Казахстанские вузы упускают главное – ценностное развитие человека
Поддержать

Казахстанские вузы упускают главное – ценностное развитие человека

В марте правительство министерство образования анонсировало очередные масштабные изменения. По словам премьер-министра Аскара Мамина, к 2024 году заработная плата преподавателей и стипендии должны увеличиться в два раза. В стране построят 800 новых школ. Для повышения доступности высшего образования количество грантов к 2025 году увеличат на… два процента (на начало 2020-21 учебного года государственные образовательные гранты получили около двухсот тысяч человек). А для предотвращения оттока талантливой молодежи предлагают открывать в стране филиалы ведущих зарубежных университетов.

Однако все больше родителей выбирают для своих детей обучение в иностранном вузе. Преподавание в них имеет вековые традиции научной школы. Сама атмосфера вуза формирует у студента приоритеты и установки, на основе которых он строит дальнейшую жизнь. Бюро Национальной статистики АСПиР сообщает, что в минувшем году в казахстанские вузы (включая абитуриентов-иностранцев) поступило 153 000 человек.  На учебу в Россию отправилось 59 000 казахстанских студентов и около 15 000 поехали поступать в вузы Китая — второй популярной страны у родителей казахстанских абитуриентов.

Так, по итогам 2020 года в топ-500 QS мирового рейтинга трудоустройства выпускников (Graduate Employability Rankings) вошли 13 российских вузов. Процент трудоустройства их выпускников — около 80-ти. В этот же топ-500 QS попал только один вуз из Казахстана – КазНУ им. Аль-Фараби. Совместный мониторинг ГПП «Атамекен» и МОН РК на начало 2020 года показал, что примерно у половины казахстанских вузов (61 из 129) показатель трудоустройства выпускников составил менее 50 процентов.

Между тем, выпускники зарубежных вузов имеют все перспективы начать карьеру в странах обучения. Так, иностранные выпускники вузов США могут в течение первых трех лет после получения диплома применять полученные знания в Штатах. А с 2021 года и выпускники британских высших учебных заведений получат разрешение на работу до двух лет в пределах Великобритании. И казахстанцы пользуются этой возможностью, чтобы заложить фундамент своей жизни и карьеры за рубежом.  

Недавно в казахстанском медиапространстве восторгались примером бывшей соотечественницы Асель Т. Робертс. Однако карьера уроженки Алматинской области в структуре Госдепартамента США не связана с обучением на родине. Асель Толенова родилась в 1976 году, подростком вместе с родителями эмигрировала в США, и заканчивала среднее образование уже там. Затем она окончила Школу дипломатической службы имени Эдмунда Уолша и получила диплом бакалавра международного права Джорджтаунского университета (Школа — аналог наших факультетов). Сам университет — старейшее в США католическое высшее учебное заведение. В 1789 году его открыл Джон Кэрролл, позже ставший архиепископом Балтимора. Учебные программы здесь основаны на 450-летнем наследии иезуитского образования и опираются на мировой опыт. Они ориентированы на обучение и личностный рост через знакомство с духовными учениями, культурами и убеждениями. Именно ценностные ориентиры, репутация и трудолюбие обеспечили бывшей казахстанке Асель Толеновой блестящую карьеру в администрации президента США.

Исторически в Европе, а затем и в США у истоков высшего образования стояло христианство. Большинство престижных вузов, среди которых — Гарвардский университет, Сорбонна, Оксфорд, Берлинский университет Гумбольдта, Римский и другие, имеют христианские корни. Однако эти вузы не готовят богословов или священнослужителей. Их выпускники, среди которых — лауреаты Нобелевской премии, главы государств, политики, дипломаты и бизнесмены — оказывают влияние на мировые процессы. А обучение и студенческая жизнь здесь опираются на христианские и общечеловеческие ценности.

К примеру, Международный христианский университет Токио (ICU), по мнению Forbes, входит в топ-10 лучших гуманитарных учебных заведений Азии. При поступлении в ICU студенты подписывают Всеобщую декларацию прав человека ООН и принимают обязательство исповедовать общечеловеческие ценности, тем самым обеспечивая социальную справедливость и мир во всем мире.

О необходимости опираться на базовые ценности в образовании недавно размышлял и Чан Йан Бэнг, доктор экономики и президент КИМЭП. По его словам, вузом мирового уровня можно назвать тот, который прилагает все усилия, чтобы воспитать выпускников, обладающих не только высокими квалификациями. Их знания, навыки и ценностные ориентиры должны совпадать с тем обществом, в котором они намерены работать.

Созвучное мнение высказывает ректор университета им. Сулеймана Демиреля Куаныш Ергалиев. На западе есть такое понятие, как ценностно-ориентированное образование, говорит он. В Казахстане лишь формально внесли в концепцию развития сферы образования замечание о духовно-нравственном развитии.

Ректор считает, что вузы должны привить студентам те нравственные ценности, которые помогут им реализоваться в жизни, и ставит в пример сообщество европейской Организации экономического сотрудничества и развития, куда входят развитые страны Европы. В них придерживаются 39 ценностных ориентиров, начиная со школьного образования. Они включают понятия добропорядочность, академическая честность, креативность, критическое мышление, доверие и внимание к людям, чувство сопричастности и гордости за свое отечество, народ и историю, осознание ответственности за благосостояние общества, готовность к сотрудничеству и дружбе, формирование чувства прекрасного через знакомство с мировой и отечественной культурой. А в казахстанских стандартах — всего шесть коротких ориентиров: семья, здоровье, интересная работа, материальное благополучие и справедливость. Религию вовсе решили не упоминать, поскольку государство предпочитает дистанцироваться от этой сферы человеческой жизни.

«Мир стремительно меняется. Отмирают десятки профессий, появляются новые. Но базовые ценности – на то они и базовые – остаются неизменными, опорными пунктами, средством сохранения цивилизации» — заключает Куаныш Ергалиев.

Для понимания качества образования вуза, в котором будет учиться абитуриент, господин Бэнг предлагает оценивать его уровень прежде всего научной работой профессоров, докторов и кандидатов наук, которые инициируют, ведут исследования и публикуют их результаты в научной прессе. Другие критерии —  процент студентов, которые трудоустраиваются по профилю вузовской специальности; уровень их заработной платы и соответственно —  скорость возврата средств, вложенных в его обучение; удовлетворенность работодателя таким пополнением персонала и его намерение продолжать рекрутировать выпускников данного вуза. Это и есть качественная оценка системы образования. А не количество вузов и иностранных филиалов, которые пытаются выдать за перспективу развития отечественного образования.

Молодые ученые или способные студенты, которые получили в западных вузах магистерские и докторские степени, если и возвращаются в Казахстан, то не стремятся преподавать у себя на родине. Главным образом потому, что в большинстве казахстанских вузов заработок не соответствует их уровню, он неоправданно низкий. Также в стране не выработаны учебные планы, содержащие те предметы или темы, которые могли бы преподавать магистры или доктора зарубежных вузов.

Председатель правления университета КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева Талгат Нарикбаев считает, что для того, чтобы сделать профессию престижной, востребованной и хорошо оплачиваемой, прежде всего нужно улучшать качество преподавания. «Когда заходит речь о повышении качества образования, у нас говорят о стенах, оборудовании, количестве новых учебных заведений, — говорит Талгат Нарикбаев, — но не задаются вопросом, а кто будет преподавать? И какой уровень квалификации у этих преподавателей? Качественных преподавателей сегодня в Казахстане – днем с огнем не сыскать!»

Если в Казахстане не будут уделять внимание повышению уровня квалификации преподавателей, то качество их продукта, то есть качество выпускников казахстанских вузов, останется посредственным, что в будущем отразится и на экономическом развитии страны.

Пожалуй, нельзя назвать ни одного государства, обладающего слабой экономикой при высоком уровне образования. В развитых странах образование воспринимают как ценный товар, а устойчивое развитие определяется не столько наличием природных ресурсов, сколько общим уровнем образования нации.

Константин Маскаев




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.