33 коровы или как разбогатеть на сельском хозяйстве
Поддержать

33 коровы или как разбогатеть на сельском хозяйстве

Несмотря ни на что, инвестировать в сельское хозяйство Казахстана сегодня выгодно — спрос на нашу сельхозпродукцию растет как внутри страны, так и за ее пределами. Именно поэтому казахстанская брокерская компания «Kazbroker invest» сделала фокус на привлечении инвестиций именно в АПК. И первые шаги говорят, что стратегия оказалась правильной. Казбек Койшибаев и Таир Буйракулов рассказали exclusive.kz, как привлечь деньги в отрасль, минуя дорогие банковские кредиты.

– Ваша компания занимается привлечением частных инвесторов минуя банки. То есть вы являетесь брокерами, или попросту посредниками между компаними, нуждающимися в инвестициях, и инвесторами, желающими вложиться в доходные проекты? Почему именно АПК?

– Вообще, мы занимаемся привлечением инвестиций в разные отрасли экономики, начиная от стартапов и заканчивая действующим бизнесом. Но сейчас мы сфокусировались на проектах в агропромышленном комплексе. В основном, это растениеводство и животноводство.

Какова ваша модель? Речь идет об управляющей компании, которая аккумулирует средства инвесторов?

– Да, в перспективе мы намерены создать инвестиционный фонд, но пока мы работаем как посредники между инвесторами и предпринимателями. Мы находим предпринимателя, который желает привлечь деньги в свой бизнес, изучаем условия, при необходимости оказываем помощь в их формулировке для правильного привлечения. Дело в том, что зачастую фермеры не могут сделать это самостоятельно. После этого мы находим подходящего инвестора и помогаем заключить оптимальное для обеих сторон соглашение.

А каковы требования к фермерам? На что в основном привлекаются средства инвесторов?

– Всё зависит от состояния бизнеса на момент обращения. Допустим, фермеру необходимо закупить 100 коров, у него есть земля, необходимая инфраструктура, опыт. Исходя из этого мы рассчитываем финансовые модели, определяем риски, внедряем инструменты контроля и учета. Средства инвестора распределяется по этому плану развития и по заранее оговоренным условиям распределения прибыли.

Допустим, я хочу инвестировать в уже отлаженное фермерское хозяйство, нуждающееся в оборотных средствах и получать прибыль, не вникая в детали производства. Могу ли я в этом случае требовать от вас, чтобы вы нашли мне такое хозяйство?

– Все зависит от запроса инветора: хочет ли он развивать проект с нуля, либо прийти в уже готовый проект.

А где происходит закуп поголовья скота? Он закупается на местных рынках или всё-таки импортируется?

– Это зависит от проекта. Мы можем подготовить проект по импорту европейских пород, которые на сегодняшний день считаются эффективными. В этом варианте есть и минусы, и плюсы. Те же коровы голштинской породы более требовательны к содержанию, требуют больше инвестиций, больше специалистов, необходимых для обслуживания данной породы, больше организационных усилий и управленческого опыта. Поэтому мы отдаем чаще предпочтение нашим казахским породам. Они более рентабельны, более приспособленны к нашему климату, в случае с ними меньше рисков.

Если сравнивать по производительности, то наша местная корова стоит от 400 000 тенге с приплодом. Её можно купить на местных рынках либо в действующих хозяйствах. При этом, нужно учесть, что это не так просто, поскольку они должны иметь племенную карту. А таких ферм у нас, к сожалению, мало.

Обычная беспородная корова способна давать удой до 20 литоров в сутки. Но есть очень много нюансов, влияющих на производительность: система содержания, кормления, климата и пр. Поэтому к таким проектам мы подключаем специалистов: зоотехников, ветеринаров, анализируем почву и воду. И наконец, сбыт. С ним, как правило, проблем нет. На сегодняшний день есть локальные молокоперерабатывающие заводы, которые готовы закупать молоко от 140 тенге за литр. При этом есть дефицит качественного безопасного молока.

– А каков уровень рентабельности при этих параметрах?

– Если исходить из 20 литров молока в сутки от одной коровы, то, при стоимости молока за 1 л 140 тенге выручка от реализации 1 коровы в сутки может составлять 2800 тенге. По нашим подсчетам, рентабельность в среднем составляет около 40-50%, то есть ровно половину расходов на содержание и операционные расходы. При этом доля кормов в этой себестоимости где-то около 50%.

– Значит, одна корова в сутки приносит чистой прибыли 1000 тенге в день или 30.000 тенге в месяц. Если исходить из количества 100 голов скота, тогда это составит 3 000 000 тенге. Как правило, прибыль разделяется между инвестором и фермером пополам – по 1,5 млн. тенге. С учётом двух месяцев сухостоя, это 15 млн. тенге чистой прибыли. Следовательно, если мои вложения составляют 40 млн., окупаемость составит почти 3 года. Но как долго одна корова может обеспечивать такую производительность — 5 или 10 лет?

– Это зависит от породы, в каком возрасте была закуплена корова. В среднем, срок хозяйственного использования одной коровы может составлять от 5 до 7 лет. А мы после трех лет уже выходим в очень хороший плюс. Да ещё стоит учитывать, что корова приносят приплод.

Как правило, в финансовую модель обязательно закладывается ежегодный прирост поголовья примерно один к одному. Соответственно, из них выбраковываются половина на забой, половина идёт в качестве пополнения маточного поголовья. Таким образом, увеличивается производство молока, а всё остальное идёт на мясо.

– С животноводством более или менее понятно. Поговорим о растениеводстве — какие культурные растения выращиваются?

– В этом году мы запустили опытный кейс – в небольших объемах мы посеяли с нашими партнерами около 300 га трех видов культур: люцерны, кормовой кукурузы и софлора. Софлор — это семечко, из которой производится сафлоровое масло, используемое в фармацевтике и пищевой промышленности. Это позволит нам оценить все риски, посчитать рентабельность. И уже на следующий год мы планируем расширить посевные работы до 1000 гектаров.

– А куда бы вы рекомендовали мне вложиться: животноводство или растениеводство?

– На самом деле, это взаимосвязанные вещи. Выращивать скот, не имея кормовой базы очень чревато. Поэтому желательно инвестировать в оба направление сразу. Рентабельность, как всегда, зависит от множества факторов. Прежде всего от наличия земли – находится ли она в собственности или аренде. Сейчас есть проблемы с хорошей землей, которая имеет всю необходимую инфраструктуру для посева, орошения и всего остального. Тем не менее, рентабельность в этом году даже с учетом арендованной земли в нашем проекте составляет практически один к одному. Этом совсем неплохо. Себестоимость посевных работ кормовой кукурузы в этом году составила около 250 000 тг. на 1 гектар. Учитывая те семена, которые мы подобрали для посева, обработку полей гербицидами и другими необходимыми операциями, мы ожидаем получить от 10 до 14 тонн 1 гектара в зерне. Если брать прошлый год, то с полей можно было получить до 850 000 тенге за тонну. Реализация тоже не составляет никаких проблем — покупатели готовы забрать урожай прямо с полей. Есть возможность продать дороже, если оставить урожай на хранение в специальных элеваторах. Зимой и весной этот урожай уже будет стоить дороже, так как падает объем на рынке, возрастает спрос. Прибыль может составить 200%.

Сейчас, на наш взгляд, наиболее перспективны три кормовые культуры, которые мы имеем возможность экспортировать совместно с нашими партнерами: соя, кукуруза и люцерна. На них есть большой спрос зарубежных партнеров, прежде всего Китая, Узбекистана, Ирана.

– И все же — почему стоит инвестировать в сельское хозяйство?

– Инвестиции в сельское хозяйство сейчас наиболее рациональны и перспективны. Во-первых, в Казахстане есть обширные угодья, это как пастбища и сенокосы, так и поля для возделывания различных культур. Кроме того, вокруг нас находятся очень крупные рынки, которые нуждаются в продуктах сельскохозяйственного сектора, в органически натуральных продуктах. Тот же самый Китай, например, львиную долю продовольственных закупок делает в Соединённых Штатах Америки, несмотря на логистические издержки. А Казахстан совсем рядом. Мы могли бы закрывать хотя бы какую-то долю потребности наших соседей в сельхозпродукции.

Поимо этого, одна из наших социальных целей – создание рабочих мест в сельской местности, поднять уровень благосостояния людей, заинтересовать их в том, чтобы они оставались у себя на малой родине и приносили пользу себе и хозяйству.

– В каких регионах вы работаете?

– Пока мы рассматриваем только Алматинскую область и близлежащие регионы. Если будут поступать предложения с других регионов, мы готовы их рассматривать, но пока нам и здесь хватает работы. На самом деле, есть очень много бездействующий хозяйств, которые мы бы хотели привлекать к участию в наших проектах. Несколько месяцев мы анализировали рынок, получали обратную связь от фермеров. В основном это земледельцы, которые бы хотели бы на своей земле что-то вырастить, есть техника, опыт, люди. Но им нужны деньги на покупку семян, удобрений и пр.

– А какие критерии определяют выбор этих фермеров?

– Мы исходим из позиции потенциального инвестора. Прежде всего, это наличие земли, в аренде или в собственности, наличие какой-то базы в зависимости от вида деятельности, наличие активов, приносящих продукцию, растениеводческий или семенной фонд, техника, либо это животноводческий активы, т.е., поголовье скота, которое тоже уже им используется. Следующий критерий, это безусловно, наличие опыта и рабочей силы. Риск потери инвестиций всегда есть, поэтому мы также оцениваем вопрос залогового обеспечения в виде той же земли или скота, техники. И конечно, чтобы сам фермер понимал, что он тоже рискует и тоже несёт ответственность за реализацию этого проекта.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.