Карачаганак и Кашаган: сомнительные доходы и очевидные риски
Поддержать

Карачаганак и Кашаган: сомнительные доходы и очевидные риски

Почти во всех регионах, где работают крупные сырьевые компании, есть так называемые СИПы – Социальные инфраструктурные проекты. За последние годы на них было выделено в общей сложности более миллиарда долларов. На что пошли эти деньги – большой вопрос, учитывая, что системные социальные проблемы регионов не решены по сей день. Тем более, что по условиям Соглашений о разделе продукции – это не «подарки» нефтяных компаний, а расходы, которые должны будем возмещать мы, казахстанцы.

Материалы по теме

НПО «Эхо» и «Гражданская экспертиза” провели 18-месячное исследование о прозрачности крупных нефтяных контракты в Казахстане. Проект осуществлен в рамках проекта «Публикуй, что платишь”. Это глобальное движение, объединяющее 49 коалиций в более, чем 50 странах мира, которое работает над прозрачностью отчётов нефтяных, газовых и горнодобывающих компаний о платежах правительствам для решения проблемы «проклятия ресурсов» в странах с переходной экономикой. Exclusive.kz продолжает публикацию итогов исследования. На этот раз пойдет речь о СИП – социальных инфраструктурных проектах.

Переписка НПО «Эхо» и «Гражданская экспертиза» с регионами показала, что участники консорциумов не реализуют независимые социальные и инфраструктурные проекты (СИП) в регионе и не платят за развитие инфраструктуры в местные бюджеты. Все СИП реализуются непосредственно консорциумами NCOC и КПО и выполняются в натуральной форме: осуществляется строительство объектов, право собственности на которые впоследствии передаётся местным властям. При этом, строительство всех объектов осуществляется в соответствии с запросом акиматов.

Карачаганак, Кашаган: диалог с гражданским обществом

Онлайн-опрос активистов гражданского общества и журналистов НПО «Эхо” и ’’Гражданской экспертизы” показал, что, хотя общественные организации достаточно хорошо осведомлены о работающих в их регионах нефтяных консорциумах, основная масса населения имеет о них довольно смутное представление. На сайтах, как правило, предоставлены только списки социальных и инфраструктурных проектов (СИП), но без данных о затратах. Тем более не ясно, почему выбираются те или иные проекты, как идет отбор подрядчиков, и тем более нет никаких четких критериев их эффективности.

Конечно, активистов иногда привлекают в процесс обсуждений СИП КРО, но, как правило, они носят формальный характер. Все это говорит о том, что ни нефтяные консорциумы, ни местные власти не заинтересованы в диалоге с местными сообществами. Например, в 2019 году состоялась встреча между КРО и властями Западного Казахстана в Алматы, посвященная эффективности СИП. Однако, странно, что она прошла в более 2000 километров от Уральска. При этом, стоит напомнить, что в долгосрочном периоде это будут расходы, понесенные Казахстаном. Это значит, что жители страны, а не партнёры по консорциуму, являются теми, кто будет их оплачивать, а, следовательно, они, как минимум, должны иметь право голоса при выборе проекта и возможность контролировать их реализацию.

Все мы помним скандальное переселение жителей из Березовки и Бестау, которые были вынуждены менять место проживания в результате локального ухудшения состояния окружающей среды. Однако не секрет, что общественный резонанс привел к преследованиям защитников окружающей среды со стороны полиции. Кроме того, по мнению американской неправительственной организации Crude Accountability, «хотя переселение местных сообществ в некоторых отношениях было успешным», оно было предпринято «без учета многих международных стандартов, включая стандарты [Международной Финансовой Корпорации], которая финансировала проект до 2009 года». Кроме того, «нарушения прав человека в Карачаганаке оказали серьезное воздействие на женщин, которые самостоятельно занимаются решением трудных вопросов, связанных с окружающей средой и их правами, поскольку мужья часто работают на месторождениях. Они также выполняют роль сиделки для своих больных детей. Crude Accountability «не знает о каких- либо действующих сейчас женских группах — население Березовки было перемещено в два разных места, Аксай и Аралтал — таким образом, структура сообщества была расколота на тот момент».

Безусловно, Карачаганак и Кашаган создают рабочие места для местного населения и являются крупными донорами местных бюджетов. Однако, правда и то, что заработные платы местных работников ниже по сравнению с заработной платой экспатов, а процессы закупок и субподряда не прозрачны.

Большинство активистов считают, что участие общественности в выборе, реализации или мониторинге социальных и инфраструктурных проектов (СИП) практически отсутствует.

Мнения по поводу местных экономических выгод и расходах разделены: положительные упоминания о создании рабочих мест, обучении, грантах, СИП, спонсорстве и инфраструктуре уравновешиваются отрицательными комментариями об исключительном требовании английского языка для онлайн-заявлений о приёме на работу, различиях в заработной плате между местными и иностранными работниками, ростом цен и отсутствием экономической диверсификации, а также слабыми возможностями для бизнеса за пределами нефтяной отрасли. Некоторые активисты отмечают, что рабочие места в основном предназначены для мужчин, в то время как женщины работают в основном уборщицами и работниками столовой.

Активисты сообщают, что они обеспокоены отсутствием общественной отчётности как за оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), так и за СИП. NCOC опубликовал ОВОС, но без денежных оценок затрат на управление окружающей средой (предполагается, что платежи за разрешения на выбросы и т. д. осуществляются в фискальном выражении и не разглашаются). Отсутствие общественного контроля приводит в том числе и откровенным курьезам. Например, в Атырау запланирована реконструкция набережной реки Урал в преддверии необходимого ремонта центрального моста. Существуют опасения, что последующий ремонт моста может снова повредить восстановленную набережную. Санаторий-детский сад в Макатском районе Атырауской области, как сообщается, расположен в более чем 5 км от соседнего села, которое он должен обслуживать. До него невозможно добраться на общественном транспорте, а его строительство заняло восемь лет. Он начал функционировать только в 2019 году и уже требует капитального ремонта. Плохо построенный жилой дом на 60 квартир вместо социального жилья был приватизирован и распродан по частям людям, которые могут позволить себе ипотеку.

Местные активисты также видят коррупционные риски в том, как консорциумы реализуют спонсорство и некоторые благотворительные проекты. Например, одна из компаний сообщила, что оплачивает каникулы в летнем лагере для детей- сирот и детей из бедных семей, и говорит, что списки таких детей предоставляются местными властями. Но есть подозрение, что местные власти иногда в счет этих средств организуют отдых для детей из обеспеченных семей.

В прошлом году в Актау была построена замечательная «Скальная тропа», протянувшаяся вдоль побережья. Уникальный в своем роде проект обошелся в 4 млрд. тенге, но… обвалился уже через несколько месяцев, по счастливой случайности обойдясь без человеческих жертв. Это типичный случай, когда даже хорошие замыслы обернулись трагическим фарсом, разделив судьбу тех сотен проектов, которые были реализованы в рамках СИП.

Акиматы видят в этой программе хорошую возможность укрепить свой имидж вместо того, чтобы решить системные проблемы в своих регионах: начиная от качества воды и заканчивая развитием социального предпринимательства. Миллиард долларов позволил бы за 20 лет решить многие задачи, если бы была целостная концепция отбора и реализации социальных инфраструктурных проектов, если бы это решали сами жители, если бы процесс был абсолютно прозрачным. Но пока это не выгодно ни акиматам, ни нефтяным консорциумам.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.