В 2,5 раза возросли жалобы на следователей в Казахстане
Поддержать

В 2,5 раза возросли жалобы на следователей в Казахстане

В работе органов досудебного расследования по-прежнему превалируют ведомственные показатели: в 2,5 раза возросли жалобы на органы расследования. Если в 2015 году таковых было 2702, то в 2020 году – уже 6799. В Генпрокуратуре считают, что органы следствия, занимаясь раскрытием преступлений, сбором доказательств, их оценкой, принятием процессуальных решений по делу, слишком увлеклись. Для устранения этой кривизны Генпрокуратура представит законодательные поправки.

Почти в 3 раза возросли нарушения конституционных прав

«Согласно статистическим данным, за 6 лет, начиная с 2015 года, в рамках досудебного производства необоснованно были задержаны 2197 граждан. Почти в три раза (с 209 до 598) возросли нарушения конституционных прав граждан. Прокурорами отменено более 100 тысяч (129635) решений о прерывании сроков расследования и прекращении дел, на дополнительное расследование возвращено почти 7 тыс. (6792) дел, судами – более 3 тыс. (3497) дел. Число удовлетворенных прокурорами жалоб увеличилось на 46% (2015 год — 10905, 2020 год – 15911), судами в три раза (2015 год – 383, 2020 год –1076)», — приводят статистику авторы концепции к проекту поправок по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом.

Разработчики документа считают, что причина этого – в отсутствии четких критериев разграничения полномочий и зон ответственности между органами досудебного расследования, прокуратуры и суда.

Новая модель уголовного преследования: «как в странах ОЭСР»

«При поступлении уголовного дела прокурору уже выстроена система обвинительных фактов. Такое положение можно исключить, если создать новую модель уголовного преследования и отправления правосудия, основанную на лучших опытах развитых стран мира», — уверяют прокуроры.

При разработке поправок генпрокуратура обещает следовать опыту «ведущих стран ОЭСР».

«Первое – это баланс общественных интересов и защиты прав человека. Нельзя защищать общество от преступности, нарушая права подозреваемых и обвиняемых.

Второе – это действенная система сдержек и противовесов. Исключается возможность произвола власти. На каждое полномочие есть ограничение.

Третье – это стабильность. Органы правосудия стабильны в своей цели — качественное и своевременное правосудие. Никакие политические изменения не могут оказать неправомерное влияние на защиту прав и свобод личности», — перечисляют авторы концепции.

Весь уголовный процесс планируют разделить на три этапа: выявление преступления и сбор фактических данных; правовая оценка собранным доказательствам и подготовка обвинения; разрешение дела по существу – о виновности и наказании. Эти функции, по задумке авторов концепции, будут выполнять разные органы – полиция, прокуратура и суд.

Свыше 1,5 тыс. решений о признании подозреваемым отменено в 2021 году

В Генпрокуратуре утверждают, что после поправок от 19 декабря 2020 года, наделивших прокуроров новыми полномочиями, в уголовном процессе наметились положительные тенденции.

«За истекший период текущего года прокурорами признано незаконными свыше полутора тысяч постановлений о признании подозреваемым (1084) и квалификации деяния (514), тогда как в прошлом году было отменено всего 88 таких решений. В результате усиления надзора снизились решения о признании подозреваемыми на 22% (с 29 тыс. до 23 тыс.) и определении квалификации на 3% (с 16 тыс. до 15 тыс.). Тем самым предотвращены факты необоснованного вовлечения значительного числа лиц в уголовный процесс. Такой подход повлиял и на снижение нарушений конституционных прав граждан на 17%», — хвалятся в ведомстве Нурдаулетова.

Прокурор самостоятельно будет составлять обвинительный акт

«Результаты разработки эффективных правовых механизмов указывают на необходимость самостоятельного составления прокурором обвинительного акта по уголовным делам», — уверены авторы документа.

Разработчики концепции считают, что это повысит персональную ответственность прокуроров и усилит механизмы независимой правовой оценки доказательств и иных материалов уголовного дела, что также будет способствовать исключению ошибок при предании обвиняемого суду и станет барьером от необоснованного вовлечения граждан в уголовный процесс.

«За последние 2,5 года прокуроры пересоставили 1097 обвинительных актов: в 2019 году – 135, в 2020 году – 253, в 2021 – в 709», — говорит статистика.

Разграничение полномочий начнут с 2022 года

Разграничивать полномочия и зоны ответственности предлагается в три этапа: 1 этап – с 2022 года по делам об убийствах; 2 этап – с 2023 года по делам о коррупционных преступлениях; 3 этап – с 2024 года по остальным категориям дел, завершенным в форме предварительного следствия. Для их реализации внесут поправки в Уголовно-процессуальный кодекс.

По окончании ознакомления с материалами дела и разрешения ходатайств следователь будет составлять отчет о завершении досудебного расследования.

Также предлагается дополнить основания для прерывания сроков досудебного расследования – «в связи с действием непреодолимой силы, временно препятствующей дальнейшему производству по уголовному делу и назначением судебных экспертиз».

Кроме того, дознание и ускоренное досудебное расследование предлагается проводить в протокольной форме, где протокол обвинения будет утверждаться прокурором.

Обещают также некое «совершенствование механизмов» транзитной перевозки лиц, передачи осужденных, рассмотрении ходатайств о приеме граждан РК для отбывания наказания, организации исполнения наказания.

Заинтересовал опыт Германии и Грузии

«Анализ законодательства развитых стран, который был осуществлен с выездом в Германию, Эстонию и Грузию свидетельствует о наличии возможности по имплементации отдельных институтов, применимых к нашей правовой системе», — говорится в концепции поправок.

В Германии, Грузии и Эстонии полиция занимается раскрытием преступлений и сбором доказательств, прокуратура руководит процессуальной деятельностью полиции и ведет следствие, а суд – выносит приговор.

«Вышеуказанный опыт стран ОЭСР представляет модель для дальнейшего совершенствования и модернизации правоохранительной и судебной систем. Внедрение трехзвенной уголовной модели приведет к положительному изменению доверия общества к правоохранительным органам и суду, повышению справедливости, исключению пыток и иных недозволенных методов следствия и дознания, сокращению коррупции и бюрократии, экономии, оптимизации и цифровизации уголовного процесса. Прокуроры, от которых будет зависеть вовлечение лиц в уголовную орбиту, должны будут стать образцом профессионализма, неподкупности и справедливости. Новая уголовная модель станет одним из этапов становления современной правоохранительной системы, имеющей высокое доверие общества и позитивную международную репутацию», — уверяют в Генпрокуратуре.

Разработчики отмечают, что принятие поправок не повлечет затрат из госбюджета.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.