Крупнейшие фармкомпании отказываются поставлять препараты в Казахстан
Поддержать

Крупнейшие фармкомпании отказываются поставлять препараты в Казахстан

17 сентября вступил в силу приказ министерства здравоохранения об установлении предельных цен на ряд препаратов (всего 6512 наименований). И теперь, как заверяют аптекари, на фармацевтическом рынке Казахстана ожидается рост дефицитного ряда лекарств еще десятком препаратов, так как дистрибьюторы крупных мировых фармацевтических компании отказываются поставлять товар в нашу страну себе в убыток.

В частности, некоторые зарубежные препараты аптеки закупали по 3150 тенге (аугментин) тысяч, но теперь, в соответствии с упомянутым приказом, они (аптеки Казахстана) должны продавать препарат в розницу по 2365 тенге 79 тиын (напомним: тиын давно нет в денежном обороте).

– Получается, или дистрибьюторы слишком жадные, коль они почти в полтора раза завышают оптовые цены, или это недочет МЗ РК, – говорит руководитель Ассоциации независимых аптек Казахстана Талгат Омаров. – Как только запас препаратов, перечисленных в приказе, в аптеках иссякнет, а это произойдет через неделю-другую, они будут доставляться в Казахстан контрабандой.

Продавливая предельные цены на лекарства, МЗ РК, по словам Талгата Омарова, лоббирует либо интересы контрабандистов, либо это, считает он, результат недальновидной политики и отсутствия должного профессионализма у топ-менеджеров ведомства.

– Уже сегодня (и МЗ РК прекрасно осведомлен об этом) лекарственных средств таким путем в Казахстан доставляется на сумму свыше 100 млрд. тенге в год, – говорит он. – Привозят их, естественно, не в специальных рефрижераторах, где имеется три температурных режима, а как придется, подвергая лекарства различным химическим реакциям: зимой ампулы замерзают, а летом перегреваются. Такое ощущение, что чиновники от медицины не понимают, что ценовое ограничение не есть благо для народа. Понятно ведь, что ни один из участников рынка – ни компании-производители, ни их дистрибьюторы, ни аптеки – не будут торговать себе в убыток.

Еще один момент: замечено, что большинство крупных фармацевтических компаний из Европы, где уровень коррупции относительно низок, не задерживаются на нашем рынке. И наоборот – вольготно чувствуют себя южно-азиатские компании, где производятся препараты, действие которых оставляет желать лучшего.

 У Минздрава сейчас есть хорошая «отговорка»: президент Касым

Жомарт Токаев в Послании этого года поставил цель – довести объемы производства отечественных препаратов до 50%.

– Это правильно, никто не против расцвета отечественного фармбизнеса, – продолжает Талгат Омаров. – Плохо то, что Минздрав исполняет поручение главы государства так, что это напоминает саботаж, или же это говорит о полнейшем непрофессионализме его чиновников. А как иначе это расценивать, если поручение президента исполняется не через создание условий для местных производителей (предоставление земельных участков под строительство фармзаводов, обучение специалистов как за рубежом, так и в Казахстане), а выдавливания зарубежных компании?

С таким подходом о развитии конкурентоспособности собственного рынка говорить не приходится. Аргумент о том, что снижение стоимости препаратов делается в интересах народа, не выдерживает критики. Во-первых, эти препараты выдаются пациентам бесплатно в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Это значит, что, либо они заведомо знают, что не могут обеспечить рынок этими препаратами, либо идут вопреки законам рыночной экономики и поручения президента Казахстана, который постоянно говорит о невмешательстве государства в дела бизнеса.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.