Почему МОН РК ликвидирует один из старейших медицинских вузов Казахстана?
Поддержать

Почему МОН РК ликвидирует один из старейших медицинских вузов Казахстана?

Комитет по обеспечению качества в сфере образования и науки МОН РК запустил процедуру отзыва лицензии Казахского медицинского университет непрерывного образования, входящего в список А.

Материалы по теме

Созданный в 1963 году Алматинский государственный институт усовершенствования врачей (сейчас КазМУНО – Казахский медицинский университет непрерывного образования) изначально обучал не только врачей различных специальностей из Казахстана, но и из других союзных республик – Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Украина и т.д. Впрочем, связи не утеряны до сих пор. В эти дни, например, соседи – Кыргызстан и Узбекистан — просят алматинских коллег обучить их врачей-лаборантов ПЦР-диагностике COVID.

Здесь работают пять академиков, 49 профессоров, 284 докторов и кандидатов медицинских наук, среди них — заслуженные врачи, лауреаты Госпремии РК и т.д. Некоторые кафедры КазМУНО являются единственными в Казахстане (например, детской неврологии с курсом медицинской генетики, а также кафедра геронтологии). За последние 4 года вуз получил 20 патентов и авторских свидетельств, занимает 2 место по научным разработкам, 1-е — по коммерциализации, 4-е — по объёму НИР по итогам РЦРЗ Минздрава РК за 2019 год.

Имея сильную клиническую базу и качественный профессорско-преподавательский состав, с 2010 года университет начал расширять свою деятельность, — открыл резидентуру. Позже появились и другие обучающие программы — магистратура и докторантура, а с 2018 года — бакалавриат. Таким образом, здесь дается полный цикл медицинского образования — от базового до докторантуры. Клиническая, учебно-профессиональная подготовка будущих специалистов по всем профилям медицины ведется на базах 194 клиник республики, двух современных университетских клиниках и Центре практических медицинских навыков.

В 2015 году университет стал частным. И если у национальных государственных медицинских вузов изначально есть подушка безопасности — государственные гранты, то КазМУНО выживает в условиях жесткой конкуренции. Надо сказать – вполне достойно. Здесь обучаются почти 3,5 тысячи человек. По итогам двухэтапных экзаменов, которые провел в КазМУНО Национальный Центр независимой экзаменации, его выпускники ежегодно показывают высокое качество знаний. Резиденты в 2020 году — 95,1%, врачи-интерны в 2019 году — 97%, а в 2020-м — 99,7%. О качестве говорит и трудоустройство выпускников. Этот показатель, отслеживаемый и МОН, и Министерством труда и социальной защиты, и НПП «Атамекен», в предыдущем учебном году составил 98,1%. 

Иностранные студенты не случайно выбирают именно этот вуз: КазМУНО, в числе трех других медицинских университетов Казахстана, входит в список А. Это означает, что выданный им диплом в ряде стран подтверждать не надо. Он, в частности, признан сейчас медицинским Советом Пакистана.

Еще одним косвенным подтверждением качества образования, даваемого вузом, являются гранты местных исполнительных органов для целевой подготовки специалистов. Есть области, которые из года в год увеличивают количество таких грантов. Например, Алматинская область в позапрошлом году оплатила обучение около 40 резидентов. Через год их количество увеличилось почти в два раза – 72 человека. А в целом за счет грантов местных исполнительных органов обучается 249 резидентов из 16 регионов Казахстана. Именно эти специалисты после окончания учебы будут распределены в свои регионы для оказания медицинской помощи населению.

Поводов для беспокойства у КазМУНО вроде бы и нет – профильный университет со своей задачей по подготовке медицинских кадров справляется. Но, начиная с февраля 2020 года, Комитет по обеспечению качества в сфере образования и науки МОН РК (КОКСОН) стал проводить здесь регулярные профилактические проверки. Казалось бы, почему — нет? Контроль за качеством образования никогда не помешает. Но когда в июле прошла вторая проверка, то был вынесен ряд замечаний, грозящий отзывом генеральной лицензии на право заниматься образовательной деятельностью. А дальше вуз стали откровенно «кошмарить». В ноябре состоялась третья, внеплановая проверка, проведенная, по мнению представителей КаЗМУНО, необъективно и односторонне. Университет представил все свидетельства документального соответствия требованиям к образовательной деятельности, но комиссия КОКСОНа, проигнорировав их, вынесла акт, ставший основанием для отзыва вышеназванного документа — генеральной лицензии.

Если говорить предметно по предъявленным замечаниям, некоторые из них, с юридической точки зрения, действительно носят абсурдный характер, так как саму образовательную деятельность они по сути не затрагивают. Говорится, в частности, про много лет назад отчужденное от здания университета некоему ТОО «KOLSAI LTD» помещение площадью около 160 кв.м. Это, по мнению комиссии, кардинальным образом влияет на образовательную деятельность в принадлежащем университету на праве частной собственности здании площадью 3718,6 кв.м. В качестве замечания она (комиссия КОКСОН) указывает, что КазМУНО необходимо заключить договор доверительного управления с этим товариществом. При этом правоустанавливающие документы и справки Государственной корпорации «Правительство для граждан», подтверждающие право собственности университета на указанное здание, которое является основным корпусом все годы его существования, были проигнорированы.

Еще одна претензия комиссии КОКСОН касается требований к спортивному залу. Приняв на себя полномочия Минздрава, она посчитала, что зал не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, так как напольным покрытием в нем является искусственная трава и т.д., а самое главное, отсутствует документ, подтверждающий готовность спортзала к эксплуатации. Но у КазМУНО имеется письмо Департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг города Алматы Минздрава РК (СЭС), в котором говорится, что вузы являются «объектами незначительной эпидемиологической значимости» и, согласно Кодекса РК О здоровье народа и системе здравоохранения, деятельность по их эксплуатации осуществляется по уведомлению, без получения санэпидзаключения. Однако комиссия КОКСОНа, приняв на себя полномочия Минздрава РК, включила в свой акт замечание о несоответствии условий в медуниверситете требованиям санэпиднадзора.

Замечание комиссии КОКСОН вызвало также оформления трудовых документов. Оно, по ее мнению, не соответствует записям в трудовых книжках и в личных делах. Но комиссия КОКСОН не вправе вменять проверяемому нарушения в различных вопросах оформления трудовых отношений и ведения документации по персоналу, так как не может определять правильность или неправильность оформления трудовых отношений, поскольку это находится за пределами ее компетенции. Трудовой кодекс РК не относит их к документам, обязательным для предоставления, отсутствие или наличие записи в трудовой книжке является делом сугубо добровольным, а статья 21 Трудового кодекса, на которую ссылается комиссия, лишь определяет основания для возникновения трудовых отношений, но не регламентирует и не определяет порядок ведения личных дел, в том числе трудовых книжек. К тому же, в соответствии с Трудовым кодексом, данные полномочия относятся к прерогативе государственных инспекторов труда (часть 1, статья 91). Однако комиссия КОКСОН (видимо, для того, чтобы акт проверки казался объемным и значимым), вновь приняв на себя полномочия другого государственного органа, включила это замечание в свой акт.

Далее, ссылаясь на пункты 89, 97, 116 Квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности, утвержденных приказом Министра образования и науки РК, уполномоченный орган заявил, что срок научных публикации руководителей резидентуры не должен превышать пяти лет. То, что при оформлении акта внеплановой проверки комиссия неправильно указала нормы правовых актов, на которые она ссылалась, был признан самим КОКСОН — Комитетом по обеспечению качества и безопасности в сфере образования и науки МОН РК. Цитата из постановления о наложении административного взыскания от 15 февраля 2021, вынесенного КОКСОН в отношении КазМУНО: «По пояснению должностного лица, проводившего проверку, в результате опечатки в итоговой части продублированы пункты 89, 116 Квалификационных требований. Таким образом, с учетом вышеизложенного Комитет по данному пункту отмечает, что нарушения требовании пункта 97 Квалификационных требований имеют место». Однако текущая редакция пункта 97 Квалификационных требований не содержит ограничений по пятилетнему сроку публикации. Следовательно, замечание комиссии КОКСОНа является несостоятельным и незаконным. 

Надо отметить, что при проведении проверки комиссия КОКСОН вообще регулярно превышала свои полномочия и выходила за рамки своих обязанностей. Запрашивала, к примеру, сведения, которые не были заявлены в Акте о назначении проверки №91-Э от 30.10.2020 г. Одно из них — сведения о среднем соотношении количества обучающихся к преподавателям для состава организаций высшего и (или) послевузовского образования, что не являлось предметом проверки. И хотя университет предоставил комиссии документы из АИС Platonus, подтверждающие соблюдение требований по среднему соотношению, она не приняла указанные документы и вынесла отрицательное заключение по этому вопросу, руководствуясь только ей известными мотивами, в противоречие официальным данным, размещенным в информационной системе Platonus.

В целях получения объективной оценки ситуации, связанной с вынесением комиссией КОКСОН МОН РК в отношении университета акта о результатах проверки и протоколов о совершении административных правонарушений, было получено правовое заключение признанного эксперта в области административного права, доктора юридических наук, профессора, члена научно-консультативного совета при Верховном Суде РК Романа Подпригоры. Оно подтверждает наличие существенных нарушений закона в действиях комиссии КОКСОНа при составлении акта и протоколов в отношении университета. 

У меня, как у юриста, защищающего права и интересы университета в судах, вызывает глубокую озабоченность позиция судов городов Нур-Султан и Алматы, где продолжаются судебные разбирательства. Однако попытка обратить внимание судов разных инстанции на несостоятельность замечаний комиссии КОКСОН МОН РК чаще всего заканчивается ничем: они, к сожалению, априори становятся на позицию уполномоченного государственного органа.

К примеру, одно из дел изначально поступило к судье специализированного межрайонного административного суда города Нур-Султан Э.Ищановой. Затем она ушла в отпуск и его передали другому судье – А. Бектургановой. Последняя приняла дело в свое производство 17 февраля 2021 года (подтверждается соответствующим определением) видимо в 9 утра, а уже в 12.30 назначила судебное заседание. Причем, меня об этом секретарь суда известила за полчаса до начала заседания. Не приняв наши доводы во внимание, судья отказала в их удовлетворении и вынесла постановление в пользу уполномоченного органа. Удивительно, но суду оказалось достаточно трех с половиной часов, чтобы полностью «исследовать» материалы дела в нескольких сот листов. В моей адвокатской практике это первый случай столь стремительного вынесения судебного акта. 

Чудеса вокруг этого дела продолжились и дальше. Когда оно было передано в апелляционную коллегию суда Нур-Султана, выяснилось, что в материалах дела и описи отсутствуют 241 лист доказательств и диск с видеозаписью, ранее приобщенные судом по ходатайствам представителя университета (причем, сами ходатайства имеются в деле). Мы немедленно заявили суду очередное ходатайство — об устранении выявленных недостатков, но этот вопрос пока оставлен им открытым.

При рассмотрении другой апелляционной жалобы вуза в Алматинском городском суде 18 марта 2021 года судебное заседание было назначено первоначально на три часа дня. В тот же день, только в 10.45 утра, должно было начаться рассмотрение апелляционной жалобы в суде Нур-Султана. Однако за день до даты судебных заседаний мы узнали, что Алматинский городской суд перенес заседание с 15.00 на 10.40, то есть происходила накладка двух судебных заседаний в разных городах по делам с участием тех же сторон. Мы немедленно направили в Алматинский городской суд ходатайство о переносе заседания на другое время с приложением уведомления из суда Нур-Султана. Секретарь суда подтвердила его получение, однако на следующий день, пока мы ожидали начала судебного заседания в суде Нур-Султана, Алматинский городской суд, проигнорировав наше ходатайство, провел заседание без нас, несмотря на то, что рассматривалась именно жалоба университета. В итоге он буквально за полчаса разрешил спор в пользу ответчика — уполномоченного органа. Для сведения: данное административное дело насчитывает 8 томов примерно по 180 листов доказательств в каждом, поэтому скорость исследования доказательств и вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции в очередной раз вызывает недоумение.

Полагаем, что Алматинский городской суд, не позволив вузу участвовать в судебном заседании и не дав ему довести до судебной коллегии свою позицию по рассматриваемой жалобе, нарушил установленное статьей 13 Конституции РК право на судебную защиту своих прав и свобод. Напомню: обычная практика судов при таких накладках — судебное заседание по ходатайству одной из сторон переносится на другое время.

Односторонние процессуальные действия судов городов Нур-Султана и Алматы ставят под сомнение возможность университета защитить свои права и интересы в рамках правового поля, с позиции объективности, справедливости и законности, а также равенство всех перед законом и судом, как это установлено ст.14 Конституции РК.

Учитывая столь неоднозначную позицию судов первой и апелляционной инстанций, Университет вынужден обратиться в Верховный суд и Генеральную прокуратуру РК.

В то время, когда Президент нашей страны Касым-Жомарт Токаев говорит о необходимости налаживания обратной связи с бизнесом и необходимости защиты инвестиций в отечественную экономику, КОКСОН своим решением фактически «убивает» успешный профильный медицинский вуз, пресекая возможность его дальнейшего развития за счет отечественных инвестиций. 

В заключение хотел бы добавить: если генеральная лицензия у вуза будет все-таки отозвана, то более тысячи сотрудников останутся без работы, а обучающийся контингент- почти 3,5 тысячи человек, среди которых немало студентов из других стран, будет распределен по другим вузам, в том числе по непрофильным вузам, которым КОКСОН выдал лицензии на обучение по медицинским специальностям. Полагаю, что читатель сам из этого может сделать соответствующие выводы. 

Канатбай Кашкенов, адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов

От редакции:

Качество казахстанских вузов, и медицинских в том числе, всегда вызывало справедливую критику. Поэтому Министерство образования и науки начало отзыв лицензий у десятков вузов. Очевидно было ожидать, что процесс будет болезненным. Наша редакция готова разместить точку зрения профильного министерства как о данном случае, так и о проблеме в целом.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.