Почему Казахстан не исполняет решения договорных органов ООН?
Поддержать

Почему Казахстан не исполняет решения договорных органов ООН?

Только единицы обращений в Комитет ООН по правам человека принимаются к рассмотрению, которое длится годами. В настоящее время из 40 рекомендаций договорных органов ООН в отношении Казахстана не исполнено ни одно. Дело в том, что у нас государственного органа, который бы отвечал за исполнение решений Комитета ООН по правам человека.

Инвалид первой группы Жасулан Сулейменов в 2011 году обратился в Комитет ООН по правам человека. Автор пожаловался на пытки и неправомерное обращение с ним в условиях содержания под стражей в 2009 году. Только спустя шесть лет, в 2017 году Комитет признал обоснованность его обращения. Однако даже после расследования, возобновленного после решения Комитета ООН, казахстанские суды отказали ему в рассмотрении дела.

«Жасулан Сулейменов обращался в казахстанский суд, но суд всякий раз просто возвращал исковое заявление на основании того, что решение комитета носит рекомендательный характер» — говорит правозащитник Анара Ибраева.

Жасулан утверждал, что его пытали во время содержания в СИЗО.

«7 февраля 2009 года автора доставили в Департамент Комитета национальной безопасности по городу Астанa. Там его повалили на пол, стали бить ногами и руками, а затем запихнули в железный ящик под названием «стакан», где он едва не задохнулся. Из-за чрезвычайно низких температур автор получил обморожения. Вследствие ударов по левой ноге у автора открылась гнойная рана, которая не зажила на момент подачи им представления. Из-за того, что автор лежал на полу, он заболел воспалением легких. У него также развился остеомиелит левого бедра. Его просьбы о медицинской помощи были проигнорированы сотрудником медпункта следственного изолятора. Ему не разрешалось пользоваться инвалидной коляской», — указано в обращении в Комитет ООН.

По данным ОО «Кадiр-касиет», в марте 2018 года следователи Антикоррупционной службы по Астаны прекратили досудебное расследование «в связи с исчерпанием возможностей доказывания». Когда за делом стоят сотрудники силовых служб, доказывать такие факты очень сложно.

В Комитете ООН считают, что конечной целью предоставления возмещения является восстановление достоинства жертвы пыток.

Согласно дорожной карте реализации решения кКомитета, в 2018 году Есильским районным судом отказано в удовлетворении требований жалобщика к Минфину РК о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 млн. тенге (иск подан 20.07.2017 г.). Суд аргументировал, что жалобы Ж.Сулейменова о применении к нему пыток сотрудниками ДКНБ по г.Атырау и г.Астана не нашли подтверждения, производство прекращено за недоказанностью вины (постановление следователя СУ ДНБПК по г.Астана от 27.03.2018 г.). Таким образом, государство не посчитало нужным исполнять Соображение Комитета ООН.

«8 лет я добивался правды, чтобы виновные были наказаны. Для меня восстановить достоинство — это значит, чтобы государство открыто признало решение Комитета ООН о том, что меня человека с инвалидностью пытали, издевались и унижали, лишая свободы, еды, питья и средств гигиены», подчеркивает Жасулан.

Странными были ответы и реакции госорганов:

Выяснилось, что в Казахстане нет конкретного органа, который бы занимался такими вопросами. К примеру, документы, поступившие в МИД, передавались в Генпрокуратуру, а те обратно. Даже дорожные карты по исполнению Соображений и решений Комитета ООН составляют не чиновники государства, а сторонние эксперты. В случае Жасулана дорожную карту разработала правозащитница Анара Ибраева.

«Во-первых, в Казахстане нет государственного органа, который бы отвечал за исполнение решений комитета. Во-вторых, нет процедур, позволяющих законодательно утверждать, что государство должно выполнить решение и имеет обязательства за нарушенные права. Когда Комитетом четко указано предписание выплатить компенсацию или отменить/ пересмотреть решение суда, важно чтобы это было закреплено в процессуальных кодексах», – считает А.Ибраева.

Тем временем, в Грузии при Министерстве юстиции действует Департамент по представлению государства в органах ООН и ЕСПЧ. В Чешской Республике в 2011 г. государство учредило национальный механизм имплементации решений на основе специального закона. В Литовской Республике при Министерстве юстиции функционирует офис Представителя государства в ЕСПЧ и Комитетах ООН. Королевства Швеции и Дании, Республика Чили закрепили исполнение за МИД. В России и Финляндской Республике обязательства государства по исполнению следуют из решений Конституционного/ Верховного суда.

Еще одно странное решение заключается в том, что в Казахстане установлено требование: «Официально неопубликованные международные договоры, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, применению не подлежат» (НП ВС РК №1 от 10.07.2008 г.).

Анализ законодательства показал, что Комитет по правам человека на своем Соображении делая частую ссылку, сравнивает ситуацию в Республике Казахстан с положением в Ямайке 30-летней давности.

Ситуация с жалобой Жасулана Сулейменова показал также чрезмерное несовершенство законодательства Казахстана в части защиты прав человека, в том числе от пыток.

Только в этой одной дорожной карте предложены всего около 90 предложений по внесению изменений в Кодексы, законы, указы, постановления правительства, приказы министра юстиции, инструкции, нормативные постановления и стандарты.

Предлагается прежде всего принять закон «О предупреждении пыток» (с процедурами реабилитации). Представляется немаловажным предусмотреть в этом Законе обязанность уполномоченного органа довести решения (Соображения) Комитетов ООН до сведения Парламента РК, тем самым, установив механизм парламентского контроля по примеру Нидерландов. Предлагается также, на основании Указа Президента РК «О процедурах исполнения решений договорных органов ООН», при получении МИД РК решения Комитета ООН направлять его в Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета для возмещения минимальной суммы компенсации и первичную помощь жертве пыток, установленной Постановлением Правительства РК (в эквиваленте 3 000 долларов/ евро х 35 решений = 105 000 долларов/евро на 15.09.2020 г., исходя из практики Европейского суда по правам человека по делам о пытках).

Оставшиеся вопросы компенсации и реабилитации могут быть покрыты услугами в рамках стандартов оказания государственных услуг (медицинская, психологическая, юридическая помощь, образование, возвращение жертвы пыток к жизни).

В Казахстане с 2020 года для потерпевших по уголовным делам стал доступным Фонд компенсации потерпевшим. Утверждены форма централизованного реестра получателей компенсации, правила представления централизованного реестра получателей компенсации, с определением ответственного подразделения государственного органа — Департамента бюджетного законодательства Министерства финансов РК. Тем жертвам пыток, по делам которых приговор виновным не вынесен, данный механизм недоступен. В этой связи представляется целесообразной упрощенная процедура направления МИД РК текста решения Комитета для выплаты компенсации жертве пыток центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета из государственного бюджета.

По данным ОО «Кадiр-касиет», соображения Комитета по делу Жасулана были приняты 21.03.2017 г., и не позднее 30.09.2017 г. ожидался ответ РК об исполнении Соображений Комитета по правам человека. Однако, ответа до сих пор нет.

«Кадiр-касиет» на основе предложений экспертов, направил в парламент РК «100 предложений» о совершенствовании законодательства РК о борьбе с пытками. Что делает парламент по этому предложению, тоже пока неясно.

По словам правозащитника, каждое решение имеет цель не только помочь одному человеку, но и создать прецедент. В каждом решении указано не допускать впредь таких ситуаций и правонарушений. Это означает, что необходимо принять целый комплекс мер, который был бы направлен на то, чтобы люди в заключении не подвергались никакому обращению, которое бы причинило ему еще больший вред. В подобных делах должны соблюдаться минимальные стандартные правила обращения с заключенными.

«Комитет смотрит на две вещи: соблюдены или не соблюдены права человека. Второй, на что он смотрит, это соблюдены ли законом установленные процедуры или нет. Комитет не оценивает правильно ли суды квалифицировали дело или неправильно. В любом случае нельзя ограничить абсолютные права. Есть перечень прав, которые никогда нельзя ограничивать. Даже в чрезвычайных каких-то ситуациях, в ходе стихийных бедствий и военных действий. В случае с Жасуланом именно такие абсолютные права Комитетом были признаны нарушенными», заключила Анара Ибраева.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.