Недовольство в стране формируется вне усилий оппозиции
Поддержать

Недовольство в стране формируется вне усилий оппозиции

Exclusive.kz продолжает публикацию итогов доклада Казахстанского Международного бюро по правам человека (КМБПЧ) о мониторинге мирных собраний за 2018-2020 годы. В сегодняшнем материале мы расскажем о роли НПО в митинговой активности, причины отказа людей от санкционированных протестов, основных формах мирных собраний, предпочтениях казахстанцев в выборе этих форм и изменение индекса законопослушности.

Материалы по теме

С 2015 года НПО резко снизили митинговую активность

Наивысший показатель активности в проведении мирных собраний общественные организации проявляли до 2014 года.

Начиная с 2015 года в Казахстане отмечается резкое падение митинговой активности общественных объединений. В значительной степени это связано с общей политикой властей по ограничению порядка проведения мирных собраний и практикой воспрепятствования организации и проведения публичных акций. В настоящий момент мирные собрания, проводимые различными общественными организациями, составляют примерно 20% от общего числа проведенных публичных мероприятий.

Самая низкая митинговая активность общественных организаций наблюдалась в 2018 году (6%). Рост этого показателя в 2019 году сразу на 16% был следствием в первую очередь активизации сторонников движения ДВК, которые периодически организовывали митинги с политической повесткой.

В первой половине 2020 года основными организаторами мирных собраний с политической тематикой были оппозиционные движения: ДВК (7 акций) «Коше партиясы» (5 акций) и «Демократическая партия» (3 акции).

В 2019 году о себе заявило движение Oyan, Qazaqstan, которое также отметилось двумя мирными акциями в Алматы. Экологическое движение «Защитим Кок-Жайляу» в 2020 году провело публичную акцию, посвященную защите заповедник в горах. Феминистская инициатива KazFem в 2019 году организовала санкционированный митинг по вопросу бытового насилия. В Жаркенте инициатором митинга выступил акимат города в связи с критической ситуацией, связанной с тем, что множество фур скопилось на границе с Китаем. По 2 акции организовали общественный фонд «Не молчи KZ» и оппозиционное движение «Respublika».

В остальных случаях акции организовывались группами людей, не связанных членством в одной организации, либо одиночками.

Пикет – главная форма протеста

Мирные собрания – это общее название различных форм публичной гражданской протестности. Самые распространенные из них в Казахстане — митинги и пикеты.

До середины 2020 года казахстанское законодательство под мирными собраниями подразумевало только те публичные мероприятия, которые организуются группой граждан или их объединением. Одиночные пикеты до 25 мая 2020 года (когда был принят новый Закон о мирных собраниях) не подпадали под Закон 1995 года, но, тем не менее, они точно также запрещались властями, пресекались полицией, и за них налагалась административная ответственность.

В Казахстане из общего списка публичных акций, называемых мирными собраниями, в рассматриваемые годы митинги составляли порядка 30%. То, что называется пикетами, составляло 50-60% от общего числа акций. Все остальные формы мирных собраний составили 10-20%. При этом нужно учесть, что в ряде случае одна форма могла перейти в другую: например, пикет – в митинг, митинг – в шествие.

Соотношение форм мирных собраний за 2017- 2020 годы

 

2017

2018

2019

2020 (IVI)

Митинги

6 (17%)

10 (31.2 %)

76 (32.5%)

49 (27.1%)

Пикеты

12 (33%)

6 (18.7 %)

40 (17.1%)

22 (12.1%)

Одиночные пикеты

9 (25%)

9 (28.1 %)

80 (34.2%)

89 (49.2%)

Шествия

3 (8%)

18 (7.7%)

7 (3.9%)

Перекрытие автомобильных трасс

3 (8%)

1 (3.1%)

6 (2.6%)

4 (2.2%)

Перфоманс/хэппенинг

4 (1.7%)

5 (2.8%)

Приковывание цепью или наручниками

1 (3%)

3 (9.4%)

2 (0.9%)

2 (1.1%)

Голодовка

1 (3%)

1 (3.1%)

2 (0.9%)

Угроза проведения публичного суицида/ захват объекта

1 (3%)

3 (1.3%)

3 (1.6%)

Сбор подписей

1 (3.1%)

Пикет с угрозой самоподжога

1 (3.1%)

 

Попытка попасть к президенту

1 (3.1%)

Автопробег

1 (0.4%)

Возложение цветов

2 (0.9%)


Необходимо отметить, что одиночные пикеты в количественном плане доминировали среди форм мирных собраний все три года. На их долю приходилось в 2018 году — 47%, в 2019 году — 51% и в 2020 — 61%. И что характерно, их доля постоянно растет. Это говорит, что недовольство в стране формируется вне влияния оппозиции и помимо общественных организаций.

Треть всех мирных собраний – это митинги.

В последние годы в Казахстане чаще стали проводиться шествия, ранее их практически не наблюдалось.

Власти: «Перфоманс – тоже незаконный протест»

Другие формы мирных собраний статистически малозначимы, они в казахстанской общественно-политической жизни редки и эпизодичны. При этом власти теряются, когда форма мирного собрания не соответствует их представлению о том, как должна выглядеть публичная протестная акция. По этой причине к их участникам применяются те же санкции, что и к митингующим или пикетчикам.

Так, 21 апреля 2019 года в Алматы во время ежегодного алматинского благотворительного марафона молодые люди из творческих кругов вывесили вдоль дороги, по которой бежали участники спортивного мероприятия, баннер с лозунгом «От правды не убежишь», «У меня есть выбор», «Adilsailayshin». Правоохранительные органы задержали на месте пятерых человек. Полицейские в своем протоколе написали, что молодые люди вывесили баннер с надписью — «Закон о лидере нации – позор нации». Поздно вечером специализированный межрайонный административный суд Алматы арестовал на 15 суток Асию Тулесову и Бейбарыса Толымбекова, вменив им нарушение статьи 488 КоАП РК и причислив художественный перфоманс к протестным мирным собраниям.

По тем же обвинениям на следующий день были осуждены к выплате штрафов в размере 25 МРП операторы, снимавшие эту акцию, Айгуль Нурбулатова и Суинбике Сулейменова. Эта акция вызвала резонанс, казахстанские студенты за рубежом провели не менее десяти акций солидарности с осужденными.

Другой пример: 17 мая 2019 года в Нур-Султане полицейские с применением электрошокера задержали Дархана Умирбаева, который выкрикивал с балкона своей квартиры политические лозунги и призывал бойкотировать предстоящие президентские выборы. Его обвинили в «неповиновении» полиции (статья 667 КоАП РК) и в тот же день осудили на двое суток административного ареста.

В среднем 90% протестов – не санкционированные

В рамках мониторинга замерялся уровень соблюдения гражданами норм закона, предписывающего процедуру получения разрешения на проведение мирного собрания.

В соответствии с действующим законодательством, проведение мирных собраний предполагает обязательное получение разрешения в соответствующих подразделениях акиматах городов (с 6 июня 2020 года должно быть уведомление, которое предполагает запрет пикета, собрания и митинга, или заявление о согласовании шествия или демонстрации, которые требуют разрешения).

Мониторинг показал, что большинство граждан, проводящих публичные акции, нарушают установленный законом порядок и проводят свои публичные акции в нарушение установленных процедур, то есть не санкционированно.

Количество несанкционированных акций по годам (в процентах от общего числа проведенных собраний)

2010

2011-12

2012-13

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020 (IVI)

В среднем за все годы

84%

92%

76%

90%

94%

86,5%

84%

100%

95%

98%

90%

 

Напомним, что организация или участие в несанкционированном митинге предусматривает административную ответственность в виде больших денежных штрафов и административных арестов до 15 суток. Тем не менее, несмотря на риск получить штраф или административный арест, граждане игнорировали эту норму закона, продолжая проводить мирные собрания по умолчанию без согласования с властями.

Двойные стандарты властей

Проводимый опрос участников несанкционированных митингов и анализ ситуации показывает, что одной из причин такого положения дел является то, что в вопросе пресечения несанкционированных акций и наказаний за них властями проводилась политика двойных стандартов.

Власти «включали закон», как правило, в тех случаях, когда митингующие поднимали неудобные и опасные вопросы с точки зрения политических интересов властей или людей, их олицетворяющих. Понятно, что это касалось в первую очередь оппозиции и тех протестующих, которые выдвигали политические требования. Как правило, тогда применялись контрмеры в отношении организаторов и участников несанкционированных митингов, а также проявлялась «принципиальность» в части их наказания в административном порядке.

В случаях, когда вопросы, поднимаемые митингующими, не касались политики, полиция либо вообще не реагировала на такие акции, либо делала это формально, не доводя дело до разгонов, задержаний участников и до суда. Такие конфликты с митингующими чаще заканчивались устными предупреждениями или небольшими штрафами. 

Такая избирательность и мягкость к нарушителям закона о мирных собраниях во многом способствовало тому, что граждане не особо боялись выходить на митинги социального и экономического характера. Эта специфика реагирования на несанкционированные мирные собрания во многом определяла причины, по которым граждане не обращались в акиматы с заявками на проведение своих публичных акций.

«Нет смысла. Все равно не разрешат»

Опрос выявил три основные причины, определяющие участия граждан в несанкционированных митингах. Первая – незнание гражданами законов: многие из тех, кто выходил на несанкционированные митинги, были не в курсе, что это является административным правонарушением и за это можно получить штраф или административный арест.

Вторая – значительная часть проводящих мирные собрания не подавали заявки, исходя из общей практики, что акиматы разрешений, как правило, не дают. Поэтому люди, не желая тратить впустую время, выходили на акции без подачи заявки.

Наконец, третьей причиной, выявленной в ходе мониторинга, оказалось принципиальное нежелание части граждан получать разрешение на реализацию своего конституционного права на мирные собрания.

Отмечается уменьшение отказов в согласовании с властями мирных собраний по причине нежелания соблюдать разрешительный принцип их проведения. В 2018, 2019 годах – таких причин стало меньше примерно на 30% по сравнению с прошлыми годами. А в 2020 году эта причина снизилась до минимума. Можно предположить, что это изменение было вызвано жесткими преследованиями со стороны властей митингующих в последние два года.

Вместе с этим, стало больше митингов, проведенных спонтанно (10.5%) и особенно тех, где организаторы были уверены, что разрешение для этого не требуется (31%). Последнее стало проявляться с середины 2019 года, когда некоторое время власти разрешили проведение одиночных пикетов. Это было воспринято людьми, как знак разрешения одиночных пикетов. Однако вскоре полиция вернулась к практике задержаний.

Индекс законопослушности стремится к нулю

Полученные в ходе мониторинга данные позволяют рассчитать показатель законопослушности граждан при проведении мирных собраний в Казахстане. Этот показатель отражает соотношение санкционированных акций к общему количеству проведенных мирных собраний. В КМБПЧ называют это «индексом законопослушности». Данный индекс наиболее верно показывает уровень соблюдения организаторами публичных акций закона о мирных собраниях, предписывающего специальную процедуру получения разрешения на проведение публичных акций. Также этот показатель позволяет сопоставлять ситуации с несанкционированными митингами в различных городах и отслеживать динамику изменений по годам.

В 2018-2020 годы законопослушность при проведении мирных собраний была наименьшей за все годы наблюдений. Если в прошлые годы она была в среднем на уровне 10%, то теперь стала практически нулевой.

В первую очередь это объясняется не столько нежеланием казахстанцев обращаться за разрешением на мирные собрания, сколько усилением запретов со стороны властей. Практика запретов, возможно, и уменьшает общее количество мирных собраний, но те, которые все же проводятся, она выталкивает в неправовую сферу. То есть этим социальную и политическую протестности граждан власти ставят вне закона, что способствует росту напряженности между властью и обществом, оппозицией и властью, властью и народом.

Однако, несмотря на это мирные собрания в рассматриваемые годы проводились, что говорит о том, что закон о мирных собраниях нарушался гражданами регулярно и повсеместно. Следовательно, отказы в разрешении проведения мирных собраний со стороны властей не достигли своего результата: митинги, пикеты и прочие акции протеста продолжались, их даже стало больше.

При этом первая попытка проведения мирных собраний по новому закону оказалась неудачной.

6 июня 2020 года – в первый день действия нового закона о мирных собраниях – в различных городах страны прошли попытки проведения оппозиционных митингов, организованных инициаторами по созданию Демократической партии. Уведомление на проведение митингов были поданы инициативными группами, однако везде были получены отказы в связи с тем, что по новому закону они должны были подать уведомления за 5 дней до проведения митингов с момента вступления закона в силу (то есть не ранее 6 июня). Тогда активисты партии заявили о намерении провести акции с призывом списать гражданам банковские кредиты, которые те не могут выплачивать из-за всеобщей ситуации с коронавирусом. О поддержке протеста заявили другие незарегистрированные инициативы – молодежное движение «Oyan, Qazaqstan» и запрещенные «Демократический выбор Казахстана» и «Коше партиясы».

В Алматы с самого утра полиция оцепила центр города, тем не менее около сотни сторонников «Демократической партии» попытались провести митинг, тогда как дезинфекционные службы постоянно распыляли на собравшихся хлорный раствор, а полиция окружила людей. Всего в районе митинга и окрестностях полицейских задержали свыше ста человек. 15 человек было осуждено на 15 суток ареста и еще несколько десятков получили штрафы. Аналогично прошли попытки проведения митингов и в других городах – Нур-Султане, Уральске, Кызылорде, Семее, Шымкенте.

Продолжение следует




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.