четверг, 27 января 2022
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
"Nur Otan" партиясынан шыққан депутат мәлімдеме жасады Новую работу предлагают бывшим топ-менеджерам «Самрук-Казына» Қазақстанның бірнеше елдегі елшілері тағайындалды Две трети объёма произведённого в РК сжиженного газа отправляется на экспорт «РОП операторының» басқарушы директоры өз-өзіне қол жұмсады Начальник ДП Астаны назначен замминистра МВД РК Вячеслав Ким вышел из совета директоров АО «Самрук-Қазына» На территории одного района Алматы введён режим антитеррористической операции Стало известно о смерти управляющего директора ТОО «Оператор РОП» Елден қашқысы келген Пірімқұлов пен Құмарғалиев ұсталды Нефтяной рынок возобновил рост Задержаны вице-министр экологии Примкулов и председатель РОП Кумаргалиев Взять под контроль частоту и географию подключения майнеров требуют депутаты Ратификацию протокола о защите информации одобрил мажилис Бір тәулік ішінде 12 мыңға жуық адам коронавирус жұқтырды Питер Гриффитс покинул пост главы Авиационной администрации Казахстана Акиматы больше не будут контролировать использование земель Раненных во время январских беспорядков в Алматы выпустили из СИЗО Кулибаев вновь выдвинут в совет директоров «Газпрома» Кто поедет на Зимние Олимпийские игры 2022? Миссии США и Великобритании в ОБСЕ высказались о прошедших январских беспорядках Қазақстанның бірқатар өңірінде жарық өшіп қалды В трех странах Центральной Азии зафиксировали отключения электроэнергии Назарбаеваның құдасы қызметінен босатылды Токаев освободил от должности председателя ЦИК

Дети и религия: особенности в формировании религиозного сознания

Духовное воспитание играет немаловажную роль в процессе становления ребенка как личности. Благодаря ему дети познают мир, могут отличить добро от зла, формируют нравственные качества. В этом направлении главные ориентиры ребенка — это его родители.

С рождения ребенок стремится побольше узнать об окружающем мире. Если на первых порах дети познают мир через органы чувств, то с 3 до 7 лет они видят мир глазами родителей.

«Мировоззрение детей с детства зависит от отношений с родителями. Дети через образ родителей, их жизненные принципы будут исследовать, познавать мир. Родители с момента рождения ребенка показывают ему быт, свои традиции, верования, через которые ребенок в дальнейшем будет формировать свои ценности», - отмечает психолог Лимана Койшиева.

По ее словам, мать и отец в равной степени важны при формировании духовных ценностей ребенка.

«Женщина, мать играет важную роль в воспитании детей. Связь ребенка с матерю очень тесная: она кормит, одевает, ухаживает за ребенком. После 7 лет в процессе воспитания увеличивается роль отца, особенно велико его влияние при принятии решений», - говорит психолог.

В свою очередь, религиовед Александр Антипин считает, что главным транслятором религиозных ценностей в семье является женщина.

«Теоретически в исламе и в христианстве превалируют патриархальные взгляды на главенство отца. Идет Бог, потом под ним идет муж - глава семьи и потом уже жена и дети. Де-факто главным транслятором религиозных ценностей, как правило, является женщина, мать. По одной простой причине – в традиционной семье мужчина большую часть времени занят заработками, а женщина проводит больше времени дома с детьми. Соответственно, мать является главным транслятором культурного и религиозного кода для ребенка», - поделился мнением эксперт.

При этом психологи и религиоведы в один голос отмечают важность разъяснения религиозного воспитания.

«Если родители замечают интерес ребенка к религии, духовным категориям, им необходимо проводить разъяснительные беседы. Никогда нельзя ставить табу на эту тему, ведь если вы не объясните ребенку, то это сделает кто-то за вас. При этом важно знать традиции, историю и основные азы религиоведения. Если родитель не владеет этой информацией необходимо обратиться к специалистам», - говорит Лимана Койшиева.

Чем чревато неправильное понимание сути религии?

Как показывают опросы, основная часть граждан за религиозные знания.

«В любом случае, дети столкнутся с институтами, личностями, информацией религиозного характера и родители боятся того, что первичная информация, которую они получат, будет некорректная, возможно даже экстремистская, радикальная. Поэтому все выступают за то, чтобы формировать у детей базовые знания, которые, как правило, тесно связаны с традициями, которые вкупе и составляют культурно-религиозный код нации. Что касается более религиозных семей, то и у мусульман, и у христиан предписано обучение детей основам веры», - пояснил Александр Антипин.

«Те привычные установки и знания, на которые будет опираться ребенок, составят его предпочтения и основным императивы в жизни. Другое дело, если ребенок растет в семье, где придерживаются религии деструктивно- религиозного толка. Какая-та незарегистрированная религиозная группа уже с детства настраивает ребенка на то, что кто-то неверный, с ними нельзя кушать, садиться рядом, не ходить в школу, не идти к врачам», - говорит эксперт.

По его словам, у детей, воспитывающихся в семьях ДРТ, имеются проблемы с психологией, социализацией и их реабилитация проходит долго.

«Одно дело, когда взрослый человек, светский или традиционно верующий, поддался радикальным идеям, но с такими людьми еще можно работать. С детьми сложнее и специфичнее», - отметил религиовед.

Психолог Лимана Койшиева утверждает, что влияние псевдорелигиозных родителей, групп на детей могут привести к серьёзным психологическим травмам.

«У ребенка формируются неправильные ценностные ориентиры, и он может готовить себя жить ради другого мира. Это, в свою очередь, чревато раздвоением личности. Человек, который готовится к жизни на том свете, отказывается от благ этого мира. Он не ценит каждый прожитый день, не признает жизненные ценности. Он не живет, а просто существует».

Что должны знать о родители религиозном образовании?

Для правильного формирования религиозного сознания детей родители в первую очередь сами должны быть грамотными в этом вопросе. Так как религиозные знания тесно переплетаются с традицией, обычаями и историей, взрослые должны учитывать и этот аспект.

«Изучение религии и ее практика возможна для детей, достигших сознательного возраста. В плане самих религиозных объединений практика наработана. При мечетях есть летние обучающие лагеря для детей, там идет таджуит, при церквях - воскресные школы. Эти знания для светских людей могут показаться углубленными. Они могут подойти к этому вопросу со стороны науки, традиции, истории. Ведь в основном в семьях религиозные знания передаются через традиции, обряды», - отметил Александр Антипин.

Также эксперт добавил, что в целях формирования правильного религиозного сознания во всех школах ведется предмет «Светскость и основа религиоведения».

«К сожалению, это факультативный предмет, но его - дать детям определение светскости и объяснить виды религии и их отличие от псевдорелигиозных деструктивных течений. То есть, если родители не знают все о религии, то дети на этих предметах могут узнать информацию подробнее. Преподаватель, получивший переквалификацию, должен направить на правильный путь, если у детей возникает какая-та потребность в изучении религиозных знаний», - заключил эксперт.

«Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения Европейского Союза».

Асель Ибадуллаева

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33