четверг, 21 октября 2021
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Арон Атабектің халі нашарлап кетті Казахстанские аэропорты дожигают последний керосин 500 казахстанских женщин стали жертвами бытового насилия Орал әуежайына Мәншүк Мәметова есімі беріледі Казахстан в высокой группе риска - тенге дорожает Әлия Назарбаеваның кітабы: отырыс өткен театр директорына 670 910 теңге айыппұл салынды В Казахстане начнут прививать вакциной Pfizer подростков и беременных Тоқаев: Балаларды бір тілмен шектеудің қажеті жоқ Парламент Казахстана принял закон по защите Каспия Казахстанский уран и бразильский сахар: товарооборот составил $109,8 млн Казахстан и Италия начнут сотрудничать в военной области Минюст готовит изменения в выборном законодательстве Фильм о Назарбаеве презентуют на Римском кинофестивале В Казахстане уменьшается количество крупных и средних компаний Ә.Бәйменов: Сатқындықты да көрдім Тренды и точки роста долгового рынка Казахстана Шымкентте қоқыстан сәби табылды Казахстан на новые Нацпроекты потратит 49 трлн тенге Қазақстан тәліптерге тамақ бермек Дәрігерді жауапқа тарту проблеманы шеше ме? Правительство обещает пополнить Нацфонд до 4 трлн тенге Американский суд наложил санкции на Аблязова и Храпунова В списке оказанных психиатрических услуг на Т20 млдр не оказалось Нур-Султана и Туркестанской области Стамбулда алданған қазақтар қаңғып қалды Почему люди массово бегут из Северного Казахстана?

Судьи хотят свой процент от бюджета

Верховный суд РК обнародовал сегодня концепцию поправок в конституционные законы по вопросам судебной системы. Одним из новшеств в случае принятия поправок станет установление бюджета судебной системы в процентах от общей суммы расходов. Кроме того, формирование, принципы и направления расходования бюджета, а также контроль за эффективным и целевым назначением будет осуществляться органами судейского самоуправления.

На интернет-ресурсе «Открытые НПА» Верховный суд разместил два проекта: концепцию к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам судебной системы» и концепцию проекта Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан». Оба документа предлагают изменить систему финансирования судебной системы.

«Судьи недостаточно материально обеспечены»

Так, в одной из концепций отмечается, что судьи и суды Казахстана недостаточно материально обеспечены.

«Национальное законодательство ряда зарубежных стран гарантирует финансирование судов в необходимом объеме (Украина, Армения, Беларусь, Грузия, Россия). В Болгарии, Испании, Канаде, Польше и США органы судебного управления наделяются полномочиями не только в традиционной области отбора претендентов в судьи, но и в сфере составления бюджета и распределении бюджетных средств, финансирование судебной ветви власти является независимым от исполнительной ветви. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей», - приводят аргументы в Верховном суде РК.

Отсутствие реальной независимости судов по вопросам финансирования

Кроме того, разработчики концепции отмечают, что на протяжении долгих лет зарубежные партнёры, международные институты и экспертное сообщество подвергают критике власти Казахстана за отсутствие реальной независимости судов и судей от внутренних и внешних факторов, в том числе при взаимодействии с правительственными структурами по вопросам финансирования судебной системы.

Верховный суд ссылается на Послание Конституционного Совета РК от 23 июня 2008 года: «конституционное требование статьи 80 Основного закона о том, что финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия, реализуется на практике недостаточно полно, что нередко ставит судей в зависимое положение от органов местной исполнительной власти и способствует коррупционным проявлениям».

«Правовая основа формирования бюджета судов, процедуры их имущественного и материального обеспечения требуют ежегодного обращения в органы исполнительной власти. Это воспринимается как прямая и существенная зависимость судебной системы от правительственных структур», - пришли к выводу в Верховном суде.

Концепцией к новому проекту закона предлагается новая модель формирования бюджета судебной системы, которая закрепляет лимит финансирования судебной системы в процентном соотношении от общей суммы расходов по бюджетной программе всех государственных органов.

«Новая модель финансирования судебной системы требует внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс, который регулирует бюджетные отношения, устанавливает механизмы функционирования бюджетной системы, образования и использования бюджетных средств, в том числе средств, выделяемых на функционирование судебной системы», - анонсируется в документе.

Суды сами будут контролировать свои расходы?

Вместе с тем, остается не ясным, за каким органом предлагается оставить контроль за расходованием средств судами – Счетным комитетом или так называемыми органами судейского самоуправления?

Так, в концепции к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам судебной системы» … «предлагается определить, что формирование, принципы и направления расходования бюджета, а также контроль за эффективным и целевым назначением будет осуществляться органами судейского самоуправления».

В свою очередь, в концепции проекта Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан» указано следующее: «Контроль за расходованием бюджетных средств сохраняется за Счетным комитетом».

Вместе с тем, в проекте поправок в конституционные законы предлагается установить фиксированный процент судебной системы от общей суммы расходов по бюджетной программе 001 всех государственных органов, предусмотренных республиканским бюджетом на соответствующий плановый период.

«При этом порядок освоения средств будет осуществляться органами судейского самоуправления», - отметили разработчики поправок.

Во сколько обойдутся поправки налогоплательщикам?

Интереснее выглядят предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта Конституционного закона. Так в первой концепции отмечается, что дополнительного финансирования не потребуется.

«Общее финансирование по программе 001 всех государственных органов за 2021 год – 855 779 326 тыс. тенге, 6,5 % от них – 55 625 656,0 тыс. тенге. Общая сумма финансирования судебной системы из республиканского бюджета на 2020 год – 57 501 304,0 тыс. тенге, на 2021 год – 54 100 096,0 тыс. тенге. Размер финансирования, необходимый для установления фиксированного процента не превышает сумму, ежегодно выделяемую для судебной системы. Учитывая изложенное, реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из республиканского бюджета», - уверяют разработчики поправок.

Вместе с тем, во второй концепции отмечается, что для установления заработной платы постоянным членам Высшего Судебного Совета на уровне зарплаты судьи Верховного Суда потребуется выделение дополнительных финансовых средств в размере 177 149, 9 тыс. тг.

Напрашивается вывод, что разработка данных концепций поправок в закон потребовалась ради 177 млн тенге для поднятия зарплат членам ВС.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33