У юристов остался последний аргумент – выйти на митинги
Поддержать

У юристов остался последний аргумент – выйти на митинги

Из-за предлагаемых минюстом поправок в профильный закон «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» в Казахстане нарастает недовольство тех, ради кого он принимается. Юрист Амангельды Шорманбаев в знак протеста вышел в начале недели на одиночный пикет у здания Департамента юстиции Алматы. Эти поправки направлены, по его мнению, на уничтожение независимости юридического сообщества республики. По нашим сведениям, на такие пикеты собираются выходит его коллеги и в других регионах Казахстана.

Материалы по теме

Просят? Нет, требуют

— На моей памяти — это первый случай, когда недовольство деятельностью органов юстиции спровоцировало такую реакцию со стороны профессионального сообщества, — говорит председатель Совета ОЮЛ «Ассоциация палат юридических консультантов «Қазақстан заң-кеңес» Фарид Алиев. – На одиночный пикет коллеги Шорманбаева из Алматы минюст ответил сухой, а главное, не соответствующей действительности формулировкой: никаких, мол, дополнительных финансовых нагрузок на юристов и обязательного присоединения к информационным системам не будет. Однако в тексте поправок к профильному закону сказано совсем другое: сбор не менее одного МРП ежемесячно с каждого юриста и адвоката в пользу республиканских структур, и передача им же информационных систем в доверительное управление. При этом не уточняется, какие объекты информатизации передаются.

Для многих юристов очевидно, что эти поправки принимаются не в интересах юридического сообщества и населения. У нас сложилось впечатление, что группа лиц, связанных с РОО «Казахстанский Союз Юристов», может монополизировать юридическую профессию и ограничить доступ к ней через определенные структуры и информационные системы, которые планируется внедрить в случае принятия скандального законопроекта.

Из регионов сейчас, к сожалению, приходят тревожные вести. Председателей некоторых независимых палат юристов вызывают в областные департаменты юстиции, где просят, а точнее — требуют написать письма в поддержку поправок в профильный закон, мотивируя тем, что они все равно будет приняты.

Бурю негодования вызвало прошедшее 11 февраля в минюсте закрытое совещание с участием нескольких палат юристов, откуда в социальные сети просочилось вызвавшее большой резонанс видео. Называя несогласных с поправками «раскольниками», председатель одной из юридических палат Северного Казахстана призвал минюст проявить жесткость и не церемониться с ними. Еще один «согласный» предложил провести съезд в здании минюста без несогласных. Это совещание окончательно подорвало доверие юридического сообщества к предлагаемым минюстом реформам.

Напомню, профильный закон адвокатов и юристов был принят в 2018 году. Время показало, что создание республиканских структур не оказало положительного влияния на развитии юрсообщества. Даже наоборот, многие адвокаты выражают недовольство деятельностью Республиканской коллеги адвокатов. На одном из заседаний рабочей группы мажилиса председатель этой коллегии выступила с предложением о пожизненном лишении лицензии у адвокатов, хотя она, по идее, должна была бы действовать в интересах своих коллег. То же самое в случае создания Республиканской коллегии юридических консультантов, думаю, будет ждать и нас.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало намерение законодателя закрепить обязательный сбор («оброк») в пользу республиканских структур в размере 2917 тенге с каждого юриста ежемесячно, а также подключить в обязательном порядке всех нас к информационной системе, за которую нужно будет платить еще 7 тысяч тенге ежемесячно. Как нам стало известно из открытых источников, председатель Республиканской коллегии адвокатов Кадыржан Баймуханова уже подписала с АО «НИТ» договор о подключении адвокатов в обязательном порядке к этой информационной системе. Структура, аффилированная с РОО «Казахстанский Союз Юристов», также подписала такой же договор. Получали ли они одобрение своих членов? Конечно же, нет.

Цифровизация – благое дело, мы за нее, но внедрять ее нужно на конкурентной основе, чтобы она приносила пользу юристам и потребителям их услуг. А АО «НИТ», насколько мы знаем, принадлежит аффилированному с государством холдингу «Зерде».

Нам известно, что на разработку и развитие информационной системы для юристов акционерное общество потратило около 350 млн. тенге. Коллеги из Мангистауской области в рамках пилотного проекта уже успели протестировать эту систему, и председатели двух имеющихся там палат негативно оценили ее возможности. У нее, по их словам, очень ограниченный функционал, поэтому она создает больше проблем, чем помогает в их решении. Но в таком виде цифровизация юридическому сообществу не нужна. Кроме того, это грозит утечкой персональных данных. Поэтому было бы целесообразно уделить больше внимания вопросам информационной безопасности, а не разработке сомнительных информационных систем с ограниченным функционалом, малопригодным для адвокатов и юристов.

Чем все это грозит населению? Удорожанием услуг адвокатов и юристов. А по законам рыночной экономики эти издержки будут возложены на плечи тех, кого мы обслуживаем. Таким образом, юридическая помощь станет менее доступной. То, что это так, можно увидеть на примере частных судебных исполнителей. Многие из них в виду большой финансовой нагрузки стали покидать малые города и села в надежде компенсировать затраты, которые появились в результате чрезмерного регулирования их деятельности после того, как они все вступили в республиканские структуры.

Мы очень надеемся, что мнение юристов, адвокатов, частных судебных исполнителей и нотариусов будет услышано, а профессиональное сообщество получит действительно независимые и саморегулируемые организации, а не то, что нам навязывают сейчас сверху.

«Они (несогласные) хотят власти»

Бауржан Макулбаев, председатель одной из палат юридических консультантов Алматы, и руководитель филиала РОО «Казахстанский Союз Юристов» выступает за поправки в профильный закон, утверждая, что множество независимых палат юрисконсультов несут в общество хаос.

— Уже сейчас в республике 86 палат юридических консультантов (из них в Алматы – 32), — сказал он. — Из-за такого большого количества палат мне очень сложно регулировать даже деятельность своей палаты, а простому населению еще сложнее. Противники создания Республиканской коллегии юридических консультантов лукавят, когда говорят, что эта «надстройка» будет мешать им работать. Насколько я знаю, сейчас они ездят по регионам и агитируют объединяться в добровольные ассоциации. Поэтому, скорее всего, наши оппоненты выступают не против поправок в закон, а пытаются натянуть на себя одеяло. Сейчас уже есть 4 или 5 таких добровольных республиканских объединений юрисконсультов. Я считаю, что единая Республиканская коллегия с обязательным членством всех юристов нужна для создания единых стандартов.

Кроме того, у минюста и наших палаты нет актуального реестра, где в онлайн-режиме можно было бы найти сведения о каждом юридическом консультанте. Республиканская коллегия могла бы вести этот реестр. Еще один довод в пользу ее появления — сейчас у нас нет единого органа, представляющего наши интересы, хотя у адвокатов он есть (Республиканскую коллегия адвокатов). Таким образом, по сравнению с адвокатами мы ущемлены в юридическом плане. Поэтому я не понимаю противников внесения поправок в наш профильный закона.

Исполнительный директор РОО «Казахстанский союз юристов» и заместитель председателя ОЮЛ «Ассоциация палат юридических консультантов» Абдыкарим Акжанов также целиком и полностью поддерживает позицию депутатов мажилиса парламента и минюста.

— Я сам являюсь заместителем председателя Ассоциации палат, в которую входят 17 профессиональных объединении со всех регионов республики общей численностью более трех тысяч человек. В связи с поправками в профильный закон наша Ассоциация 19 февраля провела внеочередной съезд, где была принята резолюция о поддержке этих поправок. Против, в основном, выступают алматинцы. Что касается одиночного пикета в Алматы, то я считаю, что грамотные юристы не имеют права выражать протест таким образом. Они дошли до голословных обвинений высших органов государственной власти в сговоре и коррупции, а также против того, чтобы коммерческими юристами командовали бывшие прокуроры, судьи, сенаторы и т.д. Мы, сторонники поправок в закон, до такого, к счастью, не опускались.

«Кормить чиновников нам не на что»

Солидарность с алматинским коллегой, который вышел на одиночный пикет, проявила член одной из палат юридических консультантов из СКО Ботагоз Баймагамбетова:

— Я тоже выйду на одиночный пикет, — сообщила она. — Поправки в закон, о которых идет речь, нарушают наше право на труд. Если они будут приняты, то молодым юристам фактически закрывается дорога в профессию. Уже сегодня в Палату можно попасть, только имея двухлетний стаж, без него юрист не имеет права участвовать в судебных процессах. Но откуда у него стаж, если он только получил диплом?

Другой момент. Если юристы вовремя не заплатят всевозможные взносы (а это вполне возможно, учитывая карантинные ограничения в стране), то по решению предлагаемой к созданию Республиканской палаты многие из нас останутся без работы – нас оттуда исключат. Я вообще не понимаю, для чего нужно создавать это объединение. Говорят, что для защиты интересов граждан. Но если сейчас можно решить любой вопрос в региональной палате, то в случае принятия поправок люди должны будут в массовом порядке ехать в столицу, чтобы нажаловаться на юриста. Поэтому, на мой взгляд, Республиканская палата юристов создается только для сбора денег узким кругом лиц.

Член палаты юридических консультантов «ZAN 362» из Актау Гульмира Акмурзина сообщила, что Татьяну Касьян, председателя их палаты, вызывали на днях в областной департамент юстиции, где просили подписать пять письменных обращении в поддержку поправок в закон.

— Она, естественно, эту просьбу озвучила членам палаты, — рассказывает юрист. — Все выступили против. Мы изначально возражали против этих поправок, так как они ухудшают наше материальное положение. Заявления об этом мы направили во все возможные инстанции, вплоть до президента Казахстана. На обсуждениях законопроекта в парламенте, нам говорили, что вопрос уже решен, сопротивляться бесполезно. У нотариусов есть свои палаты, у частных судебных исполнителей и адвокатов – тоже, а вы что, мол, особые? Так ведь те же нотариусы и судебные исполнители, которых насильно «затолкали» в республиканские палаты, не сильно-то этому и рады. Теперь также пытаются «загнать» нас за наши же деньги. Что интересно, в эту Республиканскую коллегию должны войти палаты, но взносы – ежемесячно более 10 тысяч тенге — будут собираться с каждого юриста отдельно. Что дает эта Республиканская Коллегия взамен? Да ничего. Обучение, страховка, перелеты – на все мы тратим свои деньги, а теперь вот еще и кормить надо за свой счет столичных чиновников от юриспруденции.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.