Европейский Союз за интеграцию «Erasmus+» и «Болашак»
Поддержать

Европейский Союз за интеграцию «Erasmus+» и «Болашак»

Представители ЕС и Казахстана выразили взаимную заинтересованность в возможности расширения взаимодействия двух успешных программ: «Erasmus+» и «Болашак».

Европейский Союз при поддержке Бюро непрерывного профессионального развития и Центра международных программ «Болашак» провели Форум: «30 лет сотрудничества между ЕС-Казахстан в области образования: возможности и проблемы образовательных технологий», в котором приняли участие представители государственных учреждений и ведомств РК, дипломаты ЕС, отечественные и зарубежные эксперты по образованию, инновациям, цифровому развитию и исследованиям.

Посол Представительства ЕС в Казахстане Кестутис Янкаускас отметил, что на протяжении 30 лет сотрудничества ЕС Казахстана сфера образования всегда была на первом плане, являясь ключевым компонентом европейской стратегии в Центральной Азии. Он сообщил, что ЕС удваивает финансирование «Erasmus+», которая станет доступна в 14 регионах Казахстана, запуская 40 образовательных программ. В рамках программы «Erasmus+» за последние пару лет были предоставлены 124 учебные стипендии, 1500 студентов воспользовались 315 проектами мобильного образования, но это не покрывает растущий к ней интерес. Еще одной инициативой ЕС является программа «Диалог и действия для находчивой молодежи в Центральной Азии» («DARYA» – Dialogue and Action for Resourceful Youth in Central Asia).

Также, были отмечены Болонский и Туринский процессы, которые устанавливают стандарты в области профессионального образования и подготовки кадров (Vocational Education and Training). Посол отметил, что Европейский Союз заинтересован и готов поделиться с Казахстаном лучшим опытом 27 государств-членов ЕС в сфере образования с точки зрения цифрового образования и получение знаний в таких дисциплинах как зеленая экономика, возобновляемая энергетика и генетика.

Директор Национального офиса «Erasmus+» в Казахстан Шайзада Тасбулатова подтвердила, что 2021 год является переходным к новому этапу реализации программы «Erasmus+», финансирование которой увеличивается, в том числе для стран Центральной Азии.

 В настоящее время 54 высших учебных заведения Казахстана участвуют в 61 проекте повышения потенциала высшего образования. При этом, не исключается проведения самостоятельной работы ВУЗов РК с европейскими коллегами.

В 2021 году «Erasmus Mundus Joint Master Degree» (EMJMD) разделили на две части, что должно оказать очень позитивное влияние на казахстанские ВУЗы. Первым направлением остается магистратура, где заинтересованные лица могут подать заявку и получить грант на конкурсной основе для прохождения полного курса.

Вторая часть является новой инициативой Европейской Комиссии – «Erasmus Mundus Design Measures» (EMDM) ориентированной на разработку совместных программ с казахстанскими ВУЗами. В «Erasmus+» разрабатываются программы двойного диплома, чтобы казахстанские ВУЗы работали по тем же требованиям и программам, что и европейские.

Программа «Erasmus+» это катализатор изменений и «Erasmus Mundus Design Measures» как раз поможет преодолеть многие проблемы. ЕС предлагает сделать проект на 15 месяцев и выделяет на эти цели 55 тысяч евро для заинтересованных ВУЗов, чтобы они приняли участие в разработке совместной программы магистратуры, соответствующей как требованиям Казахстана, так и европейских учебных заведений.

Ожидаемо среди проблемных аспектов были выделены отсутствие финансирования и поэтому рассматривается вопрос взаимодействия с программой «Болашак». На втором месте – недостаток навыков английского языка среди абитуриентов и преподавателей, трудности по обеспечению содержания программ казахстанских и европейских ВУЗов и единых требований к процедуре приема экзаменов в казахстанских и европейских высших учебных заведениях.

Казахстан готов продолжать платить за европейские услуги образования

Президент Центра международных программ «Болашак» Айнур Карбозова отметила, что с точки зрения длительности, 28 лет, «Болашак» – это наиболее успешнейший проект с точки зрения реализации и возвратности вложенных инвестиций. Но, что еще более важно, она стала настоящим социальным лифтом, который дал возможность более 14 тысячам казахстанцам стать обладателями стипендии и получить уникальную возможность обучаться по самым востребованным специальностям для рынка страны в самых лучших ВУЗах мира, в том числе европейских.

2021 году в список рекомендуемых ВУЗов для обучения в рамках программы «Болашак» вошло 207 учебных заведений в 27 странах мира, из них 59 европейских ВУЗов.

За 28 лет реализации международной стипендии «Болашак» подготовлено 11399 специалистов, из них к сожалению только 12% (более 1400) подготовлено европейскими ВУЗами. При этом необходимо отметить, что история «Болашак» начиналась именно с европейских учебных заведений. Сегодня по программе обучаются более 1000 стипендиатов в 20 странах мира, из них всего 42 стипендиата обучаются в европейских странах (около 4,2%).

Если результат сотрудничества с «Erasmus+» приведет к увеличению количества направляемых казахстанцев на обучение и стажировку в ВУЗы стран ЕС с учетом потенциала европейских инженерных и медицинских школ, то казахстанская сторона готова к обсуждению деталей с коллегами.

Цифровое образование является одной из основ стратегии ЕС по ЦАР

Сотрудник по вопросам политики Генерального директората ЕС по вопросам образования и культуры Эдриан Вил выделил программу «Erasmus+», которая имеет огромные возможности по инвестиции в человеческий капитал и сотрудничество между людьми, как внутри Европы, так и за ее пределами.

Планируется изменение Европы к 2030 году с помощью «Плана действий в области цифрового образования», который предусматривает создание цифровой экосистемы, развитие технологий и ее использования. Он будет включать новые методы подготовки учителей, высокопроизводительные инструменты и платформы. Второй элемент Плана сосредоточен на навыках, которые помогут гражданам на всем протяжении жизни понимать цифровой мир, развивать новые профессиональные качества и квалификации, а также понимать риски цифровой среды.

Ориентированный на цифровые технологии, «Erasmus+» станет приоритетом в новой запускаемой программе ЕС. Высокие технологии будут приходить в Казахстан и другие страны Центральной Азии для поддержки университетов, внедрения эффективных цифровых методов и инструментов обучения. ЕС в будущем будет уделять внимание тому, чтобы хорошо сочеталось индивидуальное обучение с цифровым образованием.

Вице-Министр Министерства образования и науки РК Куаныш Ергалиев обозначил, что в государственной программе развития образования и науки на 2020-2025 годы, одним из важных направлений было формирование цифровой экосистемы ВУЗов, которое отражено в концепции «О развитии образования». Пандемия, которая застала всех врасплох в последние два года, придала мощный импульс для пересмотра в целом парадигмы высшего образования. В целом, казахстанские высшие учебные заведения справились неплохо. В настоящее время все ВУЗы Казахстана имеют необходимую инфраструктуру, виртуальные лаборатории, электронные библиотеки, необходимый цифровой контент для обеспечения учебного процесса. Также актуализируются образовательные программы, которые обновляются с учетом современных трендов с целью формирования цифровой компетенции будущих специалистов.

В качестве члена «Болонского процесса» (процесс сближения систем образования Европы) Казахстан активно перенимает положительный опыт европейских государств. Следует отметить программу «ТЕМПУС», действовавшая до 2013 года, которая была направленна на поддержку процессов модернизации высшего образования, а также программу «Erasmus+», которая за последние 6 лет профинансировала 61 проект по повышению потенциала в области высшего образования с участием ВУЗов Казахстана на общую сумму 52 млн. евро, в которой участвовало 54 страны.

Генеральный директор «Bilim Media Group» Рауан Кенжеханулы сообщил, что «Media Group» с 2011 года разрабатывает контент и технологии формирования компетенций среди пользователей на поддержку системы образования. С началом пандемии все разработки не были готовы к изменению ситуации, в связи с чем «Media Group» пришлось быстро мобилизовать все возможности и ресурсы, и заново сделать платформу, контент и выстроить новые отношения с пользователями. За это время трафик вырос более чем в 20 раз, ежедневно принимая более 2 миллионов пользователей. При поддержке Министерства цифрового развития и Министерства образования РК удалось сообща решить быстро все имеющиеся проблемы на тот период.

Большой вывод, который был сделан, что цифровизация образования это не дань моде, а действительно большая надежда нашей системы образования и нашей страны.

«Мы стремимся к тому, чтобы все учащиеся получили доступ к тому контенту, педагогической практике и материалам, которые есть в лучших школах РК. В частности, совместная работа 500 учителей школ НИШ с 400 инженерами «Bilim Media Group» в течение года позволила оцифровать заново все темы 37 предметов системы образования РК с 1 по 11 классы. На этой базе выстроилась новая методика использования этих материалов, что стало уникальным опытом».

ЕС нуждается в квалифицированных кадрах: приведет ли это к утечке мозгов из Казахстана?

Директор по стратегическим вопросам, председатель Академического Совета и председатель отдела Corporate Governance & Stewardship в Международном финансовом центре «Астана», профессор Александр Ван де Путте рассказал, что для того, чтобы избежать утечки мозгов нужно улучшить доступ к образованию, когда и где это необходимо. Необходима качественная инфраструктура и особенно цифровые технологии.

Также необходимо обеспечить требуемое техническое и профессиональное образование. Эволюция человечества показывает, что с развитием технологий отдельные ниши занятости людей заменяются машинами, но при этом и создаются новые рабочие места, требующие более высокой квалификации. Недавние научные исследования Всемирного экономического форума и Всемирного Банка показали, что новые профессии должны быть планируемыми и различными. Поэтому необходимо сконцентрироваться на создании развитых компетенций, которые будут необходимы для будущей работы в сельском хозяйстве, энергетике, логистике и перевозках, туризме и образовании.

Проректор по исследовательским и международным отношениям «Satbayev University» Алибек Шокпаров высказал убеждение, что безработица квалифицированных кадров происходит из-за миграционных процессов. Если говорить о Европе, там не наступит эра квалифицированной безработицы. Ее проблема, скорее, в дефиците квалифицированных кадров. Если говорить о странах Ближнего Востока, где геополитическая ситуация нестабильна, то в них. Наоборот, идет обратный процесс массового оттока кадров, и в связи с этим имеет место безработица среди квалифицированных специалистов.

Ректор Алматы Менеджмент Университет «AlmaU», доктор Гульнара Куренкеева отметила среди казахстанских студентов растущую популярность двудипломных программ, позволяющих получить и иностранные дипломы.

После пандемии спрос на двудипломные программы растет по двум причинам. Во-первых, люди, которые уехали бы учиться за рубеж в допандемический период, сейчас вынуждены остаться в РК и для них привлекательна возможность получить два диплома сразу, не покидая страну. Второй момент – Казахстан вышел из демографической ямы, выпускников школ становится больше. Это означает, что для казахстанских ВУЗов, что бы быть конкурентными на рынке и удерживать растущий спрос на высшее образование в Казахстане, нужно предоставлять качественные знания, чтобы абитуриенты не уезжали из страны, а получали такие же знания здесь.

Проректор по международному сотрудничеству и связям с общественностью Казахстанско-Германского Университета доктор Барбара Януш-Павлетта отметила, что все программы, которые они предлагают в Казахстане однозначно признаются Германией. Двудипломные программы успешны и люди заинтересованы в получении качественного немецкого образования в РК. Это также возможность уехать в Германию. Если студент хочешь обучаться за рубежом то возможность такая имеется. Определенная часть выпускников Казахстанско-Германского Университета выехала в Германию, но 90 % остаются в Казахстане и являются примером интернационализации образования по укреплению сотрудничества двух стран.

Кожыбаев Рустем




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.