В Нур-Султане осушают озера для застройки
Поддержать

В Нур-Султане осушают озера для застройки

Если на столичном левобережье и существует настоящая жизнь, то точно не возле Байтерека или Дома министерств и даже не в жилых кварталах, вечно окруженных строительными кранами. Настоящая жизнь скрывалась от горожан за камышовыми зарослями в западной части города, на берегах системы малых талдыкольских озер, куда все еще прилетают гнездиться редкие птицы. С ростом аппетитов застройщиков, строительные краны и возводимые ими бетонные коробки стали подступать к берегу все ближе. На ситуацию обратили внимание местные экоактивисты, и теперь талдыкольские берега – нечто большее, чем природный объект, требующий защиты. Это и арт-площадка, и символ протеста, и сам протест одновременно.

В минувшие выходные на Талдыколе было тревожно. Чайки беспокойно закружили над гнездами, лебеди и утки с птенцами испуганно прижались к берегу. На дамбе, между двумя озерами, полными жизни, дрожала земля. Два экскаватора вспороли почву и уходили вглубь, чтобы соединить некогда разделенные два водоема. Строителям давно не терпится проложить траншеи для кабелей будущих зданий и уменьшить грунтовые воды, что наполняют котлованы и мешают строить даже дороги близ озер.

Местные жители подняли тревогу и быстро собрались возле пылящей техники. Спасать животных первым приехал научный сотрудник Ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана Руслан УРАЗАЛИЕВ.

– Этот водоем осушается, вообще-то, возразили рабочие на его требование немедленно остановить работу.

Система малых талдыкольских озер состоит из семи водоемов, представляющих собой болотно-водные угодья. Ученые подсчитали, что на их территории водится 11 видов млекопитающих, в разное время прилетает более 200 видов птиц. До начала точечной застройки местные жители видели здесь фламинго, сейчас все еще можно встретить пеликанов. Лебеди продолжают выводить потомство, несмотря на откачку воды и строительный мусор, что вываливают рабочие.

– Если вы соедините эти два водоема, в которых уровень воды и состав разный, погибнут земноводные и другие животные, корм сократится вдвое. Это значит, что птенцы вовремя не встанут на крыло, заболеют и так далее. Нельзя вмешиваться в природу, особенно во время гнездования, вы губите животный мир, сказал рабочим Руслан Уразалиев, и те совершенно не понимали его.

Ученые предупреждают: строить на территории озер нельзя не только из-за животных и птиц, но и потому, что вода до конца все равно не уйдет и создаст проблемы через несколько лет, когда застройщикам до проданных зданий и квартир уже не будет никакого дела.

В прошлом году столичная молодежь основала экологическое движение SOS Taldykol, чтобы общество обратило внимание на необходимость сохранения естественных водоемов, дающих городу бетонных коробок вечернюю прохладу и чистый воздух. Экоактивисты предлагают акимату создать на озерах природный парк, не требующий больших затрат, чтобы их история и животный мир были достоянием всех горожан.

Во время голощекинского голода мой дед, шатаясь от изнеможения, выходил на озера, набирал яйца птиц, и приносил в аул, чтобы дети выжили. А сейчас мы засыпаем озера и дом этих птиц варварским способом, говорит местная жительница Бахытжамал Бекташева. В Казахстане засуха показывает, что проблемы с экологией будут еще серьезнее и одна из причин – жадность людей.

Когда мы покупали квартиры, нам показывали проект, в котором была экологическая зона, мы бинокли купили, чтобы наблюдать за птицами. Это же так интересно! Если проект не вернут и осушение озер не прекратят, мы будем бастовать. Природа не прощает ошибок. В мире не хватает воды и пищи, ожидается голод в некоторых странах, а мы, казахи, засыпаем свои собственные озера. Мне стыдно. Чем занимаются наши экологи?

Богатство талдыкольских озер спасает жителей и сейчас. Во время пандемии оставшиеся без работы горожане ловили здесь карасей. Но, чем больше озера загрязняют отходами, тем меньше желающих находить в них пропитание. По требованию жителей чиновники нехотя создали рабочую группу, однако переговоры ни к чему не привели, а только оттянули время. Акимат застройку не приостанавливает даже на время обсуждения ситуации. Недавно участники экодвижения узнали, что озера вывели из водного фонда.

«Решением местного исполнительного органа г. Нур-Султан водный объект «группа озер Малый Талдыколь» из земельного водного фонда переведен в категорию земель населенного пункта города, в связи с естественным исчезновением водного объекта», — говорится в ответе Минэкологии на письмо активистов.

Чиновники предпочитают считать, что озера исчезают сами по себе, поэтому застройщики потирают руки.

Что мы нарушаем, что не так? спросил собравшихся жителей прибывший начальник участка компании BI GROUP Асхат Галимжанов.

Активисты зачитали ему выдержки из законов, в которых говорится, что строительные работы невозможны там, где есть угроза сохранению среды обитания животного мира. Для строителей это, конечно, звучит не убедительно. Руслан Уразалиев предложил взглянуть и на вторую сторону вопроса:

Очень хорошо иллюстрирует возможные последствия такой стройки ситуация в районе нового вокзала. Все потому, что вокзал построили на русле Ишима. Как воду ни понижай, все грунтовые воды выкачать невозможно. Это же все сообщающиеся сосуды. Вода стала подмывать, и теперь огромный участок дороги там провалился. До сих пор не могут решить этот вопрос. Сейчас вам на руку сезон засухи, который, возможно, продлится 4-5 лет. Но потом придет половодный сезон, как это было в 2015 году. Глаза не обманешь, вы посмотрите, сколько здесь воды, какой акваторий! Куда это все девать?

Движение SOS Taldykol принято считать хипстерским. В его составе молодые художники, орнитологи, биологи, архитекторы, инженеры. Но в последнее время к ним примыкают и горожане старшего возраста. Активисты хотят, чтобы жители не боялись выражать свое мнение, избавились от психологии временщиков и относились к родным местам как к собственному дому. В выходные дни они устраивают на Талдыколе перфомансы, тренинги по обучению казахскому языку, живописи, бердвотчингу (наблюдению за птицами), пикники, спортивные соревнования и рассказывают жителям о ситуации. Тема Талдыколя звучит и на профессиональных арт-площадках, где художники выставляют свои работы и на онлайн-конференциях экологического, архитектурного сообщества. Однако столичные власти делают вид, что проблемы не существует.

P/S Представитель компании BI GROUP Асхат Галимжанов приостановил работы на озерах до выяснения обстоятельств. Участники движения SOS Taldykol намерены добиться общественных слушаний, которыми акимат Алтая Кульгинова обычно пренебрегает.

Умай Беймарал




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.