МФЦА и Национальные проекты: пир во время чумы продолжается
Поддержать

МФЦА и Национальные проекты: пир во время чумы продолжается

1 июля глава государства провел два заседания — Совета по управлению МФЦА и Высшего совета по реформам (по подготовке нацпроектов вместо госпрограмм). К сожалению, сейчас развитие МФЦА и подготовка новых нацпроектов продолжают идти по пути крайне неэффективного и препрозрачного использования громадных государственных средств.

В обоих заседаниях главным выступающим был председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам (АСПИР) и по совместительству управляющий МФЦА — Кайрат Келимбетов. Возможно, этим объясняется «преемственность» новых нацпроектов (которые придут на замену текущим госпрограммам) недостатков МФЦА – неэффективное и непрозрачное использование денег налогоплательщиков.

Кстати, то, что Кайрат Келимбетов умудряется сидеть сразу двух стульях — председателя АСПИР и управляющего МФЦА, создает серьезный конфликт интересов. Недостатков у МФЦА много (о них речь пойдет ниже), и довольно влиятельная и независимая от правительства позиция председателя АСПИР позволяет скрывать эти недостатки и выбивать еще больше государственных средств на и так очень большое финансирование центра.

МФЦА: не выполнил старые планы – забудь, начни новые!

В целом МФЦА довольно дорого обходится налогоплательщикам. Так в аналитическом отчете правительства об исполнении республиканского бюджета за 2020 год говорится, что динамика госрасходов на МФЦА была следующая: в 2018 году – 20 млрд тенге, в 2019 году – 90 млрд, и в 2020 году – 116,9 млрд тенге, и это без учета того, что до 2018 деятельность МФЦА финансировалась за счет печатного станка Нацбанка. В 2020 году деньги из бюджета пошли в двух направлениях — на развитие самого МФЦА 13,1 млрд тенге и на развитие Фонда прямых инвестиций в МФЦА – 103,8 млрд тенге.

Это очень большие деньги и поэтому общественности (налогоплательщикам) нужно четко понимать, насколько эффективно были потрачены эти средства. Особенно удивляет рост госрасходов на МФЦА вовремя коронавирусного кризиса. Выглядит как «пир во время чумы».

К сожалению, текущие и будущие государственные расходы в МФЦА на сегодня абсолютно непрозрачны, несмотря на то, что целиком финансируется на деньги госбюджета. Никто не объясняет, какие у центра плановые показатели, как они выполняются, и нет никакого анализа ожидаемых выгод для экономики Казахстана по сравнению с очень большим уровнем государственных затрат.

МФЦА так и не опубликовал свою стратегию развития до 2025 года, утвержденную главой государства в июле прошлого года. На сайте центра пока нет годового отчета за 2020, однако есть отчет за 2019 год, который очень сильно напоминает рекламный буклет с красивыми картинками «свадебных генералов» МФЦА. В отчете нет никакой финансовой информации и нет анализа деятельности центра в соответствии с планами. Прежде всего, в отчёте нет такой очень важной информации – каким образом и насколько эффективно были потрачены 90 млрд тенге денег налогоплательщиков в 2019 году.

Единственный стратегический документ по МФЦА, который находится в публичном доступе — это «План совместных действий правительства и Нацбанка по созданию и развитию МФЦА на долгосрочную перспективу» (далее План), утвержденный 30 мая 2015 года. На удивление, на сегодняшний день данный документ до сих пор является действующим, хотя с мая 2015 года данный план менялся 4 раза, а закон о МФЦА 3 раза. Каждый раз такие изменения существенно расширяли сферу деятельности МФЦА за счет государственных средств, несмотря на то что центр не выполнял своих изначальных планов.

Согласно данному документу, у МФЦА должно быть четыре этапа развития и до 2020 года он должен был превратиться локальный рынок финансового посредничества с очень амбициозными показателями, самые главные из которых были катастрофически не выполнены. Ниже показана довольно некачественная картинка из документа по планам развития МФЦА, подготовленным в 2015 году.

МФЦА и KASE: поиски смысла

Наличие двух фондовых бирж (KASE и в МФЦА) очень сильно мешает развитию фондового в Казахстане. Изначально была видна нецелесообразность создания в Казахстане еще одной биржи, так как при неразвитом фондовом рынке наличие двух фондовых бирж, двух центральных депозитариев, и двух клиринговых центров и так далее является непозволительной роскошью и мешает развитию фондового рынка в Казахстане.

Сейчас на территории Казахстана сложилась ситуация, когда параллельно функционируют две биржи, которые работают с одним и тем же набором ценных бумаг от одних и тех же отечественных эмитентов. Такая ситуация дезориентирует как инвесторов, так и эмитентов и снижает ликвидность отечественных ценных бумаг на каждой из них.

При этом, на каждой бирже существует свое собственное регулирование, кардинально отличающиеся друг от друга, что сильно усложняет деятельность и дезориентирует как отечественных, так и иностранных профессиональных участников рынка ценных бумаг. Разное регулирование и законодательство на этих биржах будет всегда мешать созданию единого фондового рынка Казахстана.

На сегодня биржа МФЦА существует только за счет больших государственных денег, тогда как Казахстанская Фондовая Биржа «KASE» находится на самоокупаемости и не требует денег из бюджета. Активность на бирже МФЦА во многом поддерживается за счет нерыночных командно-административных мер правительства. Например, по решению правительства приватизация госкомпаний через IPO должна проводиться только на МФЦА, что напрямую ущемляет другую нашу биржу – KASE. На последнем заседании Совета по управлению МФЦА глава государства одобрил предложение о выпуске государственных ценных бумаг на бирже МФЦА. Это другой пример, когда командным путем пытаются искусственно показать хоть какую-то активность биржи, чтобы хоть как-то оправдать громадные госрасходы на неё.

Однако больше все удивило решение главы государства о поддержке инициативы по предоставлению доступа лицензиатов МФЦА ко всему финансовому рынку страны, правда, с учетом анализа и оценки рисков для стабильности финансовой системы. Откровенно говоря, очень трудно понять поддержку такой инициативы с учетом ее негативного влияния на состояние отечественных финансовых организаций.

Если филиалы иностранных финансовых организаций, зарегистрированные в МФЦА, будут иметь доступ к казахстанским клиентам (физическим и юридическим лицам), то у них будут очень сильные недобросовестные конкурентные преимущества за счет налогового и регуляторного арбитража. У лицензиатов МФЦА есть просто невероятные налоговые льготы, что дает им очень большую выгоду по сравнению с отечественными финансовыми организациями, которые платят налоги по полной и за счет своих налогов фактически содержат МФЦА, который хочет создать им недобросовестную конкуренцию.

Также, регулирование финансовых организаций в МФЦА на порядок менее требовательное, чем в самом Казахстане. В результате повседневные операционные расходы иностранных финансовых организаций, зарегистрированных в МФЦА, будут гораздо меньше, чем у отечественных, что снова дает им очень большое дополнительное конкурентное преимущество. Спрашивается, зачем государство содержит и увеличивает финансирование МФЦА, если центр, не выполнив своих изначальных задач, начинает выдвигать инициативы, которые вредят развитию отечественной финансовой системы?

Зачем меняли госпрограммы на нацпроекты?

До конца первого полугодия 2021 года в Казахстане государственные программы должны были быть трансформированы в национальные проекты. Такое поручение давал Касым-Жомарт Токаев, выступая в парламенте в январе этого года. Полгода уже прошло и, скорее всего, именно поэтому основной темой последнего заседания Высшего совета по реформам стала подготовка национальных проектов.

На заседании совета глава государства одобрил предлагаемый перечень нацпроектов и поручил правительству и АСПИР до 15 августа внести конкретные, согласованные, обеспеченные финансированием их тексты. Трудно сказать, насколько сильно будут изменены их тексты, но анализ прошлых лет вызывает только одни вопрос: зачем вообще была нужна трансформация госпрограмм в нацпроекты?!

Старые госпрограммы очень подробно излагали государственную политику в той или иной сфере.

В каждой госпрограмме (неважно плохо или хорошо) всегда делался анализ текущей ситуации в стране и практически всегда описывался лучший мировой опыт в этой сфере государственной политики. Затем ставились определённые цели и задачи. И после этого подробно (в виде текста) описывалась государственная политика и правительственные меры по достижению запланированных целей.

По всей видимости по аналогии с МФЦА, руководство АСПИР вдруг решило, что в нацпроектах можно вообще не делать анализа текущей ситуации и выполнения предыдущих планов и, что можно вообще не описывать государственную политику и правительственные меры в сфере действия нацпроекта. По своему содержанию каждый новый нацпроект представляет собой копию малопонятных задач из «Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года», затем идут много таблиц. И всё! Все новые нацпроекты вызвали ряд больших вопросов, на которые очень важно получить конкретные ответы. 

Спрашивается, как без критического анализ текущих проблем (особенно в сравнении с лучшей мировой практикой) можно обосновать правильность предлагаемой государственной политики в определённой сфере? Как можно понять предлагаемую госполитику, если вместо её подробного описания в текст были включены лишь малозначащие лозунги, взятые из Нацплана развития Казахстана до 2025? Откуда взялись цифры в таблицах, если нет анализа? За счет чего нацпроекты будут финансироваться, если по сравнению с действующими госпрограммами почти в каждом нацпроекте идет увеличение планов по госфинансированию?

Самая большая проблема заключается в том, что по сравнению с госпрограммами в новых нацпроектах нет глубоких и кардинальных реформ. В них идет просто повторение всех старых лозунгов с небольшими косметическими изменениями. По некоторым реформам даже идет откат. Как всегда, продолжается главная проблема — неэффективное распределение нефтяной ренты в стране.

Например, различным госпрограммам по развитию сельского хозяйства и индустриализации уже скоро будет двадцать лет. За этот период использовались одни и те же подходы госполитики в этих сферах, однако результатов как не было, так и нет. Новые нацпроекты не предлагают ничего нового, а лишь просят увеличить госфинансирование и обещают более «правильно» распределять деньги, и всё!

То же самое и по социальным вопросам. Например, власти своими действиями подорвали долгосрочную устойчивость накопительной пенсионной системы (национализация честных пенсионных фондов в 2014 году и использование пенсионных денег для покупки жилья, и лечения в 2021), а сейчас не могут решить, что с этим делать, поскольку уже в ближайшем будущем денег на пенсии в бюджете не хватит. Я не видел нацпроекта по развитию пенсионной системы (если он вообще есть), но, судя по текущей ситуации и комментариям правительства, эту проблему пока никто не собирается решать.

В целом, трансформация госпрограмм в нацпроекты выглядит как имитация реформ, которая потребовала большие затраты финансовых и человеческих ресурсов без какой-либо очевидной выгоды для развития экономики или для решения социальных вопросов. 

Мурат Темирханов, FCCA, Финансист/экономист




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.