Не менее 6,5% от бюджета всех госорганов хотят на свои расходы суды РК
Поддержать

Не менее 6,5% от бюджета всех госорганов хотят на свои расходы суды РК

Exclusive.kz писал о подготовленной Верховным судом РК концепции поправок в законы, которыми закрепляется лимит финансирования судебной системы в процентном соотношении от общей суммы расходов по бюджетной программе всех государственных органов. И вот судьи определились, какую именно часть пирога они хотят.

Материалы по теме

В представленном проекте поправок в конституционный закон «О судебной системе и статусе судей РК» от 25 декабря 2000 года Верховный суд значительно переработал статью 57-ую, регламентирующую финансирование судов.

Дабы «полностью» обеспечивать свои конституционные полномочия

Так, появляется положение, что так называемый «бюджет судебной системы» должен полностью обеспечивать выполнение судами их конституционных полномочий. Судя по этой фразе, сейчас суды выполняют свои полномочия не полностью?

«Расходы судебной системы составляют не менее шести с половиной процентов от общей суммы расходов по бюджетной программе, предусмотренной на обеспечение деятельности всех государственных органов, установленных республиканским бюджетом на соответствующий плановый период», — говорится в новой редакции данной статьи.

Кроме того, судьи решили не рисковать на случай форс-мажоров с обрушением цен на нефть и различных эпидемий, и предусмотрели в своем судебном бюджете неснижаемую ставку.

Размер расходов судей не снижается ни в каких случаях

«В случае снижения общей суммы расходов по бюджетной программе всех государственных органов в результате уточнения республиканского бюджета, корректировки республиканского бюджета или проведения секвестра, размер расходов на судебную систему, установленный республиканским бюджетом на соответствующий плановый период, не подлежит уменьшению», — говорится в проекте пункта 3-го статьи 57-ой.

В пункте 4-ом на всякий случай уточнили, что уменьшение судебного бюджета не предусмотрено вообще ни в каком случае.

«Расходы на судебную систему, установленные республиканским бюджетом на соответствующий плановый период, не подлежат секвестру. При уточнении, корректировке республиканского бюджета в течение текущего финансового года расходы на судебную систему, установленные республиканским бюджетом на соответствующий плановый период, не подлежат уменьшению. Для администратора бюджетных программ судебной системы не устанавливается лимит текущих административных расходов, предусмотренный Бюджетным кодексом Республики Казахстан», — написали разработчики в проекте поправок.

Заявку Верховного суда включать в Республиканский бюджет без изменений

Распределяться бюджет судебной системы по уровням и направлениям расходов будет на расширенном пленарном заседании Верховного Суда, в соответствии с утверждаемым им регламентом.

«Бюджетная заявка судебной системы, утвержденная расширенным пленарным заседанием Верховного Суда, включается в проект республиканского бюджета без внесения изменений», — еще раз перестраховались в синекуре Асанова.

Также поправки регламентируют порядок распределения судебного бюджета. В соответствии с вносимыми в ст. 22 Конституционного закона изменениями, утверждать распределение бюджета судебной системы по уровням и направлениям расходов будет «расширенное пленарное заседание» Верховного Суда, «в котором принимают участие судьи Верховного Суда, а также судьи местных судов, делегируемые расширенными пленарными заседаниями областных судов».

Главу аппарата ВС приравняют к руководителю Канцелярии премьера

Еще одно новшество в Верховном суде – повышение зарплат в центральном аппарате.

В ст. 56-ой появилось положение, согласно которому работники уполномоченного органа по уровню заработной платы, как и иным условиям материального, финансового и социально-бытового обеспечения приравниваются к соответствующим работникам Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан.

«В целях приравнивания статуса Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарате Верховного Суда Республики Казахстан) к статусу Канцелярии Премьер-Министра, аппаратов Палат Парламента», — говорится в обосновании поправки.

Ссылка на принципы ООН

Примечательно, что в обосновании новой редакции статьи о финансировании судов Верховный суд ссылается на международные документы ООН.

«Необходимость адекватного финансового обеспечения судов регламентирована в ряде международных документов. Так, Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, принятые VII Конгрессом ООН в г.Милане, провозглашают: «Каждое государство-член обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции». Следуя этому принципу, Всеобщая хартия судей устанавливает: «Другие ветви государственной власти должны обеспечивать судебную власть средствами, необходимыми для адекватного ее оснащения в выполнении своих функций», — цитирует разработчик акты Организации Объединенных Наций.

Как видно, Верховный суд с удовольствием ссылается на принципы ООН, когда ему необходимо обоснование для выделения ему собственного бюджета, но не желает исполнять решения Комитетов ООН в отношении казахстанцев по их спорам с государством.

…И на опыт соседей

Ну и традиционно наши судьи решили сослаться на опыт России.

«В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей. Финансирование судов производится из федерального бюджета в полном объеме, при этом даже Правительство при исполнении бюджета не может использовать свои полномочия по сокращению расходов на финансирование судов», — отмечают авторы поправок.

Вот бы еще по примеру России вступить в Совет Европы и признать юрисдикцию Европейского Суда по правам человека.

Судьям не хватает 53,6 млрд тенге в год из госбюджета?

Сколько денег положено Верховному суду в 2021 году?

Exclusive.kz изучил республиканский бюджет Казахстана на 2021 год и подсчитал, сколько денег перепадет Верховному суду.

Так, расходы на ВС проходят по двум категориям: 03. Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность/ Обеспечение судебными органами судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций – 53 130 199 тыс. тенге, и 04. Образование/ Организация послевузовского образования, переподготовка и повышение квалификации судейских кадров – 516 059 тыс. тенге.

Таким образом, сумма расходов составляет 53 млрд 647 млн тенге. Но, видимо, их недостаточно для того, чтобы «полностью обеспечивать выполнение судами их конституционных полномочий».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.