четверг, 13 мая 2021
,
USD/KZT: 426.14 EUR/KZT: 517.08 RUR/KZT: 5.81
Казахстанский аналог службы «911» появится в Алматы Токаев и Назарбаев поздравили казахстанцев с Ораза Айт КНБ РК усиливает меры безопасности в связи с трагедией в казанской школе Токаев подписал закон, предусматривающий полный запрет продажи земель иностранцам Петиция против утильсбора собрала 30 тыс. подписей Павлодарскую область затянул смог от пожара в России Нигматулин об интернете в селах: «Прошло уже 10 лет, как люди ждут» Суд вынес приговор риелтору по делу крушения самолета Bek Air В Риддере потушили лесной пожар В Таджикистане готовятся к визиту Токаева Правила присуждения «Алтын белгi» изменились в Казахстане Токаев обратился в Конституционный совет В казахстанских школах усилят меры безопасности после трагедии в Татарстане Таджикистан и Кыргызстан договорились соблюдать соглашения по приграничному вопросу Когда начнется реализация цифрового тенге, рассказали в Нацбанке С 16 мая вводится электронное таможенное сопровождение товаров Женщин задержали после пикета у китайского консульства в Алматы На Байконуре планируется запуск российского модуля «Наука» Казахстанцам из «красной» зоны ограничен допуск в аэропорты и вокзалы Началась регистрация на ежегодный фестиваль Go Viral В МИД Казахстана сделали заявление по ситуации в Восточном Иерусалиме Казахстан вошёл в ТОП-5 стран с самым дешёвым мобильным интернетом Узнать свой статус в приложении Ashyq и перспективу улететь можно лишь в самом аэропорту Нур-Султана Елбасы прибыл в Туркестан В ООН ждут одобрения ВОЗ для использования «Спутника V»

Дети и религия: особенности в формировании религиозного сознания

Духовное воспитание играет немаловажную роль в процессе становления ребенка как личности. Благодаря ему дети познают мир, могут отличить добро от зла, формируют нравственные качества. В этом направлении главные ориентиры ребенка — это его родители.

С рождения ребенок стремится побольше узнать об окружающем мире. Если на первых порах дети познают мир через органы чувств, то с 3 до 7 лет они видят мир глазами родителей.

«Мировоззрение детей с детства зависит от отношений с родителями. Дети через образ родителей, их жизненные принципы будут исследовать, познавать мир. Родители с момента рождения ребенка показывают ему быт, свои традиции, верования, через которые ребенок в дальнейшем будет формировать свои ценности», - отмечает психолог Лимана Койшиева.

По ее словам, мать и отец в равной степени важны при формировании духовных ценностей ребенка.

«Женщина, мать играет важную роль в воспитании детей. Связь ребенка с матерю очень тесная: она кормит, одевает, ухаживает за ребенком. После 7 лет в процессе воспитания увеличивается роль отца, особенно велико его влияние при принятии решений», - говорит психолог.

В свою очередь, религиовед Александр Антипин считает, что главным транслятором религиозных ценностей в семье является женщина.

«Теоретически в исламе и в христианстве превалируют патриархальные взгляды на главенство отца. Идет Бог, потом под ним идет муж - глава семьи и потом уже жена и дети. Де-факто главным транслятором религиозных ценностей, как правило, является женщина, мать. По одной простой причине – в традиционной семье мужчина большую часть времени занят заработками, а женщина проводит больше времени дома с детьми. Соответственно, мать является главным транслятором культурного и религиозного кода для ребенка», - поделился мнением эксперт.

При этом психологи и религиоведы в один голос отмечают важность разъяснения религиозного воспитания.

«Если родители замечают интерес ребенка к религии, духовным категориям, им необходимо проводить разъяснительные беседы. Никогда нельзя ставить табу на эту тему, ведь если вы не объясните ребенку, то это сделает кто-то за вас. При этом важно знать традиции, историю и основные азы религиоведения. Если родитель не владеет этой информацией необходимо обратиться к специалистам», - говорит Лимана Койшиева.

Чем чревато неправильное понимание сути религии?

Как показывают опросы, основная часть граждан за религиозные знания.

«В любом случае, дети столкнутся с институтами, личностями, информацией религиозного характера и родители боятся того, что первичная информация, которую они получат, будет некорректная, возможно даже экстремистская, радикальная. Поэтому все выступают за то, чтобы формировать у детей базовые знания, которые, как правило, тесно связаны с традициями, которые вкупе и составляют культурно-религиозный код нации. Что касается более религиозных семей, то и у мусульман, и у христиан предписано обучение детей основам веры», - пояснил Александр Антипин.

«Те привычные установки и знания, на которые будет опираться ребенок, составят его предпочтения и основным императивы в жизни. Другое дело, если ребенок растет в семье, где придерживаются религии деструктивно- религиозного толка. Какая-та незарегистрированная религиозная группа уже с детства настраивает ребенка на то, что кто-то неверный, с ними нельзя кушать, садиться рядом, не ходить в школу, не идти к врачам», - говорит эксперт.

По его словам, у детей, воспитывающихся в семьях ДРТ, имеются проблемы с психологией, социализацией и их реабилитация проходит долго.

«Одно дело, когда взрослый человек, светский или традиционно верующий, поддался радикальным идеям, но с такими людьми еще можно работать. С детьми сложнее и специфичнее», - отметил религиовед.

Психолог Лимана Койшиева утверждает, что влияние псевдорелигиозных родителей, групп на детей могут привести к серьёзным психологическим травмам.

«У ребенка формируются неправильные ценностные ориентиры, и он может готовить себя жить ради другого мира. Это, в свою очередь, чревато раздвоением личности. Человек, который готовится к жизни на том свете, отказывается от благ этого мира. Он не ценит каждый прожитый день, не признает жизненные ценности. Он не живет, а просто существует».

Что должны знать о родители религиозном образовании?

Для правильного формирования религиозного сознания детей родители в первую очередь сами должны быть грамотными в этом вопросе. Так как религиозные знания тесно переплетаются с традицией, обычаями и историей, взрослые должны учитывать и этот аспект.

«Изучение религии и ее практика возможна для детей, достигших сознательного возраста. В плане самих религиозных объединений практика наработана. При мечетях есть летние обучающие лагеря для детей, там идет таджуит, при церквях - воскресные школы. Эти знания для светских людей могут показаться углубленными. Они могут подойти к этому вопросу со стороны науки, традиции, истории. Ведь в основном в семьях религиозные знания передаются через традиции, обряды», - отметил Александр Антипин.

Также эксперт добавил, что в целях формирования правильного религиозного сознания во всех школах ведется предмет «Светскость и основа религиоведения».

«К сожалению, это факультативный предмет, но его - дать детям определение светскости и объяснить виды религии и их отличие от псевдорелигиозных деструктивных течений. То есть, если родители не знают все о религии, то дети на этих предметах могут узнать информацию подробнее. Преподаватель, получивший переквалификацию, должен направить на правильный путь, если у детей возникает какая-та потребность в изучении религиозных знаний», - заключил эксперт.

«Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения Европейского Союза».

Асель Ибадуллаева

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33