весь город и было не протолкнуться. Возник запрос на улучшение, увеличение, на лучшую инфраструктуру, затеплились надежды на то, что Шымбулак станет со временем доходным туристическим и спортивным объектом, НО…        

В нашей редакции есть десятки документов за подписью почти всех акимов города Алматы, каждый из которых так или иначе пытался разыграть карту Шымбулака. Сейчас мы не можем с точностью ответить на вопрос, что именно двигало нашими славными градоначальниками: государственный интерес, коррупционный или иной. Полагаем, что когда-нибудь, значительно опережая суд Божий все же состоится суд земной, нормальное следствие, которое, наконец даст ответы на все волнующие общество вопросы. Уверены, что будущее готовит нам немало других, еще более интересных, шокирующих открытий, которые раскроют всю подноготную шымбулакской эпопеи.

Интересно и то, что все эти годы руководство страны периодически ставило вопрос о том, чтобы власти города, силовые органы разобрались и начали наводить порядок с выдачей земельных участков в предгорьях Алматы, в том числе в зоне Медео и Шымбулака. Такие поручения давались персонально Имангали Тасмагамбетову, Бауыржану Байбеку. Однако, ожидаемо ни одно такое поручение не было выполнено в сроки и гласно. Надо думать, что расследования какие-то проводились, наверняка были доклады наверх, были списки правообладателей и собственников тех или иных вкуснейших участков. Не думаем, что следователи и ревизоры, которые занимались такими расследованиями, нечаянно выпили яду или случайно объелись грибов. Все такие документы только и ждут своего часа… Но факт остается фактом: массового исхода олигархов и чиновников из предгорий не произошло. Не видели мы и то, как экскаваторы громили коттеджи и фазенды, дабы город стал продуваться и дышать полной грудью. Даже как-то наоборот…  

К этому делу приложил руку не один аким Алматы. Они по частям то сдавали в аренду, то продавали их. Мы уже публиковали документы, из которых следует, что большой «кусок» земли при градоначальнике Имангали Тасмагамбетове постановлением горакимата от 14 сентября 2007 года за № 7/894-793 была передана в аренду на 49 лет.  А потом оставшимися земельными «лоскутами» распорядился Бауржан Байбек. Начиная с 18 апреля 2017 года, Постановлением №2/105-450 экс-аким Байбек сдал в аренду часть Алматинских гор. Далее, Постановлением №2/105-599 от 26 апреля была сдана в аренду вторая часть земель. И Постановлением № 3/240-1923 от 28 августа 2017 года оставшаяся часть земли также ушла во временное использование некой частной компании Chimbulak Development, владельцем которой является Кайрат Боранбаев.

Сегодня нереализованный проект застройки компанией Chimbulak Development стал причиной большого долга у горнолыжного курорта. Реальность ограничилась строительством гондольной дороги от Медео до Шымбулака, установкой новых канатных дорог на самом курорте и очередным перепрофилированием горных склонов. Но одни только новые канатки не позволяют курорту генерировать такой денежный поток, который закроет обслуживание кредита, взятого на реконструкцию. А всего остального заявленного как не было, так и нет.

Между прочим, главный инициатор этого мыльного пузыря Кайрат Боранбаев, занимает 13 строчку в рейтинге «50 богатейших бизнесменов Казахстана — 2019» и 10 строчку в рейтинге «50 самых влиятельных бизнесменов – 2018». Его состояние, по подсчётам Forbes Kazakhstan, оценивается в $445 млн. Он владеет 50% компании Capital Partners, 50% ТРЦ Esentai Mall, БЦ Esentai Tower и отеля «Рахат Палас». Боранбаев является владельцем франшизы McDonald’s в Казахстане, Беларуси и России, владеет ТОО «Алекс» (минвода «Алекс-Сарыагаш»), 33% в АО «Phystech II» (нефтедобыча) и ТОО «Компания по управлению активами «Алмалы». Имеет доли в ТОО «НеоТекФарм», которое владеет ТОО «Карагандинский фармацевтический комплекс». И прочая, и прочая…

В общем, все оказалось, как мы уже говорили — мыльным пузырем, который лопнул у всех на глазах. А брызги (фигурально выражаясь – деньги) разлетелись и неизвестно, где осели. Находясь долгие годы в руках частного владельца, а именно у Кайрата Боранбаева, наш с вами любимый курорт Шымбулак при всех огромных предпосылках далек от реализации своего потенциала.  Парковка, гондольная дорога и — огромные долги – вот, пожалуй, и все печальное наследство нынешних владельцев. Как говорится в одном популярном анекдоте, горы тоже можно продать.




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.