Еще один цифровой скандал: электронные паспорта здоровья, которых не было и нет
Поддержать

Еще один цифровой скандал: электронные паспорта здоровья, которых не было и нет

В социальных медиа вновь поднялась волна в защиту экс-министра здравоохранения Елжана Биртанова. Его сторонники утверждают, что он ни в чем не виноват. По их версии, функционал торжественно запущенного при нем электронного паспорта здоровья казахстанцев был в полном порядке, а если он сейчас не работает, то это только потому, что его заблокировало следствие.

Между тем специалисты в сфере медицинского IT говорят обратное: на государственной электронной платформе, купленной более, чем за $20 млн у хорватской компании, по факту ни один паспорт здоровья ни одного казахстанца ни одного дня не работал. Ни при Биртанове, ни без него. Вместо нее общественности были презентованы так называемые «локальные паспорта здоровья» на базе частной медицинской системы «Дамумед», которую в 2018 году в спешном порядке, с помощью акиматов, внедрили во всех областях Казахстана.

– Если рассматривать вопрос с точки зрения внедрения платформы, которую поставила хорватская компания Ericsson Nikola Tesla, то мы точно не знаем, кто и на каких условиях изначально подписывал документы, – говорит Виталий Ермоленко, член Комиссии по цифровизации МЗ РК, руководитель компании «МедЭлемент», занимающейся медицинскими информационными платформами. – Известно только, что решение о поставке этой платформы принималось до того, как Биртанов стал министром. Что касается самого продукта, который должен был связать между собой все медицинские системы и базы данных, то любой IT-инженер или компании, работающие в сфере электронного здравоохранения, знают, что он для блага населения Казахстана не проработал ни дня. То есть в настоящий момент платформа, разработанная хорватами, не выполняет поставленные перед ней задачи – не собирает и не хранит данные из медицинских организаций страны. Говоря проще, она принята только на бумаге. Были, конечно, какие-то процедуры, по которым ее как бы поставили на баланс, и она даже соответствует какому-то техническому заданию, которое когда-то кто-то много лет назад принимал. Однако без серьезной трансформации этой платформы цифровизировать отрасль невозможно. Поэтому возьму на себя смелость утверждать, что деньги (более $20 млн) выкинуты на ветер и кто-то должен за это нести ответственность, а кто – это уже компетенция соответствующих органов.

– А как так получилось, что партнеры поставили заведомо некачественный продукт?

– Я всех деталей не знаю, потому что не участвовал в неких экспертных комиссиях по выбору платформы, но, на мой взгляд, сама техническая задача по ее разработке была поставлена неправильно. Видимо, этот продукт чиновники-теоретики изобрели в кабинетах, а по факту он плохо сопоставим с той реальностью, которая есть на рынке медицинских информационных систем и информатизации здравоохранения.

Плюс ко всему, многие казахстанские ИТ-компании, пытавшиеся интегрироваться с этой платформой, столкнулись с тем, что работать с хорватской компанией, ее разработчиком, по части техподдержки оказалось совсем непросто. Однако претензии предъявлять фактически невозможно: компания находится далеко от Казахстана, есть существенная разница во времени, плюс языковые барьеры и связанные с этим долгие реакции на запросы. Повторюсь еще раз. Эта система должна была стать центральным компонентом электронного здравоохранения республики, то есть единым хранилищем медицинских карт все пациентов.

Если вернуться к вопросу об экс-министре и всему, что происходило в этой сфере, то, на мой взгляд, его роковой ошибкой была попытка замолчать и скрыть проблемы этого проекта. И сам Биртанов, и его замы не могли не знать, что проект провальный, потому что он должен был запуститься еще в 2017 году. И когда было уже понятно, что технически это невозможно, СМИ зачем-то продолжали транслировать, что в Казахстане запущены электронные паспорта здоровья и цифровизация в сфере здравоохранения состоялась. 

Биртанов, получается, по сути, презентовал тогда фантик. Я имею в виду, что в 2018 году, когда пришло время отчитываться за запуск центрального ядра цифровизации здравоохранения, то за единую платформу начали выдавать частную медицинскую разработку систему «Дамумед» под руководством бывшей чиновницы Минздрава Натальи Киль. Ее (эту систему) при поддержке акиматов стали внедрять во всех областях, а СМИ, не разобравшись в этом вопросе, стали называть электронным паспортом здоровья не государственное решение, а именно эту частную замену.

Еще раз заострю внимание на вопросе: могли ли руководители Минздрава не знать о реальной ситуации с платформой, как это сейчас пытаются представить? Не думаю. Когда начали происходить все эти события, ряд казахстанских IT-компаний (и наша в том числе) активно выступали в публичном поле, писали официальные письма министру Биртанову и даже Главе государства о том, что ни один паспорт здоровья ни одного казахстанца на хорватской платформе не работал и не работает, за нее выдают частную разработку «Дамумед». Но никакой реакции на эти обращения не было. 

На мой взгляд, такая подмена очень больно ударила по всем IT-компаниям в сфере здравоохранения. В Концепции (Концепция развития электронного здравоохранения РК до 2020 года. Ред.), которая была принята в 2013 году, упоминалось, что большинство информационных систем Минздрава устарели, они не согласованы между собой, поэтому работают очень слабо. Казахстанское здравоохранение нуждалось в центральном ядре для запуска нового этапа цифровизации во всех своих структурах. Однако сегодня по факту мы имеем все те же порталы и ту же картину, что и в 2013 году. Сейчас, когда в электронное здравоохранение пришла новая команда, я очень надеюсь, что ей удастся переломить ситуацию…




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.