Почему западная пресса взялась за наших «неприкасаемых»?
Поддержать

Почему западная пресса взялась за наших «неприкасаемых»?

«Большие дома, Глубокие карманы». Под таким названием вышло новое расследование «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (RFE/RL) с подзаголовком «Роскошная империя оффшорной недвижимости семьи Назарбаевых». В нем в виде краткого обзора представлено два десятка объектов шикарной недвижимости в Европе и США, владельцами которых являются «сверхприближенные» к первому президенту личности. Перечень этот становится тем интереснее, что среди них есть реальные кандидаты в санкционный список, а сама представленная роскошная их недвижимость может в обозримом будущем оказаться в «заморозке».

Материалы по теме

Обзор фактов

Нашими коллегами из RFE/RL было собрано два десятка фотографий роскошных вилл и фешенебельных отелей во Франции, Испании, Швейцарии, США, Чехии и Великобритании. О некоторых из них «политически подкованный» читатель уже слышал, а кое-что и видел в независимой прессе. Но некоторые из объектов выставлены впервые. Впрочем, это особо не важно, тем более, как отмечают сами расследователи, «полученные данные не являются исчерпывающим списком каждой зарубежной собственности, принадлежащей родственнику бывшего президента Казахстана».

Вместе с тем, представленное расследование является полным на сегодняшний день по заданной теме и представляет из себя «обзор собственности в этой разветвленной сети недвижимости, связанной с родственниками Назарбаева, включая двух его дочерей, внуков и брата». Как представляется, на днях следует ожидает более полного отчета, а пока авторы журналистского расследования Майк Экель и Сара Алихан констатируют некоторые факты. Так, уточняется, что сам Нурсултан Назарбаев в 2010 году получил звание «Лидер нации» и в настоящее время возглавляет «влиятельный Совет безопасности», а заодно и политическую партию (про выборы не сказали).

Подробных описаний особняков нет – только к первому из них, для яркости образов, добавлено несколько предложений. Речь идет о вилле в трех уровнях площадью 3200 квадратных метров, с лестницей-бабочкой, с 25-метровым крытым и открытым бассейном, гостевыми комнатами, спа и террасами. В 2009 году домик купили Тимур и Динара Кулибаевы за 75 миллионов долларов США, а владельцем называется Динара Нурсултановна.

По другим объектам указывается только его адрес, стоимость (если известно) и владелец. Впрочем, кому интересно, более подробную информацию можно найти на некоторых зарубежных официальных и коммерческих сайтах, а также в других открытых данных. Например, речь идет о земельных реестрах, в которых, согласно местному законодательству, необходимо указывать цену, за которую приобрели недвижимость, не говоря уже о владельцах. Кое-что можно найти и на порталах риэлторов, специализирующихся на дорогих и очень дорогих дома – когда кто-то что-то и почему-то хочет побыстрее продать.

Зачем мы им?

В общем, если очень захотеть и знать, где искать, то можно найти кучу информации. Другими словами, сегодня не обязательно быть Джеймсом Бондом, подражать Эркюлю Пуаро и быть соратником Джулиана Ассанджа, чтобы заниматься расследованиями больших и малых коррупционных дел. Нет, мы нисколько не хотим умалить деятельность журналистов-расследователей, просто нужно подчеркнуть, что все стало делать значительно проще, чем во времена первого «Казахгейта». Было бы желание.

Однако складывается ощущение, что западных журналистов это больше волнует, чем граждан Казахстана. Даже официальные борцы с коррупцией делают вид, что ничего не происходит, хотя у них в руках куда больше инструментов и возможностей, чем у представителей прессы. Впрочем, понятно, почему наши антикоррпуционщики не ловят «большую рыбу» – «неприкасаемые» априори не могут попасть в сети, так как нередко являются круче самих «ловцов».

Но почему западные журналисты стали все чаще писать о наших «героях»? Некоторые местные «аналитики» сводят мысли к конспирологическому выводу – мол, все это заказные материалы, появляющиеся как следствие межклановых разборок. Тут даже опровергать нечего – западные газеты, а тем более, такие, как The Wall Street Journal, Financial Times или The New-York Times, обвинять в продажности было бы смешно. Другая версия гласит, что это происки империалистов, которые хотят надавить на Казахстан и его руководство. В этом можно найти частичку здравого смысла, но все сводится к тому, что публикуются же только факты и ничего, кроме фактов. Даже комментарии авторов статей довольно сдержанные.

Наш постоянный читатель сразу поймет, что здесь нет никакой конспирологии и, уж тем более, никто ни на кого не хочет давить. Просто журналисты исходят из запросов читателя и базируются на общественном мнении (нередко его и формируя), особенно, если это касается так называемых «влиятельных изданий». А одним из трендов сейчас в дальнем зарубежье является борьба с отмыванием денег, сильно влияющее на экономики их стран и, как следствие, вызывающее недовольство налогоплательщиков. В частности, британцы очень негативно относятся к «понаехавшим» толстосумам с «необъяснимым богатством», из-за которых резко возросла стоимость квадратных метров в Лондоне и его округе и которые не очень чтут местный уклад жизни. Это если коротко.

Казахстан же в этом смысле не опережает другие «банановые республики», а по сравнению с Россией, Китаем или арабскими странами даже значительно уступает. Просто некоторые маркеры довольно яркие и запоминающиеся – например, как история с домом Шерлока Холмса. Как бы то ни было, сейчас Запад серьезно взялся за борьбу с выводом (для них – вводом) капиталов, о чем мы уже не раз подробно рассказывали. К этому можно добавить, что пару недель назад Совет Европейского союза одобрил глобальный режим санкций за нарушение прав человека, а это касается Казахстана не в последнюю очередь.

Наши фигуранты

Напомним, осенью в Конгресс США обратилась группа гражданских активистов из ряда стран бывшего СССР с призывом «остановить клептократию». Кроме прочего, это касалось и формирования санкционного списка на основе «Глобального акта Магнитского», который, в принципе, уже там работает – нужно просто подтолкнуть его действие гражданской инициативой. В список войдут не только прямые нарушители прав человека, но и те, кто так или иначе способствует сохранению диктатуры, совершает коррупционные преступления в особо крупных размерах и выводит огромные средства из страны, тем самым прямо способствуя ухудшению социально-экономической ситуации на родине. А это, в свою очередь, влияет на снижения качества медицины и образования, увеличивает уровень безработицы и сказывается на низкой оплате труда, а все это (и не только это) по международным стандартам тоже является нарушением прав человека.

Итак, в Европе тоже готовы запускать санкции не только морально, но и юридически – остались только формальности, которые могут быть оформлены значительно быстрее, чем кто-то может подумать. Ведь речь идет о персональных санкциях, а они включаются легче и проще, без политической бюрократии, которая характерна для страновых санкций. Что касается казахстанского списка, то в него, по нашим данным, первоначально могут войти от 15 до 20 человек из близкого окружения первого президента.

Пока имена фигурантов не озвучиваются, но догадаться политически подкованному казахстанцу не сложно, и они могут быть даже в представленном RFE/RL обзоре «больших домов». Кроме тех, кто «на слуху» и напрямую не ассоциируется с «клептократией» мы бы выделили Кайрата Боранбаева – «бывшего» свата Дариги Назарбаевой. О нем в представленном материале ничего не сказано, но при этом выставлены фотографии его вилл и элитного отеля в Чехии общей стоимостью в более 300 миллионов долларов. В Казахстане Боранбаев представлен в виде успешного бизнесмена, мецената и так далее, но даже пара страниц расследований могут заставить сильно засомневаться в том, что все нажито действительно непосильным трудом.

Впрочем, пока торопиться не будем, но скажем, что для наших фигурантов на Западе может стать опаснее, чем на родине. Ведь персональные санкции, как известно, ударяют по самому больному месту «необъяснимо богатых» – по их капиталам, которые легко могут быть заморожены (арестованы). А ведь, как отмечают наши коллеги из RFE/RL, что «80-летний Назарбаев находится в сумерках, и растет неуверенность в том, кто станет его преемником, когда он полностью уйдет из казахстанской политики, и что может произойти с состояниями его самых близких».

Издание цитирует лондонского консультанта и специалиста по политике в Центральной Азии Кейт Маллисон, которая отметила, что в Казахстане вся система такая хрупкая, а политическая экономика, созданная Назарбаевым, построена на одном человеке – исходя из этого окружение первого президента и его родственники «сделали ставки на будущее, не зная, что произойдет, и поэтому им пришлось вывести активы за пределы страны».

После таких слов можно проникнуться с сочувствием к нашим родным клептократам. Но и страну тоже жалко. Как бы то ни было, в скором времени можно ожидать продолжение «банкета» и уже более серьезных и конкретных материалов в западной прессе.

 

Иллюстрации: https://www.rferl.org




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.