Электронная коммерция поддержала тенге
Поддержать

Электронная коммерция поддержала тенге

Компания PwC Kazakhstan совместно с Ассоциацией Цифровой Казахстан (АЦК) провели анализ рынка розничной электронной коммерции» в Казахстане в январе — сентябрь 2019 года и январе — сентябре 2020 года. В исследовании приняли участие крупнейшие представители рынка электронной коммерции в Казахстане: Mechta.kz, Sulpak, Kaspi.kz, AliExpress Россия, Казпочта и другие. Исследование позволило увидеть изменения в поведении потребителей во время пандемии COVID-19.

Внедрение карантинных мер, таких как запрет выхода на улицу без уважительной причины в период локдауна, социальное дистанцирование, ограничения по посещению магазинов, закрытие ТРЦ в выходные дни заставило население искать альтернативные способы покупки необходимых товаров.

По данным Казпочты, количество внешних посылок за 9 месяцев 2020 года сократилось на 37% (заказы извне в Казахстан), в то время как количество внутренних посылок выросло на 37% (заказы внутри страны) по сравнению с идентичным периодом прошлого года. Такое изменение, вызванное необходимостью бороться с пандемией, может оказать значительное влияние на привычки, а затем и на культуру консьюмеризма.

Итак, объем рынка розничной электронной коммерции за первые 9 месяцев 2020 года вырос на 93% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, с 198 млрд тенге до 382 млрд тенге. Также мы наблюдаем прирост в количестве транзакций (онлайн заказов) и в среднем чеке в тенге на 18% и 63% соответственно. Более того, объем рынка в долл. США тоже вырос, однако немного меньше, чем в тенге: на 79% в сумме продаж и на 52% в среднем чеке.

Бесспорно, на рынок розничной электронной коммерции в 2020 году повлияла пандемия и карантин. Карантин был объявлен только к концу 1К2020 года, и поэтому можно предположить, что изменения за 1К2020 года по сравнению с 1К2019 года отражали бы обычный тренд изменения объемов рынка.

За 1К2020 года по сравнению с 1К2019 года продажи выросли на 47% в тенге и на 42% в долл. США, но тем не менее количество транзакций сократилось на 9%, что означает значительный рост среднего чека (62% в тенге и 57% в долл. США).

Алиэкспресс Россия развивает рынок внутри России и СНГ, что является приоритет для компании. Тем не менее, трансграничная торговля остается важным сегментом бизнеса. Мы сильно выросли в России в плане локального рынка. За полгода количество российских продавцов увеличилось почти вдвое, до 22 тыс. В Казахстане у Алиэкспресс Россия пока нет физического присутствия. Этот рынок достаточно интересный, несмотря на небольшое население. Казахстан это 3-й рынок для нас. Сейчас основной вопрос — это оптимизация маршрутов из Китая в Казахстан, задействование мощностей Казпочты, развитие инфраструктуры и логистики. Прорывом в этом вопросе стала бы возможность использования модели бондовых складов для рынка Казахстана и других стран ЕАЭС.
AliExpress Россия

По данным организации экономического сотрудничества и развития (OECD), кризис COVID-19 ускоряет распространение электронной торговли в сторону новых фирм, клиентов и типов продуктов. Ожидается долгосрочное смещение операций электронной торговли с предметов роскоши и услуг на предметы первой необходимости.
Некоторые источники связывают цифровую трансформацию китайской розничной торговли со вспышкой атипичной пневмонии (SARS) в 2002-2003 г. В качестве примера такой трансформации приводят компанию JD.com, ныне одного из крупнейших интернет- магазинов в мире, который из-за COVID-19 перешел в сектор электронной коммерции, также как и Taobao, который был запущен в 2003 году.

Пандемия ускорила процесс изменения клиентского поведения и проникновения онлайн-покупок в новые сегменты:

— значительно увеличилась доля покупателей старше 50 лет;

— согласно люди стали покупать онлайн: продукты питания, товары для дома и то, что раньше покупали в супермаркетах также мы видим рост покупок из отдаленных городов и поселков мнению игроков рынка, в сложный период пандемии все получили большой опыт, объем рынка розничной электронной коммерции и количество транзакций во 2К2020 года по сравнению с 1К2020 года выросли почти одинаково, на 34% и 32% соответственно.

Можно предположить, что количество потребителей в этом секторе во время карантина возросло. Однако средняя сумма покупок не изменилась, а в долл. США вовсе уменьшилась (с 51$ до 49$). Причиной этому может быть то, что больше потребителей перешли на онлайн покупки с покупок в офлайн точках. Возможно, сокращение рабочих мест, снижение покупательской способности, изменения предпочтений (в ценовом сегменте, в степени необходимости) и прочие причины способствовали незначительному увеличению среднего чека в тенге и уменьшению среднего чека в долл. США.

В 2К2019 года общие продажи на рынке электронной коммерции в Казахстане составили 113 млрд тенге, в сравнении с тем же периодом в 2020 году объем продаж вырос на 59%. Значительное влияние на рост оказал локдаун, введенный в Казахстане весной 2020 года. Этот период оказал беспрецедентный эффект на всю отрасль розничной торговли. Представители малого и среднего бизнеса, которые ранее не рассматривали переход в сектор электронной коммерции, оказались под давлением пандемии COVID-19 и лишились доступа к клиентам. Многие ключевые игроки сектора e-commerce укрепили свои позиции на рынке за счет налаженной системы работы в онлайне и увеличения транзакций на 16%. Увеличение среднего чека в тенге составляет 37%, в то время как в долл. США наблюдается рост в 25%.

Респонденты отмечают, что пандемия не столько принесла что-то новое на рынок электронной коммерции, а просто усилила тренды, которые намечались в 2019 году и ускорила их рост. Также респонденты наблюдают развитие новых категорий, таких как продукты повседневного спроса и продукты питания.

Объем рынка розничной электронной коммерции в 3К2020 вырос на 65% до 186 млрд тенге, количество транзакций возросло на 28% по сравнению со 2К2020.

В 3К2020 режим ЧП в Казахстане был уже снят и несмотря на то, что потребители могли вернуться в “привычное” русло покупок в офлайн магазинах, количество транзакций и средний чек, как в тенге, так и эквивалент в долл. США, продолжали расти. Количество транзакций возросло c 5,5 млрд тенге во 2К2020 до 7,1 млрд транзакций за 3К2020, средний чек в локальной валюте вырос до 26 тыс. тенге или в иностранной до 62 долл. США.

Такой тренд перехода в онлайн ритейл связан, с одной стороны, с нуждами потребителей: опасения находиться в многолюдных местах, необходимость социального дистанцирования и другие карантинные меры. С другой стороны, быстро прореагировавший рынок электронной коммерции расширил спектр услуг и товаров, улучшил качество сервиса, дал возможность различных вариантов оплаты и доставки, чем сумел удержать потребителей и после снятия локдауна.

Согласно мнению игроков рынка электронной коммерции в Казахстане, уровень проникновения электронной коммерции все еще достаточно низкий, поэтому потенциал роста высок. Пандемия и закрытие городов увеличило проникновение электронной коммерции среди пожилых людей, а также наблюдался рост онлайн потребления из отдаленных городов.

Режим ЧП в Казахстане был приостановлен 11 мая 2020 года.. Сейчас в ЕАЭС обсуждается снижение порога беспошлинного ввоза товаров, приобретенных в иностранных интернет-магазинах, который сейчас составляет 200 евро за одну посылку. Казахстан выступает против, а Беларусь и Россия настаивают на том, чтобы пороги беспошлинного ввоза поэтапно были снижены до нуля. Снижение порогов беспошлинного ввоза приведет к тому, что количество заказов резко упадет, что может привести к отсутствию импортных товаров и монополии отечественных ритейлеров.
AliExpress Россия

Мы не планируем сокращение офлайн точек продаж, даже наоборот — хотим увеличивать магазины и количество пунктов выдачи заказов. А новые офлайн магазины продумывать так, чтобы покупатели оформившие заказ через сайт могли быстро его забрать.
Mechta.kz

В 2021 году рынок онлайн торговли продолжит стремительный рост. В Казахстане уровень проникновения электронной коммерции пока достаточно низкий.

Закрытие офлайн точек не планируется. Наоборот, мы будем открывать новые магазины, также проводятся работы по ребрендингу определенных из них. В 2021 году мы планируем открытие 12 новых магазинов, общей площадью 20 тыс. кв. м.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.