Казахстанский бизнес намерен провести всенародный референдум #НЕТУТИЛЬСБОРУ
Поддержать

Казахстанский бизнес намерен провести всенародный референдум #НЕТУТИЛЬСБОРУ

В надежде быть услышанными в слышащем государства члены движения #НЕТУТИЛЬСБОРУ провели пресс-мининг, где выступили против практики утилизационного сбора в Казахстане.

– За два года существования движения #НЕТУТИЛЬСБОРУ! мы сделали более двадцати открытых обращений Президенту, Правительству и в Парламент РК, но ни на одно из них не было никакой реакции. Мы собрали более 160 тысяч подписей против утильсбора, но о наши петиции не берутся во внимание, блокируются и подвергаются хакерским атакам, – говорит политолог Санжар Бокаев. – Мы предприняли восемь попыток провести мирное собрание в форме митинга, демонстрации и автопробега, но нам было отказано под разными, зачастую надуманными предлогами. Поэтому мы решили провести встречу в совершенно новом формате, для которого не нужно получать разрешение.

Если до 1 февраля 2022 году не будет предпринято кардинальных мер по полной ревизии системы утильсбора, мы планируем проведение всенародного референдума #НЕТУТИЛЬСБОРУ.

Как считают члены группы, утильсбор – антирыночная, антинародная, аморальная, финансово непрозрачная схема, которая влечет за собой целый ряд негативных последствий для всех отраслей экономики. Этот шаг правительства не только не способствует улучшению экологии в нашей стране, но и ведет к росту цен на транспорт, включая сельхозтехнику, что, в конечном итоге, бьет по кошельку обычных казахстанцев.

– Утилизационный сбор введен на продукцию, которую приобретают наши граждане, – говорит Бокаев. – Купите вы телевизор, телефон или зарядку, везде в цене заложен утилизационный сбор. Даже приобретая на улице кофе в стаканчике, вы априори платите за утилизационный сбор. А вы задумывались, куда идут ваши деньги?

– Сегодня автомобили стали недоступным для наших жителей. Да их попросту нет в автосалонах! – поддерживают Санжара соратники по группе #НЕТУТИЛЬСБОРУ в своем публичном заявлении. – Нам обещали наладить выпуск собственных машин, и где они? На сегодня, по заявлению МИИР, достигнута доля локализации около 30%, а по некоторым моделям более 50%. Однако все мы знаем, что так называемый «казахстанский автомобиль» на 100% собирается из импортных комплектующих. Спустя 20 лет усиленного стимулирования автопрома не налажен выпуск ни одной детали. А за локализацию в 30% выдают оплату труда рабочих и коммунальных услуг.

Контроль за исполнением встречных обязательств отсутствует. Только Азия Авто обошлась государству в 174 млрд. тенге. Ее бывший владелец Анатолий Балушкин покинул Казахстан, пополнив список российских миллиардеров. Сарыаркаавтопром начинала и замораживала производство целого ряда марок автомобилей.

Казахстан впервые в мире применил уникальную систему утильбсора, в результате чего была создана закрытая, непубличная схема по выводу средств из карманов населения и множества предприятий из разных сфер экономики РК. По заявлению министерства экологии, за 5 лет было собрано 579 млрд. утилизационных платежей. Вместе с тем, государство недополучило сотни миллиардов налогов и таможенных платежей. Этих денег с лихвой бы хватило на несколько высокопроизводительных автозаводов полного цикла, а также на строительство суперсовременных мусороперерабатывающих заводов в каждом городе РК! Вместо этого, мы имеем автопром, находящийся в зачаточном состоянии, не решены проблемы с переработкой ТБО.

Утильсбор спровоцировал рост цен на автотранспорт, сельхозтехнику и кабель. Как следствие, растут цены на товары, продукты питания, недвижимость, транспортировка, коммунальные тарифы и многое другое. Автопарк стареет, число старых автомобилей в стране растет. Так, в Алматы дымит каждая четвертая машина и мы этим дышим. Экология ухудшается, и в дальнейшем ком негативных последствий, порождаемых системой утильсбора, будет только нарастать.

По словам председателя «El Tiregi» Нуржана Альтаева, утильсбор, по сути дела превратился в своеобразный налог. Однако, собранные деньги идут не в бюджет, а прямиком в карман частного ТОО «Оператор РОП».

– Авторы утильсбора вывели его из действия закона о противодействии коррупции и контроля комитета госдоходов, счетного комитета, – говорит Альтаев. – Это по сути хитрый, мошеннический способ вывода денег из кармана простых людей. Сегодня ни правоохранительные органы, ни счетный комитет не могут проверить, как расходуются поступающие в частную компанию средства. В России утилизационный сбор существует, но он идет в бюджет и проверяется соответствующими органами. У нас же ТОО «Оператор РОП» ссылается на некую коммерческую тайну , не раскрывает свою финансовую деятельность и распоряжается поступающими туда средствами по своему усмотрению . Мы видим, что собранные деньги, а это сотни миллиардов тенге, уходят непонятно куда. Во многих утилизационных компаниях, получающих деньги от ТОО, учредителями являются одни и те же лица. Их появление далеко не случайно совпало с созданием РОП. На экологические проекты РОПа уходят порядка 60 процентов от всех средств от утильсбора, то есть 70-80 млрд. тенге в год. Сколько из них оседает на счетах организации и утилизацонных компаний, идет за заработную плату сотрудников и т.д., а сколько фактически тратится на утилизацию, может выяснить любая независимая проверка.

Кроме экологии, 40 процентов средств ’’Оператор РОП’’ тратит на субсидирование автопрома. Правительство Казахстана создало условия, при которых полностью закрыт импорт автомобилей, установило огромные таможенные платежи, утильсбор и дало паре олигархов якобы производить наши отечественные автомобили. Но фактически они завозят импортные, прикручивают к ним колеса и выдают за отечественные. При этом получают бешенную поддержку из госбюджета и средства от утильсбора. Для них созданы беспрецедентные условия. Будучи депутатом парламента, я неоднократно выступал против тех огромных бюджетных вливаний, которые ежегодно идут в отечественный автопром. Но большинство депутатов, увы, проголосовали за них. Когда принимался проект нового Экологического кодекса, в котором предусматривался утилизационный сбор, я тоже был единственным депутатом, который голосовал «против», хотя мне поступало огромное количество звонков с просьбой отдать свой голос «за» данное новшество. Так как у меня есть совесть, я не мог поддержать грабительский платеж, последствия которого мы наблюдаем сегодня. Экономика в нашей стране и без того находится не в лучшем состоянии, растут цены буквально на все и, вдобавок к этому, сильно выросли цены на автомобили, сельхозтехнику. С одной стороны правительство говорит о выделении субсидий сельхозпроизводителям, лизинг сельхозтехники, а с другой – цены на эту самую сельхозтехнику растут из-за введения утилизационного сбора. Я хотел бы попросить руководителей антикоррупционной службы Казахстана обратить внимание на эту ситуацию.

Эколог Елена Ерзакович уверена, что проблема утильсбора давно переросла в проблему взимания экологических платежей.

– Все участники этого процесса понимают, что утильсбор явно не способствует обновлению автопарка в Казахстане, – говорит Елена. – Проблема транспортных выбросов оказалась не в приоритетах министерства экологии, которое на протяжении последних пяти лет считает утилизационный сбор единственным инструментом борьбы за чистый воздух. Хотя очевидно, что необходимо вводить экомаркировку машин. Без нее просто нет прозрачной и понятной системы по ограничению тех или иных транспортных средств на улицах городов. Например, сейчас по нашим подсчетам в Алматы 30 процентов грузовиков согласно стандартам Евронорм давно должны быть утилизированы. Тем не менее, за весь период существования РОП в Казахстане были утилизированы всего 220 тысяч автомобилей, что является мизером. Утильсбор в нынешнем виде не способствуют обновлению автопарка, а лишь усугубляет проблему. Также вполне законны требования по полной и прозрачной отчетности РОП по всем ранее собранным и потраченным средствам.

Председатель Национальной ассоциации овцеводов Казахстана «Shopan-ata» Алмасбек Садырбаев искренне недоумевает, как реально утильсбор может помочь развитию сельского хозяйства в Казахстане.

– Мы согласны с мнением нашего правительства о том, что сельское хозяйство должно стать дайвером развития экономики в нашей стране, – говорит Садырбаев. – В итоге государство одной рукой дает нам 25 процентов субсидий, а другой забирает в виде утильсбора. Я воспринимаю это как налог, которым нас обложили. Я – простой фермер до сих пор не могу разобраться, куда и кому поступает утильсбор. Я так и не нашел места, где производят переработку тракторов и комбайнов. У нас, фермеров, нет такого понятия, как выбросить старый трактор, комбайн или плуг – все это идет на склад запчастей. На авторынке тоже стоят ряды старой сельхозтехники, которую мы тоже покупаем. Мы ожидали, что после введения утильсбора и сокращения ввоза импортной сельхозтехники наша, отечественная, подешевеет. А получилось наоборот. Где логика??? После нового года нам введут 12 процентов НДС на сельхозтехнику, на миллион подорожали трактора, значит, однозначно подорожают и продукты питания. Так что потом, пусть наши граждане не думают, что это прихоть аграриев.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.