понедельник, 23 мая 2022
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Почти Т232 млрд потратят на опреснительные заводы в Мангыстау Шымкенттік оқушыны әлемнің 34 университеті оқуға шақырды Установлена причина массовой гибели скота на Западе Казахстана Литва прекратила импорт российской электроэнергии Ақтауда ешкімді танымай қалған сарбаз үйіне қайтарылды В Нур-Султане арестован мужчина, домогавшийся девочки в автобусе Россияне продают казахстанский ИИН Жәнібек Әлімханұлы әлем чемпионы атанды Швейцария сняла санкции с российской компании «Еврохим» Азербайджан и Армения обвиняют друг друга в обстрелах на границе Риск конфликта между мировыми державами возрос - США Россия запретила Байдену въезд в страну Эрдоган назвал условие для вступления Швеции и Финляндии в НАТО Туркменистан и Казахстан достигли договорённости по поставкам газа Пресс-служба Токаева опубликовала его архивные фотографии Смартфоны начали ввозить в Россию через Казахстан В Шымкенте во время футбольного матча обрушилась крыша Amnesty International обратилась к Токаеву по делу Мамая Казахстан и Россия расширяют сотрудничество в энергетической сфере «Қазақстанның халық әртісі» атағы қайтарылады – Тоқаев Токаев подписал закон о выплате премий школьникам Казахстана «Қаза тапқандар бар»: Шымкентте перзентхананың жанында жарылыс болды Ресей қорғаныс министрлігі «Азовсталь» зауытын басып алғанын мәлімдеді О чем говорили Тлеуберди и Блинкен в Вашингтоне? В Казахстане произведут перерасчет за оплаченный по старым ставкам утильсбор

Орнамент в народных промыслах

В уникальном четырёхтомнике «История цивилизации непокорной степи» его составители – профессор Гульнара Капекова, доктор исторических наук, и Мухамбедия Акишев, ученый секретарь РОО «Союза учёных Казахстана» по Алматинской области, приводят бесценные материалы записок, походных отчётов путешественников, миссионеров, дипломатов, послов, учёных этнографов прошлых столетий из монографии «Культура и быт казахского колхозного аула», изданной Институтом истории, архео­логии и этнографии им Ч.Ч. Валиханова АН Каз. ССР в 1967 году. Самобытность и исключительная ценность ее в том, что там описаны подлинные способы и методы работы с шерстью.

Декоративная сторона войлочных изделий оценивалась ещё путешественника­ми прошлых столетий. К примеру, в 1509 году иранский богослов и путешествен­ник Абу-л-Хайр Фазлуллах ибн Рузбихан (1454-1530 гг.) писал о юртах и войлоч­ных изделиях кыпчаков следующее: «Я раньше не знал юрты: первый раз увидел в окрестностях города Ясы (Туркестан). Я был поражён устройством их ... Узрел я обширные дома с окошками, прикрытыми войлочными занавесками, очень кра­сивыми и искусными». Красочность войлочных изделий вызывала удивление и у Д.Рубрука, посла Людовика XIV. Так, например, о декоративных войлочных по­лотнах, укрывавших своды походных повозок для женщин и детей, он писал сле­дующее: «Этот войлок около верхней шейки (полотна) они украшают красивой и разноцветной живописью. Перед входом они так же вешают войлок, разнообразный от пестроты тканей. Именно они сшивают цветной войлок или другой, составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей ... Женщины устраивают себе очень красивые повозки, которые я не могу вам описать иначе, как живопи­сью». Немецкие путешественники-этнографы О. Финш, А. Брем отмечают, что казахи «искусны в изготовлении предметов, служащих для ежедневного употре­бления, например, точёных чашек и других деревянных изделий ... изготовление войлока у них весьма искусно и их войлочные одеяла – кошмы, украшенные при­шитыми или вытканными каймами, большей частью с красным узором, нередко имеют весьма красивый вид». Учёные-краеведы XIX века И. Фальк, X. Барданес, Г. Георги, П.С. Паллас, П.И. Рычков восторженно отзывались о декоративной вы­разительности войлочных ковров. В отчётах Российских академических экспе­диций приводятся описание юрт XIX века и их убранства. Авторы восхищались убранством юрт, композицией из шёлковых занавесок алых, зелёных суконных полотнищ, отделанных позументом, белоснежного войлока, вышитого шёлком, серебром и золотом.

Русский исследователь-этнограф Г.Н. Потанин писал: «Казахский орнамент проникает во все щели домашней обстановки; в юрте, благодаря работящей хозяй­ке, нет ни одного клока войлока, ни одного вершка деревянной поверхности без ор­намента. Пол в юртах покрыт войлоком, на белую поверхность которого нанесены куски чёрной и красной материи, вырезанные симметрично. Задняя стена сплошь уставлена сундуками в войлочных чехлах, поверхность их тоже украшена узорами. Даже войлоки, покрывающие свод юрты, несут на себе орнамент. Гений трудолюбивой «киргизки» (казашки – ГК.) превратил юрту в картинную галерею, точнее сказать в выставку орнаментов».

Техника кошмования у казахов имеет древние исторические корни. Об этом можно судить по археологическим памятникам: Пазырыкским курганам соседнего Алтая, Берельским курганам в Восточном Казахстане, золотоордынскому городу Сарайчик в Атырауской области, по царским курганам в районе Боролдая близ Ал­маты, Бесшатырским курганам и другим.

Среди разнообразных предметов, используемых в юрте, рассматриваемой как сакральное пространство, моделирующее вселенную, есть вещи, обладающие ри­туальным свойством, особой семантикой. Причём знаковость ее не обязательно выводится из самой вещи, значение может вытекать из соотнесения ее с другими предметами.

В кочевом быту не было практически ни одного обозначенного предмета, который бы не обладал прагматической функцией, но среди них некоторые вещи несли особый обрядовый или ритуально-культовый характер. Их принадлежность к духовной культуре является несомненной. Особым значением наделялась войлочная одежда: кебенек, калпак, байпак. Вещи, принадлежащие ушедшим в мир иной: батыру, поэту, многодетному и счастливо прожившему старцу – люди наделяли ма­гической силой, их не выбрасывали, они разрывались на куски для изготовления амулетов. Свой головной убор нельзя было класть на пол, оставлять где-то, пере­давать другому или потерять. Головной убор должен находиться всегда выше, чем обувь. Старые изношенные вещи нельзя было выбрасывать, так как недруги мог­ли через них навести порчу. Считалось, что их нужно сжечь, так как в результате очищающего огня к хозяину возвращается его энергетическая сила. Запрещалось плетью бить войлочный покров юрты, который связывался с понятием семейного очага и поэтому считался сакральным.

Во все времена казахи уделяли большое внимание убранству юрты. Каждая вещь имела своё место и значение. Тускийз традиционно украшал «тор» юрты, или вешался над кроватью, или на стене за сундуком. Тускийз особо обрамлял фигуру гостя или хозяина дома, сидящего на почётном ме­сте – тор. Большое значение придавалось орнаменту этого ковра, чаще всего в де­коре преобладало множество ромбов. Ромб олицетворяет плодородие и сохраняет детородные функции.

Войлочный постилочный ковёр «текемет» являлся непременной принадлежно­стью каждого дома, выполняя не только практическую роль, но и символическую. Он олицетворял домашнее благополучие, достаток, мир и покой. У казахов бытует пословица «кийз жок уйге бак конбайды» (в доме, в котором нет войлока, не ночует счастье).

Сырмак – постилочный ковёр, для него характерен орнаментальный мотив в виде бараньих рогов, символизирующих ряд понятий, описанных Ш.Ж. Тохтабаевой: «Наряду с охранным значением с ними, связываются понятия богатства, приумножение скота, что объясняется пережитком (древнее, сакральное Г,К,) тотемистических представле­ний: культ барана и его магическая сила прослеживается в устно-поэтическом творчестве казахов, в народных обычаях и поверьях. Рога часто совмещаются с символикой солнца, т.е. изображение крестовины, концы которой заканчиваются парными роговидными завитками – килт муийз». Такой мотив весьма характерен для казахского орнамента, присутствующего во всех видах прикладного искус­ства. Встречаются изображение рогов, усложнённых крыловидными ответвлени­ями и мотивом дерева, что может отражать целый семантический пучок: «баран птица дерево».

СЫРМАК, ТЕКЕМЕТ, TYCKИЙ3

По технике изготовления, нанесению орнамента и по своему назначению раз­личаются следующие виды изделий из шерсти:

войлочные ковры – текемет, сырмак и их типы;

тканые ковры и ткацкие изделия;

настенные войлочные и тканые ковры – тускийз;

предметы домашнего обихода, выполненные по технике аппликации – войлоч­ные чехлы, сумки и прочее.

Шерсть, как продукт скотоводства, служила основным материалом для изготов­ления войлочных и тканых ковров. Производство разного типа войлочных ковров имеет одну и ту же технологию, с разницей лишь в степени трудоёмкости при из­готовлении. Например, сырмак; – более ценный вид войлочных ковров. Он делает­ся из шерсти осенней стрижки – кузем жун, которая грубее, чем шерсть весенней стрижки – жабагы жун, но хорошо валяется и обладает большей прочностью.

Казашки по опыту знают, что шерсть хорошо схватывается при сочетании влаги и определённой температуры. При отсутствии одного из компонентов кошма станет рыхлой, вялой и малоценной. Они говорят: «Кийз суып кетпесин» (кошма не должна остывать).

В основу казахских войлочных ковров входит не только техника изготовления, но и композиционное построение коврового орнамента на большой площади. «Те­кемет», имеющий размер 3x5 метров, относится к типу широко плоскостных изде­лий. Размер мог быть разным, но в каждом случае необходим был расчёт. При нане­сении орнамента необходимо соблюдение пропорций, симметричности элементов, соотношения рисунка и фона, а также его цветовое решение.

В «текемет» на войлочную основу накладываются готовые узоры, вырезанные из окрашенных кусков войлока, затем они вместе скатываются. Узоры бывают простые и сложные. Центральное поле «текемет» целиком покрывается узорами из пересекающихся линий, образующих формы квадратов «шаршы» или ромбов. Каждый квадрат, играющий роль крупной розетки, имеет ось симметрии. Напри­мер, три крупных розетки в форме квадратов, имеющие общую диагональную ось, в роли рисунка выступает фон. Другие боковые плоскости заняты треугольниками «колтыкша», которые по осям симметрии соответствуют половинкам розеток. Борт «текемета» обрамлен каймой, местами расписанной поперечными узорами.

Рисунки квадратной и треугольной композиции, а также узоры бордюра могут быть составлены из мотивов прямой линии и рогов «муийз», в том числе парных рогов – кос мушийз или одного рога – «сыңар муийз».

Возможны и иные варианты. Ни одна работа не похожа на другую. Во-первых, мастерицы стремились сохранить индивидуальность, а во-вторых, не было шабло­нов и одинаково вырезать рисунок не удавалось. В-третьих, у народов аргын, найман, дулат, жалаир и других «ель» впоследствии вошедших в Казахское ханство, были свои предпочтения в орнаменте.

Сырмак – один из широко распространённых видов казахских войлочных ков­ров. В русском языке нет однословного эквивалентного слова, точно передающего значение этого термина. Его называют ещё «сырдак». Он является непременным атрибутом убранства юрты.

Сырмак – это подстилочный ковёр на пол. Одновременно он играет роль декора­тивную, служа украшением домашней обстановки. Раньше в приданое обязательно все казахские семьи старались положить хотя бы по одному «сырмак;» и «текемет», иначе приданое невесты считалось незавершённым – бедным.

По цвету «сырмак;» различаются между собой. Если он сделан из войлока одного цвета, то называется «ак сырмак;», из обрезков белого и черного войлока – «карала сырмак;», когда на общем фоне сочетание бордовых и малиновых тонов – «кызыл сырмак» или «кызыл-ала сырмак». Объединяющий, общей чертой для разнотипных «сырмак» является то, что все они основаны на технике «сыру» – стёганое, отсюда и название сырмак – нашивной орнамент.

В Семиречье некоторые виды «сырмак;» получили новые названия, например, «от кийз», который по технике изготовления не отличается от «сырмак;». На нем два поля с одним и тем же узором, чередуются цветом. Если на одном квадрате узор зелёного цвета, а фон белый, то на другом, наоборот, узор белый, а фон зелёный. Также по бордюру: полосы по ширине и длине чередуются между собой по цвету.

Техника такова: накладывают друг на друга два куска различного по цвету во­йлока; на одном из них по трафарету вычерчивают узор мелом и его вырезают острым ножом, держа его вертикально. Вырезанный узор первого лоскута вклады­вается в вырез второго и наоборот – вырезанный узор второго лоскута вкладывает­ся в вырез первого. Этим достигается чередование узора и фона. Приготовленные формы сшивают по краям выреза в два ряда шнуровой нитью «жиек», причём одна нить скручена вправо, другая – влево, от чего «жиек» получается «в ёлочку». Сши­тая, инкрустированная, лицевая часть этого изделия нашивается на основу из во­йлока или на какую-нибудь грубую ткань не только по краям, но и по всей площади изделия.

Мастерицы очень требовательны к краскам, которые они используют в войлоч­ных гобеленах и других предметах войлочной обстановки. Раскраске шерсти придаётся большое значение, так как от неё зависит качество, следовательно, и ценность изготовляемого ими предмета. Перед окраской шерсть тщательно промывается в проточной воде. Просушенная шерсть очищается от чужеродных предметов, и лишь после этого рукодельницы приступают к ее покраске. Для ярких и тёплых то­нов – красного, зелёного, оранжевого, голубого берётся белая шерсть, а для темных и холодных – чёрного, коричневого – тёмные цвета шерсти.

При изготовлении красивых войлочных ковров выбор тонов, окраска цветного войлока и цветной шерсти является важным компонентом. Окрашивание проис­ходит следующим образом: шерсть выдерживают в кипящем растворе в течение нескольких часов, после чего ее просушивают. Для того чтобы убедится в крепости краски, шерсть затем промывается в воде и снова просушивается.

В войлочных изделиях цветовая гамма узора усиливает символичность орна­мента. Красное лето, золотая и дождливая осень, буранная и морозная зима, жиз­нерадостная и цветущая весна – все это передаётся мастером посредством языка орнамента. Орнаментальное мастерство передаёт величие зелёных просторов жайлау, белоснежных горных хребтов, зеркальных озёр, девственных лесов, богатство и красоту родного края.

Характерные изделия мастериц – узорные войлоки. Это и тяжёлые «текемет» с крупными узорами в накатку из спиралевидных завитков, и «сырмак;», выполнен­ный в технике мозаики, и настенные войлочные ковры «тускийз» с тонкой узор­ной аппликацией, и многочисленные красочные войлоки в виде чехлов на сунду­ки, покрывал на подушки, сумок для хранения посуды. В быту использовались многоцветные ленты с бахромой, красочные полосы и дорожки, паласы – алаша, такыр килем, ворсовые ковры – тук килем, перемётные сумки, попоны для ло­шадей. Все это вместе создавало в юрте неповторимый уют, так восхищавший путешественников.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33