Что скрывают о себе богатые люди в Казахстане?
Поддержать

Что скрывают о себе богатые люди в Казахстане?

Анализ списка богатейших людей на планете показал, что большая часть миллиардеров все-таки получили диплом вуза. Но за успехом знаковых людей 21 века всегда стояло недополученное фундаментальное образование, латентный стресс и большая мечта. О казахских миллиардерах информации ничтожно мало. Что же сыграло решающую роль в их успехе: образование или происхождение, удача или терпение? Exclusive.kz попытался это понять, изучив скупые биографии богатейших людей страны, входящих в последний список местного Forbes.kz. При этом мы прекрасно понимаем, что незаслуженно обойдем вниманием теневых миллиардеров и миллионеров.

Материалы по теме

Семья номер один

Самая богатая женщина Казахстана Динара Кулибаева в 1989 году окончила Московский государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского, через десять лет получила степень магистра делового администрирования в КИМЭП, а в 2007 году защитила докторскую диссертацию на тему «Методологические основы управления образовательной системой школ международного типа». Ее супруг Тимур Кулибаев — выпускник РФМШ и МГУ. Их совокупное состояние составляет почти 6 млрд. долларов.

Нурали Алиев выпускник экономического факультета КазПИ, но кроме этого обучался я в Pepperdine University (США), International University (Австрия), Международной школе бизнеса Imadec University. Имеет степень MBA. Западное образование позволило заработать ему примерно 195 млн. долларов.

А Кайрат Боранбаев, видимо, посчитал, что диплом Казахского института физкультуры ему явно не по статусу и в 2000 году окончил юрфак КазГУ, и при этом еще и кандидат педагогических наук. Все это позволило ему создать в том числе сеть ресторанов McDonald’s. Тем не менее, скромное образование не помешало ему заработать 590 млн $.

В списке местных богатеев нет других членов самой влиятельной казахстанской семьи – Дариги и Алии Назарбаевых. А между тем депутат парламента имеет весьма престижный диплом МГУ, а также КазГУ, она доктор политических наук и кандидат исторических наук. Ее младшая сестра закончила факультет международных отношений в Лондоне, George Washington University, Казахскую государственную юридическую академию, КазНУ, она имеет степень магистра экономики и бизнеса по специальности «Экономика. Управление инновационной экономикой». Все это обилие дипломов дает им право претендовать на статус самых образованных членов своего клана.

Таким образом, можно сказать, что члены First Family достаточно образованны, но насколько это отразилось на их бизнес-империях сказать трудно.

В круге первом

Среди старожилов списка богатейших можно отметить Булата Утемуратова. Он яркий образец того, что образование не имеет решающего значения для богатства. Его скромный диплом нархоза позволил заработать 3.5 млрд $, и в качестве вишенки на торте приобрести свой альма-матер.

Владимиру Киму, выходцу из юга, оказалось достаточно закончить Алматинский Архитектурно-строительный Институт в 1982 году, чтобы заработать 4.7 млрд $.

Aлимжон Ибраги́мов имеет советский диплом Московской ветеринарной Академии, позже дополненный Московским институт управления. Однако, судя по происхождению его 980 млн. долларов, оба диплома ему явно не пригодились.

Состояние этой тройки создано в конце прошлого века на развалинах огромной империи, когда предприимчивость не имела никакого отношения к уровню образования. Достаточно было оказаться в нужном месте в нужное время.

Семьи Сарсеновых, Беловичей и Клебановых – тоже едва ли подтверждают тезис о необходимости профильного образования. Все они получили его еще в СССР и разбогатели явно не по специальности, исключая, разве что патриарха строительной отрасли Беловича, закончившего ААСИ. Клебанов по специальности медик, а Рашид Сарсенов – инженер-электрик из политехнического института.

Младотюрки

Обзор вузов, которые закончили более молодые олигархи, говорит о том, что их уровень образования несколько выше, чем у тех, кто имеет в нашем обществе специфический статус «агашек».

Некую корреляцию между образованием и состоянием (4.2 млрд $) можно при желании найти у Вячеслава Кима. Это самый богатый человек из второй волны состоятельных людей Казахстана. Рискнем предположить, что учеба в РФМШ оказала на него гораздо большее влияние, чем Алматинский Государственный университет им. Абая. Впрочем, он также закончил малоизвестный Российско-Казахстанский современный гуманитарный университет по специальности «Финансист» (2002 год).

Буквально «ворвался» в наш престижный клуб Михаил Ломтадзе (3.9 млрд $). Вот он яркий образец того, что состояние можно сделать не на доступе к госресурсам – его образование вполне типично для «коллег» по американскому Forbes (куда он, кстати, и вошел). В его бэкграунде степень BBA в European School of Management (Грузия) в 1997 году и степень MBA в Harvard Business School в 2002 году.

А вот относительно скромный диплом факультета экономики и управления в Московского государственного университета им. Циолковского (МАТИ) позволил Тимуру Турлову заработать 2 млрд $.

Не менее амбициозный Кенес Ракишев заработал свои миллиард с целым веером дипломов: КазГЮА, Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова, а для пущей убедительности в 2007 году получил диплом международной бизнес-школы Oxford Saïd Business School по дисциплине Advanced Management, а также сертификат London Business School по дисциплине Developing Strategy for Value Creation.

Нурлан Смагулов (710 млн $) закончил КаГУ факультет «Биология и химия», но по специальности поработал мало, как и большинство младотюрков. Среди них в этом смысле выгодно отличается Айдын Рахимбаев, закончивший Целиноградский инженерно-строительный институт, а в 2002 году получил степень магистра юриспруденции в Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева. Чтобы закрепить результат в 2007 году – степень MBA в Международной Академии Бизнеса. С 2019 года обучается на программе OPM в Harvard Business School.

Данияр Абулгазин и вовсе окончил Высшую школу КГБ СССР им. Ф. Дзержинского (1991 г.) по специальности «военный инженер радиосвязи», а потом и Казахский национальный технический университет им. К. Сатпаева (2003 г.) по специальности «инженер-экономист».

Вообще, «кузницами» олигархов можно назвать КазГУ и «Политех», при этом многие из них предусмотрительно запасаются дипломом юриста и в других вуза. Возможно, он им когда-нибудь действительно пригодится.

В целом, можно выделить несколько закономерностей. Успешные люди нашей страны, увы, подтверждают тенденцию «простых смертных» — тех, кто заработал по специальности своего диплома – единицы. Среди них можно назвать, например, Бахыта Байсеитова, который в сумерках СССС окончил Московский финансовый институт и Нархоз. Или Марата Сарсенов, закончившего Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) и, собственно, и заработавший на этой весьма перспективной отрасли.

Второй закономерностью можно назвать то, что, закончив советский вуз, наши бизнесмены дополняли его всякого рода престижными бизнес-школами Запада. Однако, скорее это дань моде и статусу – едва ли им сильно пригодились полученные там знания, поскольку постсоветский капитализм – это прежде всего связи и счастливый случай. Впрочем, то же самое можно сказать о любом богатом человеке, но, пожалуй, у нас это имеет гораздо большее значение, чем в мире.

Проверить гипотезу о том, что за успехом каждого миллиардера стоит какой-то психологический триггер довольно сложно – наши капиталисты крайне неохотно говорят о себе, тщательно фильтруя любые публичные упоминания. Поэтому нам трудно сказать, как выглядит их «большая мечта», и есть ли она у них в принципе. Однако, всякие рода легенды о знаковых людях последних ста лет говорят о том, что деньги были для них не целью, но только инструментом реализации своей миссии. Возможно, дело в легитимности происхождения их капитала. А наши капиталисты, увы, далеко не все могут этим похвастаться. Видимо, это издержки роста тоталитарных экономик.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.