четверг, 21 октября 2021
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Арон Атабектің халі нашарлап кетті Казахстанские аэропорты дожигают последний керосин 500 казахстанских женщин стали жертвами бытового насилия Орал әуежайына Мәншүк Мәметова есімі беріледі Казахстан в высокой группе риска - тенге дорожает Әлия Назарбаеваның кітабы: отырыс өткен театр директорына 670 910 теңге айыппұл салынды В Казахстане начнут прививать вакциной Pfizer подростков и беременных Тоқаев: Балаларды бір тілмен шектеудің қажеті жоқ Парламент Казахстана принял закон по защите Каспия Казахстанский уран и бразильский сахар: товарооборот составил $109,8 млн Казахстан и Италия начнут сотрудничать в военной области Минюст готовит изменения в выборном законодательстве Фильм о Назарбаеве презентуют на Римском кинофестивале В Казахстане уменьшается количество крупных и средних компаний Ә.Бәйменов: Сатқындықты да көрдім Тренды и точки роста долгового рынка Казахстана Шымкентте қоқыстан сәби табылды Казахстан на новые Нацпроекты потратит 49 трлн тенге Қазақстан тәліптерге тамақ бермек Дәрігерді жауапқа тарту проблеманы шеше ме? Правительство обещает пополнить Нацфонд до 4 трлн тенге Американский суд наложил санкции на Аблязова и Храпунова В списке оказанных психиатрических услуг на Т20 млдр не оказалось Нур-Султана и Туркестанской области Стамбулда алданған қазақтар қаңғып қалды Почему люди массово бегут из Северного Казахстана?

В 2,5 раза возросли жалобы на следователей в Казахстане

В работе органов досудебного расследования по-прежнему превалируют ведомственные показатели: в 2,5 раза возросли жалобы на органы расследования. Если в 2015 году таковых было 2702, то в 2020 году – уже 6799. В Генпрокуратуре считают, что органы следствия, занимаясь раскрытием преступлений, сбором доказательств, их оценкой, принятием процессуальных решений по делу, слишком увлеклись. Для устранения этой кривизны Генпрокуратура представит законодательные поправки.

Почти в 3 раза возросли нарушения конституционных прав

«Согласно статистическим данным, за 6 лет, начиная с 2015 года, в рамках досудебного производства необоснованно были задержаны 2197 граждан. Почти в три раза (с 209 до 598) возросли нарушения конституционных прав граждан. Прокурорами отменено более 100 тысяч (129635) решений о прерывании сроков расследования и прекращении дел, на дополнительное расследование возвращено почти 7 тыс. (6792) дел, судами – более 3 тыс. (3497) дел. Число удовлетворенных прокурорами жалоб увеличилось на 46% (2015 год - 10905, 2020 год – 15911), судами в три раза (2015 год – 383, 2020 год –1076)», - приводят статистику авторы концепции к проекту поправок по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом.

Разработчики документа считают, что причина этого – в отсутствии четких критериев разграничения полномочий и зон ответственности между органами досудебного расследования, прокуратуры и суда.

Новая модель уголовного преследования: «как в странах ОЭСР»

«При поступлении уголовного дела прокурору уже выстроена система обвинительных фактов. Такое положение можно исключить, если создать новую модель уголовного преследования и отправления правосудия, основанную на лучших опытах развитых стран мира», - уверяют прокуроры.

При разработке поправок генпрокуратура обещает следовать опыту «ведущих стран ОЭСР».

«Первое – это баланс общественных интересов и защиты прав человека. Нельзя защищать общество от преступности, нарушая права подозреваемых и обвиняемых.

Второе – это действенная система сдержек и противовесов. Исключается возможность произвола власти. На каждое полномочие есть ограничение.

Третье – это стабильность. Органы правосудия стабильны в своей цели - качественное и своевременное правосудие. Никакие политические изменения не могут оказать неправомерное влияние на защиту прав и свобод личности», - перечисляют авторы концепции.

Весь уголовный процесс планируют разделить на три этапа: выявление преступления и сбор фактических данных; правовая оценка собранным доказательствам и подготовка обвинения; разрешение дела по существу – о виновности и наказании. Эти функции, по задумке авторов концепции, будут выполнять разные органы – полиция, прокуратура и суд.

Свыше 1,5 тыс. решений о признании подозреваемым отменено в 2021 году

В Генпрокуратуре утверждают, что после поправок от 19 декабря 2020 года, наделивших прокуроров новыми полномочиями, в уголовном процессе наметились положительные тенденции.

«За истекший период текущего года прокурорами признано незаконными свыше полутора тысяч постановлений о признании подозреваемым (1084) и квалификации деяния (514), тогда как в прошлом году было отменено всего 88 таких решений. В результате усиления надзора снизились решения о признании подозреваемыми на 22% (с 29 тыс. до 23 тыс.) и определении квалификации на 3% (с 16 тыс. до 15 тыс.). Тем самым предотвращены факты необоснованного вовлечения значительного числа лиц в уголовный процесс. Такой подход повлиял и на снижение нарушений конституционных прав граждан на 17%», - хвалятся в ведомстве Нурдаулетова.

Прокурор самостоятельно будет составлять обвинительный акт

«Результаты разработки эффективных правовых механизмов указывают на необходимость самостоятельного составления прокурором обвинительного акта по уголовным делам», - уверены авторы документа.

Разработчики концепции считают, что это повысит персональную ответственность прокуроров и усилит механизмы независимой правовой оценки доказательств и иных материалов уголовного дела, что также будет способствовать исключению ошибок при предании обвиняемого суду и станет барьером от необоснованного вовлечения граждан в уголовный процесс.

«За последние 2,5 года прокуроры пересоставили 1097 обвинительных актов: в 2019 году – 135, в 2020 году – 253, в 2021 – в 709», - говорит статистика.

Разграничение полномочий начнут с 2022 года

Разграничивать полномочия и зоны ответственности предлагается в три этапа: 1 этап – с 2022 года по делам об убийствах; 2 этап – с 2023 года по делам о коррупционных преступлениях; 3 этап – с 2024 года по остальным категориям дел, завершенным в форме предварительного следствия. Для их реализации внесут поправки в Уголовно-процессуальный кодекс.

По окончании ознакомления с материалами дела и разрешения ходатайств следователь будет составлять отчет о завершении досудебного расследования.

Также предлагается дополнить основания для прерывания сроков досудебного расследования – «в связи с действием непреодолимой силы, временно препятствующей дальнейшему производству по уголовному делу и назначением судебных экспертиз».

Кроме того, дознание и ускоренное досудебное расследование предлагается проводить в протокольной форме, где протокол обвинения будет утверждаться прокурором.

Обещают также некое «совершенствование механизмов» транзитной перевозки лиц, передачи осужденных, рассмотрении ходатайств о приеме граждан РК для отбывания наказания, организации исполнения наказания.

Заинтересовал опыт Германии и Грузии

«Анализ законодательства развитых стран, который был осуществлен с выездом в Германию, Эстонию и Грузию свидетельствует о наличии возможности по имплементации отдельных институтов, применимых к нашей правовой системе», - говорится в концепции поправок.

В Германии, Грузии и Эстонии полиция занимается раскрытием преступлений и сбором доказательств, прокуратура руководит процессуальной деятельностью полиции и ведет следствие, а суд – выносит приговор.

«Вышеуказанный опыт стран ОЭСР представляет модель для дальнейшего совершенствования и модернизации правоохранительной и судебной систем. Внедрение трехзвенной уголовной модели приведет к положительному изменению доверия общества к правоохранительным органам и суду, повышению справедливости, исключению пыток и иных недозволенных методов следствия и дознания, сокращению коррупции и бюрократии, экономии, оптимизации и цифровизации уголовного процесса. Прокуроры, от которых будет зависеть вовлечение лиц в уголовную орбиту, должны будут стать образцом профессионализма, неподкупности и справедливости. Новая уголовная модель станет одним из этапов становления современной правоохранительной системы, имеющей высокое доверие общества и позитивную международную репутацию», - уверяют в Генпрокуратуре.

Разработчики отмечают, что принятие поправок не повлечет затрат из госбюджета.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33