Попытка № 3: глава минздрава Ажар Гиният
Поддержать

Попытка № 3: глава минздрава Ажар Гиният

Вы будете смеяться, но у нас опять новый глава минздрава. На этот раз – Ажар Гиният. Это уже третья смена главного медика страны за время пандемии (не считая Елжана Биртанова, который первым принял неравный бой с COVID-19 до того, как в отношении него началось досудебное расследование). Затем были поспешно ретировавшийся перед Новым годом Алексей Цой и временный министр Жандос Буркитбаев.

Кстати, Цой своего бывшего зама Ажар Гиният очень хвалил, говорил, что ее назначение – очень важное и правильное решение руководства страны в наше непростое время. Непонятно, правда, почему это решение не было принято сразу после отставки Цоя и было ли назначение Буркитбаева и.о. министра – не важным и неправильным.

В переводе с арабского имя Ажар означает «красивая», «симпатичная», «милая», а Гиният – «заботливость», «содействие», «помощь», «доброта» и даже «святость». Считается, что этому имени присущи такие качества как добросовестность, духовность, ум, доброта, чувство уверенности в себе, требовательность к себе. Казалось бы, какое отношение имеют эти народные приметы к здравоохранению? Оказывается, самое прямое…

По специальности Ажар Гиният (до 2018 года – Тулегалиева Ажар Гиниятовна) – врач-педиатр. Цой назвал Гиният профессионалом, «человеком от сохи». Впрочем, у сохи она стояла недолго. Актюбинский мединститут Гиният закончила в 1992 году, пару лет поработала участковым педиатром и врачом инфекционистом и пошла на руководящие должности. Первый раз заведующей отделением Ажар Тулегалиева стала… в 25 лет. А в 30 она уже была заместителем главного врача областной инфекционной больницы. С тех пор в послужном списке Гиният были только должности директора, зам.директора, вице-министра.

Чтобы повысить свою управленческую квалицификацию она даже получила второе высшее образование. В 2007 Ажар Гиният закончила Актауский государственный университет им. Ш. Есенова, по специальности «Государственное и местное управление», а 2015 – получила степень магистра делового администрирования в Almaty Management University.

Очевидно, это ей помогло, поскольку на то, чтобы подняться на следующую ступеньку карьерной лестницы у Гиният уходило в среднем по три года. В 2001 она стала заместителем начальника Мангистауского областного управления здравоохранения, в 2005 уже сама возглавила это управления, но в 2006 с этой должности ушла. А в 2008 вернулась к работе, но уже в должности начальника управления Департамента организации медицинской помощи Министерства здравоохранения РК. До 2017 года она возглавила различные департаменты Минздрава, пока ее не назначили заместителем руководителя Медицинского центра Управления Делами Президента РК. Три года спустя Гиният вернулась в родное министерство, но уже в должности вице-министра.

К слову, к развалу педиатрической службы и закрытию факультетов педиатрии Гиният отношения не имела. В это время она возглавляла Мангистауский облздрав и на эпохальные решения минздрава никак повлиять не могла. Впрочем, и впоследствии, когда минздрав передумал и решил восстановить педиатрическую службу, активных высказываний на эту тему от Гиният не последовало. Свое мнение по поводу строительства жилого комплекса на территории сквера Научного центра акушерства гинекологии и перинатологии в Алматы она тоже публично высказывать не стала.

Впрочем, одной педиатрией профессиональные интересы Гиният не ограничиваются. Она является членом совета директоров АО «Казахский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт глазных болезней», АО «НЦ Урологии им. Академика Б.У. Джарбусынова» и АО «Национальный научный кардиохирургический центр». Очевидно, сыграли роль ее образование и опыт в управленческой сфере, так как в официальной биографии Гиният не упоминается о прохождении специализации или опыте работы в офтальмологии, урологии или кардиологии.

Большой интерес она проявила и к трансплантологии. Это понятно – желание спасать жизни должно быть естественным даже для человека, дававшего клятву казахстанского врача, не говоря уже о клятве Гиппократа. Поэтому Гиният в 2012 году и встала у истоков бурного развития отечественной трансплантологии. Впоследствии она хвасталась, что всего за несколько лет ей и ее соратникам удалось сделать то, на что у белорусских коллег ушли долгие годы. Тщательно разрабатывалась законодательная база, приглашались специалисты из ближнего и дальнего зарубежья, активно шел обмен опытом, в первый же год была проведена успешная пересадка сердца. Только спешка, как известно, хороша совсем в других делах. Медработники на местах не знали, как оформить отказ граждан на посмертное изъятие органов, а без такого отказа все считались по умолчанию согласными. В государстве, где пока так и не получилось полностью искоренить коррупцию, это породило страхи и слухи. Проблема решилась только после серии публикаций в СМИ – соответствующая функция появилась в egov. Правда, все еще непонятно, кто именно отвечает за то, чтобы проверить информацию.

В 2019 грянул первый громкий скандал, связанный с трансплантологией. Двух врачей обвинили в незаконной пересадке органов. По версии следствия, казахстанцы продавали свои почки за 15 тысяч долларов, а ОПГ черных трансплантологов пересаживали их иностранцам, но уже за совсем другие деньги. Врачей в итоге все-таки оправдали – они оказались не в курсе финансовых махинаций – а в тюрьму села гражданка Кыргызстана. Но осадок все равно остался.

Новый министр здравоохранения активно выступает и за применение… народной медицины, в том числе, кровопускание и костоправство. (Эпи)центром изучения и развития народных методов лечения по мнению Гиният должен стать Казахский национальный медицинский университет (КазНМУ). Об этом Гиният сказала на встрече с преподавателями и студентами КазНМУ на Дне науки в апреле 2021 года. Работа предстоит большая – провести клинические исследования, разработать критерии качества оценки медуслуг и клинические протоколы, внести поправки в Кодекс о здоровье народа.

Вопросов тоже возникает очень много. Будет ли изучен и официально признан метод лечения заболеваний принесением в жертву черной курицей и будут ли в этом случае такие птицы признаны лекарственным средством или изделием медицинского назначения? Будет ли в медицинских университетах введена специальность «шаман» и если да, то как часто и у кого выпускники будут проходить повышение квалификации?

Трансплантологию Гиният удалось поднять до невиданных высот всего за пару лет. Значит, и бурное применение народной медицины уже не за горами.

В эпидемиологии у Гиният некоторый опыт был еще в молодости – как-никак человек три года отработал в инфекционной больнице. Так что есть все основания полагать, что с омикроном она справится.

Практически сразу после своего назначения на заседании правительства Гиният заговорила не только о вакцинации, но и об изучении международного опыта в лечении коронавирусной инфекции, эффективности препаратов и улучшении клинических протоколов, о чем ее предшественники, как правило, помалкивали.

Вскоре она предложила прививать вакциной Pfizer не только подростков и беременных и кормящих женщин, но и лиц старше 60 лет. Кстати, тем, кто получил Pfizer проще всего путешествовать по миру, поскольку препарат признан в большинстве зарубежных стран. А беременные, недавно родившие, несовершеннолетние и пожилые люди вряд ли станут так активно мотаться по миру, как те, кому Pfizer не положен.

Еще один очень важный вопрос, который подняла Гиният – это выделение средств из Общественного социального фонда «Қазақстан халқына» на лечение детей с редкими заболеваниями. Это значит, что у родителей, чьи малыши больны муковисцидозом или раком, появится надежда. Хочется верить, что без внимания не останутся и детки, больные спинально-мышечной атрофией. Единственный препарат, который может их спасти – это Золгенсма. Достаточно одного укола, но стоит он 2 миллиона долларов. Этот препарат не зарегистрирован в Казахстане и деньги на спасение жизни своей крохи родителям приходится собирать самим. Сделать укол можно только пока малышу не исполнится 2 года. После этого он обречен. Таких детей в Казахстане всего 120. Очень хотелось бы верить, что бывший педиатр Гиният добьется выделения 240 млн долларов для них, а ее подчиненные перестанут публично заявлять о том, что нет смысла тратить такие деньги на этих детей, потому что «они все равно долго не живут», а производитель «Золгенсма» проводит бесплатную лотерею, в которой 100 детей со всего мира (!) раз в год могут выиграть шанс выжить. Вот тогда родители больных деток поверят, что приметы не врут и имя Гиният действительно означает заботу, доброту и святость. Главное, чтобы редкие заболевания в Казахстане не начали лечить люди от сохи методами народной медицины.

При всех достоинствах Ажар Гиният трудно предположить, что года через три она станет премьер-министром РК или возглавит Всемирную организацию здравоохранения. Так что должность министра здравоохранения – это финал ее успешной карьеры. И если он будет достойным, то никто не поспорит с тем, что и весь предыдущий путь был проделан не зря.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.