Вакцины: не время для защиты прав интеллектуальной собственности
Поддержать

Вакцины: не время для защиты прав интеллектуальной собственности

Джеффри Сакс

Правительства ЮАР, Индии и десятков других развивающихся стран призывают временно и частично отменить права на интеллектуальную собственность, в том числе патенты на вакцины, для ускорения мирового производства материалов для борьбы с Covid-19. Они абсолютно правы. Защиту интеллектуальной собственности, связанной с Covid-19, следует снять и, более того, надо активно делиться этой собственностью с учёными, компаниями и странами.

Фармацевтическая отрасль и правительства некоторых стран, выпускающих вакцины (в их числе США и Великобритания, а также Европейская комиссия), сопротивляются такой отмене прав на интеллектуальную собственность. Между тем, 150 общественных лидеров и экспертов направили открытое письмо президенту США Джо Байдену, поддержав эту идею. Уже не может быть никаких сомнений по поводу того, кто в данном случае прав. На фоне вспышки Covid-19 в ряде регионов (новейшая вспышка наблюдается сейчас в Индии), непрерывного появления новых, смертельно опасных штаммов вируса, а также неспособности производителей вакцин поспевать за мировым спросом, отмена защиты интеллектуальной собственности или эквивалентные действия становятся насущной необходимостью, а также моральным императивом.

Это общий принцип: права на интеллектуальную собственность не должны стоять на пути масштабирования производства продукции для борьбы с Covid-19 или в любой другой чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения. Нам нужно, чтобы больше стран производили вакцины, комплекты для тестов, другие необходимые материалы. Задержки, вызванные защитой прав на интеллектуальную собственность (сокращённо ПИС), могут означать, что число смертей от Covid-19 увеличится на миллионы и появится больше мутаций вируса, распространяющихся по всему миру и, вероятно, заражающих людей, которые уже были ранее вакцинированы.

Но мы оказались в ситуации, когда срочные нужды всего мира не совпадают с узкими корпоративными интересами нескольких американских и европейских фармацевтических компаний. Эти компании даже пытаются представить своё сопротивление отмене ПИС как геополитический вопрос; они утверждают, что нельзя допустить передачу Китаю и России ноу-хау для производства мРНК-вакцин. Этот аргумент аморален. Более того, он потенциально преступен. Если сопротивление отмене ПИС замедлит производство эффективных вакцин в Китае и России, это напрямую поставит под угрозу жизнь американцев, европейцев и всех остальных.

Даже в самых лучших обстоятельствах права интеллектуальной собственности предполагают поиск баланса между издержками и выгодами. Патенты стимулируют инновации, но лишь в обмен на предоставление монопольных прав на 20 лет владельцу патента. Соответственно, пользу инноваций приходится сравнивать с издержками монополизма, который ограничивает поставки лекарств. Во время смертоносной пандемии выбор очевиден: мы должны отменить патентные права ради увеличения поставок спасающей жизни медицинской продукции, чтобы покончить с этой пандемией.

В международном праве, благодаря Соглашению ТРИПС («Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности»), уже признано право и нерегулярная необходимость в нарушении ПИС правительствами во время чрезвычайных ситуаций в сфере здравоохранения – в форме обязательного лицензирования. Обязательная лицензия даёт местным компаниям право пользоваться интеллектуальной собственностью, защищённой патентами. Право вводить обязательное лицензирование интеллектуальной собственности для защиты здоровья населения уже было одобрено в рамках TRIPS в 2001 году и касалось продукции для внутреннего использования. Но в 2005 году это право было расширено и охватило также производство на экспорт в те страны, у которых нет собственных производственных мощностей.

Весьма вероятно, что Бразилия, Китай, Индия, Россия и ЮАР способны создать мощности для увеличения глобальных поставок вакцин от Covid-19. Но эти страны не хотят использовать обязательное лицензирование, опасаясь ответных мер властей США и других стран, где базируются компании-владельцы патентов. Предлагаемая сейчас общая отмена ПИС позволит преодолеть всем странам страх перед применением нормы об обязательном лицензировании, а также устранить другие трудные бюрократические препоны, связанные с обязательным лицензированием. Такая отмена стала бы также полезной для технологий, не связанных с вакцинами (растворители и реагенты, ампулы для вакцин, комплекты для тестов и так далее).

Отмена ПИС может быть тщательно продуманной и целевой. Владельцы патентов могли бы получить разумную компенсацию за успешное использование их интеллектуальной собственности. Отмена должна ограничиваться лишь борьбой с Covid-19 и не распространяться автоматически на любые другие виды использования. И эта отмена должна быть временной, например, на пять лет.

Фармацевтическая отрасль утверждает, что отмена ПИС лишит отрасль справедливой прибыли и финансовых стимулов для разработки лекарств в будущем. Подобные заявления сильно преувеличены и объясняются алчностью, затмевающей разум. Интеллектуальная собственность компаний Moderna, BioNTech-Pfizer и ряда других появилась в результате не столько инновационной деятельности этих компаний, сколько научных исследований, профинансированных правительством США, в первую очередь Национальными институтами здравоохранения (NIH). Частные компании заявляют эксклюзивные права на интеллектуальную собственность, которая была создана в основном благодаря государственному финансированию и академической науке.

Некоторые из ключевых научных прорывов в разработке мРНК-вакцин были совершены двумя исследователями, работавшими на грант NIH в Пенсильванском университете в 1990-х и начале 2000-х годов, при этом их первооткрывательская работа опиралась на сеть учёных, финансировавшихся NIH. Пенсильванский университет до сих пор владеет ключевыми патентами, которые по сублицензии были переданы компаниям BioNTech и Moderna. После начала пандемии Covid-19 правительство США предоставило не менее $955 млн компании Moderna на ускорение исследовательских работ, в том числе клинических испытаний, и заключило соглашение о гарантированных авансовых закупках с BioNTech-Pfizer. В целом сумма, выделенная правительством США на быструю разработку вакцин от Covid-19, превысила $10 млрд.

Частные компании привлекли частных инвесторов для формирования производственных мощностей и проведения научных исследований последней стадии, а также клинических испытаний, необходимых, чтобы получить работающие вакцины. Это действительно важная роль, и частные инвесторы рисковали, вложив значительные суммы в её выполнение. Но они сделали это, потому что их незаменимым партнёром являлось правительство США.

Частные инвесторы несомненно получат огромную доходность, поэтому им следует самим обуздать свою алчность (или смириться с её ограничением) и признать, что на нынешнем этапе надо поделиться интеллектуальной собственностью со всем миром. Капитализация компании Moderna составляет сейчас примерно $73,4 млрд, хотя во время первичного размещения акций в 2018 году она привлекла лишь $1,1 млрд.

Польза, которую приносят мРНК-вакцины и другая интеллектуальная собственность, должна стать доступной всему миру без дальнейших проволочек, а имеющимися ноу-хау следует делиться максимально быстро и широко. У нас есть необходимый потенциал, чтобы организовать общемировую иммунизацию, спасти жизни, предотвратить появление новых штаммов и покончить с пандемией. Интеллектуальная собственность должна служить глобальному благу, а не человечество должно служить интересам нескольких частных компаний.

Джеффри Сакс – профессор Колумбийского университета, директор Центра устойчивого развития при Колумбийском университете, президент Сети ООН по поиску решений для устойчивого развития.

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.