суббота, 15 мая 2021
,
USD/KZT: 428.71 EUR/KZT: 519.12 RUR/KZT: 5.81
Экс-банкиру Жомарту Ертаеву смягчили наказание Почему выросли цены на продукты, объяснили в Минторговли РК В Казахстане изменились правила поступления в магистратуру и докторантуру Беспорядки в Сатпаеве: суд вынес приговор KazakhExport станет экспортно-кредитным агентством В США вакцинированные граждане могут ходить без масок 3 министерства Казахстана лидируют в рейтинге по откликам на обращения граждан На кыргызско-узбекской границе произошла драка между жителями сел Казахстан направил гуманитарную помощь в Индию Совбез ООН обсудит палестино-израильский конфликт В Карагандинской области обучили 130 волонтеров для оказания помощи при ЧС и ЧП Путина выдвинули на Нобелевскую премию мира Жители Актау пожаловались на подземные толчки. Комментарий Минобороны РК Минздрав: казахстанцы могут получить второй компонент «Спутника V» на 21 день Пассажиры с красным статусом в Ashyq смогут вернуть деньги за рейс Депутат раскритиковал реализацию проекта «Енбек» На 6% подорожали лекарственные препараты за 2020 год Акимат Алматы проведет проверку по факту незаконной вырубки деревьев Казахстан и Франция подписали дорожную карту сотрудничества до 2030 года Жапаров поблагодарил Токаева за помощь в преодолении кыргызско-таджикского конфликта В Узбекистане помиловали 100 осужденных в честь празднования Рамазана Меняем Маркса на Таубай ата, а Орджоникидзе – на Саттарова: новые переименования сел Сенат Казахстана принял продление низких таможенных пошлин для Армении и Кыргызстана в рамках ЕАЭС Казахстанский аналог службы «911» появится в Алматы Токаев и Назарбаев поздравили казахстанцев с Ораза Айт

Господдержка бизнеса: недоступна и не эффективна

В сфере услуг занято 38 процентов занятого населения Казахстана. А это значит, развитость и доступность услуг во многом определяют качество нашей жизни. Однако опрос сотен предпринимателей показал, что карантин поставил существование их бизнеса под вопрос.

В июле этого года Первое кредитное бюро, Dasco Consulting Group и Tengri Partners, при поддержке АО «Банк ЦентрКредит» и «Просто бэк офис» запустили проект «Бежевая книга Казахстана». В период с июля по октябрь были проведены две волны опросов предпринимателей, занятых в том числе в сфере услуг. В общей сложности количество опрошенных составило 241 респондентов. Примечательно, что, если в июле-августе 2020 г. в опросе приняло участие 90 предпринимателей, то в сентябре-октябре уже 284 предпринимателя. Правда, 43 респондента не ответили ни на один вопрос. Таким образом, количество участников опроса выросла в 2.7 раза.

В июле-августе хуже всего отвечали на вопросы, связанные с господдержкой. Только 42.22% респондентов ответили на вопрос о том, получали они государственную поддержку или нет. Но доступность государственной поддержки оценили 66.67% участников опроса. При этом, эффективность господдержки оценивало меньшее число предпринимателей: 51.11%. 

Учитывая, что многие виды деятельности сферы услуг в XXI веке – это передовые технологии, определяющие будущее экономики, симптоматично, что предприниматели неохотно отвечали на вопросы, связанные уровнем технологического развития. На вопрос о способности вносить изменения в технологию ответили 56.67% опрошенных, на вопрос об уровне автоматизации и цифровизации – 66.67%.

В сентябре-октябре было не только большее число участников опроса, но и практически не было вопросов – явных аутсайдеров. Меньше всего, 81.74% респондента, ответили на вопрос о влияние нетарифных ограничений экспорта.

Надо отметить, что итоги опроса коррелируют и с статистическими трендами. Доля суммарной ВДС видов деятельности, входящих в услуги, колеблется в пределах 30% - 31% ВВП. Введенные в июле карантинные ограничения ударили по сфере услуг Казахстана: индекс физического объема сферы услуг за девять месяцев текущего года составил 98.1% к аналогичному периоду прошлого года. Сильнее всего пострадала «Профессиональная, научная и техническая деятельность» - спад составил 5.2% (9 месяцев 2020 г. к 9 месяцам 2019 г.).

Способность сферы услуг восстановится после спада важна как с точки зрения текущего состояния экономики, так и с точки зрения возможности экономического и общественного развития.

Карантинные ограничения, введенные повторно в июле, больно ударили по возможности реализовывать услуги: в июле-августе 35% опрошенных, считали, что у них ситуация с реализацией очень плохая или плохая. Это привело к ухудшению состояния финансов. В этот период 47.5% респондентов на вопрос о финансовом состоянии ответили, что оно у них отвратительное или тяжелое.

Первая реакция на ухудшение состояния финансов – это сокращение расходов. Самый доступный способ: снижение или замораживание зарплат. В июле-августе 30% опрошенных сокращали зарплаты, 52.5% оставили их без изменений и только 17.5% их увеличивали.

Смягчение карантина улучшило положение дел в сфере услуг. В сентябре-октябре уже 22.6% опрошенных оценивали ситуацию с реализацией как очень плохую или плохую. Соответственно, улучшилось, правда, не очень значительно, и финансовое состояние: уже 42.4% опрошенных ответили, что оно у них отвратительное или тяжелое. Но при этом, снизилась и доля тех, кто оценивал свое финансовое состояние как хорошее: с 17.5% в июле-августе до 6.5% в сентябре-октябре. Перераспределение долей произошло в пользу тех, кто оценивал свое финансовое состояние как приемлемое: с 35% в июле-августе до 51.1% в сентябре-октябре. Не улучшилась, а даже слегка ухудшилась ситуация с зарплатами: в сентябре-октябре 31.5% опрошенных снижали зарплаты, 58.7% оставили их без изменения и только 9.8% повышали.

Улучшение дел с реализацией и финансовым состоянием привело к росту оценок текущего состояния экономики. Если в июле-августе 75% опрошенных оценивали его как очень плохое или плохое, то в сентябре-октябре их доля снизилась до 56.8%.

Последствия вводившихся карантинных ограничений должна была смягчить помощь государства. Нельзя сказать, что государственная поддержка обошла стороной услуги. В июле-августе ее получили 38.9% давших содержательный ответ. При этом, это худший показатель среди всех отраслей. В сентябре-октябре, когда карантин смягчили, но экономика продолжала сжиматься, количество получивших государственную поддержку сократилось до 23.2%. Хуже с получением господдержки в сентябре-октябре дела обстояли только в строительстве.

Эффективность государственной поддержки оценивалась не очень высоко: если в июле-августе только 21.7% опрошенных считали, что помощь государства весьма существенна, то в сентябре-октябре таких стало уже всего лишь 6.1%.

При всей важности сферы услуг для экономики страны и доходов населения, государство не уделило ей должного внимания ни с точки зрения доступности помощи государства, ни с точки зрения ее эффективности.

Если говорить о пост-карантинном восстановление, то важными являются три фактора: готовность инвестировать, способность увеличить выпуск продукции и способность улучшить свое финансовое состояние.

В июле-августе опрос по готовности инвестировать не проводился и поэтому нет возможности оценить динамику. Говоря о сентябре-октябре, необходимо отметить, что готовность инвестировать невысокая: только 19.8% опрошенных ответили, что у них высокая или очень высокая готовность инвестировать.

Довольно мрачно выглядит картина со способностью увеличить объем оказываемых услуг. Если в июле-августе 80% опрошенных, считали, что у них есть значительные возможности по росту выпуска продукции, то в сентябре-октябре, уже после смягчения карантина, их доля сократилась до 22.2%. Но при этом, незначительно выросла доля тех, кто считал, что у них есть значительные возможности улучшить свое финансовое состояние: с 28.9% в июле-августе до 30.8% в сентябре-октябре.

Эти оценки показывают, что восстановление и последующее развитие фирм, работающих в сфере услуг, будет идти долго и сложно.

Принять участие в опросе вы можете по ссылке https://beigebook.kz.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33