Пока полицию обливают водой, но уже предлагают бензином и кислотой
Поддержать

Пока полицию обливают водой, но уже предлагают бензином и кислотой

Обливание полицейских напитками и водой со стороны протестующих становится трендом. Комментаторы в соцсетях предлагают перейти к более опасным жидкостям – от солярки до кислоты. Не выйдут ли завтра эти интернет-радикалы в оффлайн?

Материалы по теме

19 июля несколько женщин, не согласных с вакцинацией детей, пришли в минздрав требовать встречи с министром Цоем. По версии многодетных матерей, полицейский в ответ на просьбу принести стул беременной ударил одну из активисток по лицу. Нет однозначного ответа, кто начал конфликт, но сотрудники полиции и женщины стали бросать друг в друга пластикой бутылкой из-под колы.

13 октября восемь активисток незарегистрированной Демпартии начали голодовку в столичном офисе Нацбанка с требованием встречи с главой НБ Ерболатом Досаевым, председателем АРРФР Мадиной Абылкасымовой для обсуждения вопроса о списании проблемных кредитов. Сотрудницу акимата с мегафоном, требовавшую прекратить акцию, и первого замначальника Есильского управления полиции Марата Дубаева сначала облили водой из пластиковой бутылки, а затем в их сторону полетела сама посуда.

Если летом наказание шестерых антиваксерок обошлось штрафом в 25 МРП каждой, то участницу «Occupy Нацбанк» Аружан Дуйсебаеву за выходку с бутылкой арестовали на пять суток.

Значительную часть участников других протестов все больше составляют женщины. При этом, их поведение становится все жестче и радикальнее. Впрочем, пока власти реагируют на эти действия относительно мягко по сравнению с аналогичным поведением мужчин, которым за аналогичное поведение чаще грозит уголовное дело по нескольким статьям Уголовного кодекса с немедленным помещением под стражу. В случае же с женщинами арест активистки за обливание водой обеспечит властям не только репутационные потери за рубежом, но и может вызвать непредсказуемую реакцию вызовет в стране.

В данном случае симптоматична реакция комментаторов в социальных сетях.

Журналист exclusive.kz выложил видеозапись момента обливания полицейского в соцсети. Если в Telegram и YouTube мнение комментаторов разделилось – кто-то оправдал арест активистки, а кто-то восхитился ее поступком, то в TikTok 99% комментаторов в выражениях поддержки действий Дуйсебаевой не стеснялись. Видео в тиктоке сначала заблокировали по чьей-то жалобе, но после апелляции автора вернули. В результате, за три дня 11-секундный ролик попал в рекомендации и набрал более 300 тыс. просмотров, более 5 тыс. лайков, 529 комментариев. При этом десятки комментаторов «советовали» обливать полицейских вместо воды другими жидкостями: водой из унитаза, мочой, калом, белизной, бензином, соляркой и даже кислоту.

Тиктокеры вообще не стесняются в выражениях в комментариях. Причем, судя по грубейшим грамматическим ошибкам, большинство из них – казахоязычная аудитория. Их лексика гораздо радикальней «диванных батыров» из Facebook и модных кофеен. И многие из них, судя по эмоциям и энергетике, дают понять, что ждут часа «икс», чтобы излить свою ненависть на силовиков, чиновников и олигархов. Напрашивается аналогия с сожженым заживо следователем Асетом Бейсеновым в «Шаныраке» в 2006-ом и расстрелянными судисполнителем и полицейскими во время выселения в этом году.

В истории с Дужновым кроме ЧСИ и полицейских погибли также знакомый нового владельца дома и сам новый владелец. Плохой пример заразителен: под брызги «кислоты» новых «народовольцев» могут попасть невинные люди, в том числе журналисты.

К сожалению, в стране нет объективных и открытых исследований о причинах и формах растущего количества акций протеста. Пока власть не находит ничего лучшего, как блокировка нелестного для себя контента. Тем временем, если до сих пор лицо оппозиции были представители интеллигенции, то теперь у нее нет ярко выраженных лидеров и она явно люмпенизируется. А с обозленной и деморализованной толпой вести переговоры гораздо труднее, чем с образованными и культурными людьми.

Количество протестных акций и забастовок в стране растет, как растет и число политических заключенных. Однако это, похоже, только радикализирует протест: если до сих пор население дистанцировалось от оппозиционных движений, воспринимая их как нечто не имеющее к ним отношения, то теперь лицом протестных акций становится сам народ и любое противодействие силовиков немедленно получает социальную поддержку, особенно явно выраженную в виртуальных сообществах. Как показывает практика последних лет во многих странах, рано или поздно виртуальные протесты выходят на улицы. В обществе, все более вовлекающемся в воронку роста неравенства доходов, растет синдром ощущения несправедливости.

Однако, судя по всему, власти не имеют других рецептов, кроме купирования протестов. Для них это более понятный сценарий, чем борьба с инфляцией и повышением занятости. А значит, вполне вероятно, что в Казахстане появится своя «Народная воля». Джинна не хотят выпускать из бутылки, но он может выпустить себя сам.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.