Спасительная дистанция
Поддержать

Спасительная дистанция

Недочеты нашего отечественного школьного образования, толкают любящих родителей на поиски альтернативных форм, способных дать детям больше знаний, навыков, уверенности и здоровья. Увы, способов не очень много. Для состоятельного общества, вариантов больше, это и частные школы и зарубежные, и, наконец, обучение индивидуальное, на дому. Тем интереснее было послушать про опыт любимого семейства из сообщества Фейсбук Валихана и Гульзиры Утегеновых.

Семья, и в самом деле, популярная и любима многими, прежде всего, за неизменное добросердечие и позитив. Красивая, всегда увлеченно развивающаяся пара, вновь поразила друзей и близких необычным решением. Надо сказать, что Утегеновы растят четверых очаровательных детей, старшего сына и трех дочурок, счастливые и красивые дети, как и положено у любящих родителей. Вопрос школьного образования для троих решился весьма радикально. Дети учатся дома в виртуальной московской школе «Алгоритм-А», и получают полноценное среднее образование, как и их казахстанские ровесники.
Меня эта идея впечатлила, дистанционное школьное образование — такое даже не приходило в голову. Идею «выносил» отец семейства, разумеется, все его дружно и единодушно поддержали, все, кроме бабушек. Апашки поддержали позже, после подробного знакомства. Здесь следует отметить, что Валихан по образованию учитель, что и отразилось на его внимании к учебе детей. Как признались родители, папа в семье отвечает за стратегические планы, мама больше тактик, и отвечает за ежедневные задачи.

Валихан Утегенов:
— Для меня недостатки школьного образования слишком явные. В первую очередь, – это групповая форма обучения, отсутствие индивидуального подхода. И слабая методология, очень многое дети не понимают, все основано на зубрежке и запоминании, теоретические знания преобладают над практическими навыками, которые после окончания школы забываются и их негде применить. 
— В нашем случае, я могу наблюдать, как дети понимают предмет, сразу подсказать, разъяснить те или иные слова, понятия. Конечно, такой выбор обязывает родителей понимать свою ответственность, она в разы больше. Когда мы отдаем ребенка в школу, мы, по сути, с себя эту ответственность снимаем, отдаем на откуп преподавателям, а что там происходит на самом деле, сколько внимания ребенка направлено на урок, сколько на другие вещи, мы не знаем. Понятно, что класс не однороден, кто-то шумит и балуется, не всех учитель способен охватить вниманием. В результате мы получаем среднеарифметический групповой результат. Потому что наша школа и тогда, и теперь так устроена, что инструментов — как привлечь и удержать внимание детей — не создали. А я сам учился в университете, изучал и педагогику и психологию, реально таких инструментов не дают учителям. Детям необходимо давать знания с творческим подходом, в играх, чтобы формировать мотив и интерес к учебе. И, конечно, я за индивидуальный подход, в группе КПД ребенка значительно уменьшается, время, которое он проводит в школе, на 90% распределяется не на учебу – это и дорога, и перемены, и общение. Внимание ученика в группе рассеивается, к шестому-седьмому классу  даже пытливый и старательный ребенок перестает учиться, как раньше, и здесь важен индивидуальный подход, важно знать, что ему интересно, что дается с трудом или легко. В условиях государственной школы, где 30-40 человек в классе – это невозможно.
— Еще я считаю неприемлемым авторитаризм педагогов. Это для нашей семьи абсолютно неприемлемо, но, к сожалению, так устроена система, авторитарности педагогов не избежать.
— Поскольку школа российская, у нас отсутствуют предметы казахской истории, литературы, и казахский язык, разумеется, мы будем это восполнять факультативно. И в этом случае я отдаю приоритет чтению. Я верю, что чтение учит нас эффективнее школы, я и сам в большей степени за свои познания обязан книгам. И вообще я не знаю людей, которые ждут, что в школе ребенок выучит английский или казахский. Рано или поздно все приходят к факультативному обучению.

Гульзира Утегенова:
— У нас была еще такая проблема: дети очень просились на дополнительные кружки, Алсу особенно. Им хочется и на коньках кататься,  и на хореографию ходить, и на вокал, актерское мастерство… Получается, что с 8.00 до 17.00 они учатся в школе, вечером мы бежим на кружки, те или иные, через день… В итоге они весь день заняты учебой, потом на дополнительных занятиях, все очень уставали, а еще надо сделать где-то домашнее задание В общем, сложно было.
Раньше мы поднимали детей в 6.30, чтобы успеть одеться, позавтракать, выезжали в 7.30, чтобы успеть до пробок, а теперь они встают в 9.00, больше отдыхают, больше общаются с друзьями, и главное, мы можем себе позволить два-три кружка в день посещать ежедневно!
Сабина – 11 лет, 5 класс:
— Я была рада, потому что теперь можно быть дома, у меня есть свой компьютер, можно заниматься и много путешествовать. Я учусь в пятом классе, и у меня хорошие учителя, по каждому предмету отдельно. На учебном портале я вижу расписание, какую тему будем проходить, потом готовлюсь к занятию по учебнику, прохожу тест на время. У меня онлайн — занятия проходят два раза в неделю, но домашние задания дают каждый день, кроме субботы и воскресенья. Идея папы, но я сразу согласилась, мне нравится.
Алсу – 9 лет, 4 класс:
-Мне тоже так учиться нравится. Это как в обычной школе, такие же занятия, только на них меньше времени уходит. И мы теперь можем ходить на кружки, и не просыпаться рано. Мой любимый предмет «Технология» — это как урок труда. Я уроки делаю сама, но когда забываю, мне родители помогают.

Устроится в школу с дистанционным обучением в другой стране не просто, есть формальные требования, которые чтобы преодолеть придется побегать, говорит Валихан Утегенов.
В целом такой же аттестат, обычная школьная программа обучения, дети проводят за компьютером не более 2-3 часов в день, онлайн — занятия проходят дважды в неделю, домашние задания, в основном, делают самостоятельно, но и помощь родителей нужна тоже. Гульзира и Валихан чуть больше, чем прежде, посвящают себя школьным нуждам детей, здесь стоит напомнить, что школьников в семье трое, есть еще сын Ернар, который учится в этой же школе, в 10 классе, ему 15 лет. В материальном плане это значительно дешевле частных учебных заведений, которые посещали дети в начальной школе. Стоимость обучения одного ребенка обходится в 28 000 тенге, учебники онлайн. У детей, также как и в обычных школах, есть возможность участвовать в олимпиадах и международных конкурсах. О качестве обучения и результатах судить рано, считает Валихан, в декабре семья полетит в Москву сдавать первые экзамены. 
Отдельно хотелось бы коснуться друзей, которых у свободолюбивых Утегеновых гораздо больше, чем у обычного школьника. И это дети творческие, дети — выдумщики, деятели, чемпионы и умники! Прекрасные и одновременно удивительные слова сказал отец семейства.
— Вы только подумайте! Мы с первого класса дружим с одноклассниками и дружим с ними всю жизнь! Всю жизнь нас сопровождают одни и те же люди, воспитанные одной первой учительницей, одной школой! Люди меняются, развиваются, а друзья детства все те же. В отличие от меня, у моих детей будут и школьные друзья, с которыми они продолжают дружить, и много других, где они встречаются после школы. То есть их мир друзей богаче и разнообразнее, поэтому переживать за социализацию здесь не приходится.
Конечно, мы желаем нашим новаторам-первопроходцам только успеха, и они подсказали хороший пример для нашей системы образования. Ведь опыт дистанционного обучения, просто необходим детям-инвалидам, детям из отдаленных районов, где на пять поселков одна школа, и родители вынуждены отдавать детей в интернаты. 
Но «плюсов» на самом деле гораздо больше – это и вовлеченность семьи в дела ребенка, это индивидуальное, эффективное развитие, когда ребенок может учиться в том темпе, который соответствует его способностям, и это защищенность от авторитаризма учителей, где индивидуальность не страдает, а, напротив, только развивается.
И на прощание дружные Утегеновы, пожелали всем родителям проявлять терпимость к детям и не требовать от них большего, ведь жизненные стрессы повсюду сопровождают хрупкую детскую психику, и мы должны быть защитниками и верными друзьями своим детям.

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.