Ислам в Великой степи: испытание временем
Поддержать

Ислам в Великой степи: испытание временем

Сегодня духовность казахов переживает сложные времена и требует возрождения. Чтобы не потерять собственную идентичность, сейчас, как никогда, мы должны вернуться к cвоим корням.

Изначально наши далекие предки были тенгрианцами. Основой мироощущения кочевников-тенгрианцев являлось почитание рода, аруахов – духов предков, законы гостеприимства. И, конечно, поклонение богу Тенгри. Таким образом, концепция Единобожия была им известна уже издревле, в силу чего кочевники Великой степи довольно органично восприняли ислам.

Считается, что кочевые племена степи приняли ислам в 9 веке, но сохранились данные, судя по которым, это могло произойти гораздо раньше.

Известно, что Убайдулла ибн Зияд, вали Хорасана в 674 году вошел в Бухару. В 705 году новый вали Хорасана Кутайба ибн Муслим полностью захватил Бухару и Самарканд. Какое это имеет отношение к нам? Дело в том, что вокруг Бухары и Самарканда всегда жили кочевники-казахи. В итоге в 7-м веке «южные» казахи приняли ислам, и эта весть не могла не достичь остальные роды казахов.

Важно помнить, что арабы не пошли завоёвывать степь – Пророк строго запретил воевать с тюрками-кочевниками. Распространению новой веры способствовал не меч, а торговля, Шелковый путь. Нашим предкам не была чужда духовность, они знали цену благонравию, поэтому приняли ислам, очарованные справедливостью и богобоязненностью купцов-суфиев.

В степи были и миссионеры-суфии. Самым известным, пожалуй, стал Коркыт-ата, живший в 9-м веке во времена Аббасидского халифата. Древние рукописи, сохранившиеся в Германии и Италии, содержат информацию о Коркыте-ата, его родословной, о том, как он оказался в нашей степи. Одним из последователей Коркыта-ата стал шейх Ахмет Яссауи. Во многом, благодаря его влиянию Ахмет Яссауи стал основоположником «тюркского суфизма», который позже назовут тарикатом (духовный путь) Яссауия.

В подтверждение гипотезы о том, что ислам в степи был принят ранее 9 века свидетельствуют и знаменитые «Записки» секретаря багдадского посольства Ибн-Фадлана. Он описывает, как в 751 г произошла битва между войсками Аббасидского халифата и армией танского Китая за контроль над Средней Азией. Тюрки были на стороне халифата. Это прямо свидетельствует о том, что кочевники поддерживали братьев по вере.

Первым же тюркским правителем, объявившим Ислам официальной религией своего государства, стал Абдуль-Карим Сатук Богра-хан (901–955), основатель Караханидской державы в Центральной Азии.

Мало кто знает, что великая империя Дешти-кипчак была мусульманской, но об этом почему-то не принято говорить. А «Дивани хикмет» («Книга мудрости») ходжы Ахмета Яссави – известный цикл стихов философско-религиозного содержания, написанный на кипчакском диалекте, где излагаются основные правила ислама, относится к общему наследию тюркоязычных народов.

Так сложилось, что географически Великая степь располагалась между империями. Это серьезно осложняло жизнь кочевников, вынуждая все время находиться в состоянии войны. Многострадальный, «тысячу раз умиравший и тысячу раз воскрешавший» казахский народ, прошел много тяжелых испытаний. Вера его тоже не единожды подвергалась проверке на крепость. Может быть, именно поэтому Пророк, предвидевший это, запретил арабам воевать с тюрками.

Первым серьезным испытанием стало монгольское нашествие (XIII в). Оно повлияло на этнический состав населения, развитие культуры и экономики народа. Войска Чингисхана стерли с лица земли свыше 200 городов. Они остановили развитие культуры, разгромили мечети, библиотеки и дворцы, множество материальных и культурных ценностей было уничтожено. Между этническими группами произошло кровосмешение. Племена тюрков-кочевников утратили аутентичность. После распада Золотой Орды возникли отдельные государства: Ак-Орда, Ногайская Орда и Узбекское ханство.

Но справедливость и чистота ислама покорили сердца потомков Чингисхана. Они приняли ислам. Вчершние завоеватели сами стали служить исламу, которого придерживались кочевники Великой степи. Ассимилировавшись, сперва они, а потом джунгары (калмаки, ойраты, урянхайцы) привнесли в ислам казахов традиции баксы (шаманов) и другие обычаи, но уже в мусульманской интерпретации.

В источниках упоминается, как после своего восшествия на престол в 1257 году хан Берке посетил Бухару, чтобы оказать почет выдающимся аулия и улама (ученым-богословам) этого города. Однако, нужно уточнить, что многие историки из-за незнания тасауфа путают принятие ханами и султанами тариката (духовного пути) с принятием ислама. Так рождается некорректная интерпретация.

Царствование же Узбек-хана (1313–1341) в Золотой Орде было золотым периодом: при нем ислам был объявлен официальной религией государства. Напомним, что в состав государства потомков Джучи входила вся Великая Степь от Дуная на западе до Иртыша – на востоке. Начиная с Узбек-хана, все золотоордынские ханы были мусульманами и имели кроме личного тюркского имени еще мусульманское имя.

Однако в XV веке на территорию современного Казахстана начали проникать ойраты – западномонгольский народ, недавно основавший собственное государство. Так началось новое испытание веры мусульман Великой степи.

Проиграв битву с ойратами в 1457 году, Абулхайр-хан был вынужден отступить и укрыться за стенами Сыгнака. Ойраты ограбили и разрушили город Ташкент, Туркестан, Шахрух. Сожжены библиотеки и научные центры. Абулхайру пришлось бросить разграбленные города Туркестана и отступить в Дешти-Кыпчак.

В 1460 году недовольные жесткой политикой Абулхайр-хана чингизиды, Жанибек и Керей, со своими подданными откочевали на восток в Семиречье, в Могулистан, где создали своё государство – Казахское ханство. Мусульмане Казахского ханства, как и другие казахи, придерживались матуридийской школы вероубеждения, суфизма суннитского толка и ханафитского мазхаба. Произведения наших известных философов и ученых наполнены суфийским мировоззрением и терминологией, хотя об этом мало кто знает. Все наши великие мыслители были суфиями.

Из истории мы знаем, что к концу XVII века внешнеполитическое положение Казахского ханства было тяжёлым. С запада на казахов постоянно совершали набеги волжские калмыки и яицкие казаки, с севера — сибирские казаки, за Яиком – башкиры, с юга бухарцы и хивинцы, но главная военная опасность исходила с востока, со стороны Джунгарского ханства.

В 1723 – 1727 годах джунгары захватили Южный Казахстан и Семиречье, казахи потеряли города Ташкент и Сайрам. Эти годы вошли в историю Казахстана как «Годы великого бедствия» (Ақтабан Шұбырынды), которые по своим разрушительным последствиям сравнимы лишь с монгольским нашествием начала XIII века.

В 1755 – 1759 годы джунгарский предводитель Амурсана призвал на помощь войска манчжурской династии Цин. В эти же годы, давая отпор джунгарам, по прямому указанию хана Среднего жуза Аблая, казахские батыры со своими войсками защищали предгорье Алтая, о чем в марте 1758 г. сообщил сибирскому губернатору командующий сибирскими оборонительными линиями Фрауендорф:

«8 января 1759 г. старшина Кошкарбай-батырь лично прибыл в Семипалатинск и в подробностях рассказал русским властям о своем походе. Из его рассказа стало известно, что ему удалось пленить не менее 300 алтайцев. По утверждениям самих казахов, во время «зимней кампании» 1759 г. им удалось захватить в плен до полутора тысяч алтайцев».

Во время столкновений много плененных алтайцев, бурятов, калмыков, хакасов, шорцев, теленгитов, кыргызов, телеутов приняли ислам, а их языческие традиции были адаптированы под него.

Уже к концу 18-века территория Джунгарского государства оказалось окружено двумя манчжурскими армиями, практически истребившими ее население. Уцелевший улус – около десяти тысяч кибиток (семей) джунгаров, дербетов, хойтов под руководством нойона Церена с тяжелыми боями пробился и вышел на Волгу в Калмыцкое княжество. Остатки других улусов джунгар пробились в Афганистан, Бадахшан, Бухару и были приняты на военную службу местными правителями. Впоследствии их потомки приняли ислам. Так закончилось «великое противостояние» двух кочевых народов: казахов и джунгар. Завершилось и духовное испытание казахов. Они остались верны своей вере – исламу.

Но впереди наших предков ждали другие испытания, более изощренные и тяжелые…




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.