«Байрактары»: геополитический вызов тюрков или эффект пропаганды?
Поддержать

«Байрактары»: геополитический вызов тюрков или эффект пропаганды?

Турецкие байрактары становятся все популярнее. Тем временем, 85 процентов импорта вооружений Казахстана занимают поставки из России.

Bayraktar TB2, дословно «знаменосец») — турецкий ударный оперативно-тактический средневысотный беспилотник с двигателем внутреннего сгорания и воздушным винтом толкающего типа может находиться в воздухе от 12 до 24 часов. Максимальная дальность управления — до 150 км.

Разработка проекта началась в 2000-х годах фирмой «Baykar Makina», а уже летом 2014 года он побил мировой рекорд среди беспилотных летательных аппаратов в классе тактических средневысотных БЛА по продолжительности полёта. В том же году впервые применялся во время операции против курдов в восточной Турции.

Помимо Турции, байрактары успешно применялись в Сирии и Ливии, а также Нагорном Карабахе, где эти беспилотники обеспечили азербайджанской стороне господство в воздухе и тактическое превосходство.

Уже тогда обратило на себя внимание подробное медийное освещение боевого применения дронов, когда регулярные публикации видео с их встроенных камер демонстрировали уничтожение техники и военных объектов противника. Так байрактары стали не только военным оружием, но и ментальным.

Возможно, именно это сподвигло Украину в январе 2019 года закупить первые шесть Bayraktar TB2 и комплексы наземного управления, а в марте того же года приступить к их испытаниям и обучению операторов. Первоначальное отношение к новой технике было сдержанным, украинские военные аналитики обращали внимание на уязвимости и недостатки дрона, высказывались опасения, что закупленная партия в шесть беспилотников будет единственной и комплексы не будут поставлены на вооружение, однако после решающего вклада беспилотников в победу азербайджанской армии во Второй карабахской войне оценки экспертов стали одобрительными и официальные лица Украины выразили желание дополнительно закупить ещё 48 дронов и наладить их сборку на территории страны.

Кремлю, конечно, это не понравилось. Тем более, что, начиная с весны 2021 года Bayraktar TB2 были поставлены на боевое дежурство и осуществляли регулярные разведывательные полёты вдоль границ Крыма и Донбасса, а также мониторинг военных учений соседних государств вблизи границ Украины. 26 октября 2021 года Вооружённые силы Украины впервые осуществили боевое применение Bayraktar TB2 против позиций артиллерии самопровозглашенной ДНР.

В декабре 2021 стало известно, что реальные поставки Bayraktar TB2 украинским вооружённым силам могли быть заметно больше официально объявленных. Состоялся разговор Путина и Эрдогана, во время которого Путин указал на необходимость отказа Киева от силовых решений на Донбассе, в том числе и от применения ударных беспилотников.

Тем временем, пока военные эксперты весьма скептично отзывались о байрактарах, перечисляя их недостатки, это не помешало тому, что после вторжения России в Украину из первых целей российских военных стали места базирования украинских Bayraktar TB2.

Война «системы против системы»

В интервью Михаил Самусь – руководитель исследовательского центра New Geopolitics Research Network, сказал:

– Все твердят, что беспилотники обеспечили победу (в Нагорном Карабахе). Но на самом деле, это часть информационно-пропагандистского промоушена. Мы имеем дело с военной техникой, а ее надо продавать. К 2030 году ударные беспилотники будут занимать половину парка авиации Украины. У нас действительно внимательно относятся к опыту применения ударных беспилотников не только в Нагорном Карабахе, но и в целом. Но, как всегда, дело в нюансах. Армения надеялась на военно-техническую поддержку Кремля, но с точки зрения организации системы обороны использовались схемы и наработки 30-40 летней давности – традиционная противовоздушная оборона и применение пехоты.

Азербайджан действовал по-другому, использовав новейшие подходы в использовании ударно-разведывательных комплексов. Речь идет о передаче в режиме реального времени данных всех систем, которые передают информацию на пульты управления, а они передают информацию на средство поражения, которые за счет точности координат уничтожают противника. Идея объединить пульты управления и средства поражения в единую систему существовала давно, но технологически это было доступно только таким богатым странам, как США, которые применяют эту концепцию с 1990 годов. Сейчас, с быстрым развитием технологий, беспилотные системы стали более доступными.

И в Нагорном Карабахе была применена эта уникальная система систем. Разведывательные беспилотники показали себя очень эффективно и в роли сенсоров, и в роли систем поражения. Это стало одним из решающих факторов, которые позволили Азербайджану создать разведывательно-ударное пространство, где командующие, управляющие этим пространством, четко понимали место и манёвр каждого солдата. Это абсолютно другая реальность, когда командир видит пространство полностью – воздушное, наземное, электронное, интернет-пространство – в едином комплексе в реальном масштабе времени. Индивидуализация и использование каждого солдата – еще одна особенность новых подходов организации новых боевых действий. Раньше мобилизовать миллион человек считалось сильной стороной армии, на сейчас армянские вооруженные силы постоянно находились под контролем азербайджанских беспилотников. Без них у армянской стороны было бы больше жертв. С азербайджанской стороны был другой подход, когда каждый военнослужащий выполнял свою задачу. Самый эффективный способ – тактика малых групп. Это даже не отделение. Это малая группа, которая полностью ориентируется в информационном пространстве и самостоятельно решает задачи. Если в советской доктрине даже батальон не является самостоятельной единицей, то в условиях разведывательно-ударного поля каждый солдат приобретает особую самостоятельность через диффузию информационно-боевых систем.

Главный итог Нагорно-Карабахского конфликта в том, что впервые война превращается в противоборство «system of systems». Чем больше систем будут объединены в разведывательно-ударное пространство, тем больше систем будут объединены искусственным интеллектом. Когда простые алгоритмы отрабатываются искусственным интеллектом, а непосредственное решение о применении оружия принимаются человеком, простые маневры могут осуществляться в автоматическом режиме. Кто быстрее будет развивать подходы system of system, те и будут побеждать».

По данным, во время войны РФ против Украины с помощью «Байрактаров» удалось уничтожить около 180 единиц российской техники вблизи с. Пустовойтовка и с. Бышкинь Сумской области. Благодаря атаке «Байрактара» украинские военные смогли захватить и исследовать самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь». Также Байрактар уничтожил российскую реактивную систему залпового огня «Ураган».

Ответ Москвы не заставил себя долго ждать. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков дал понять, что «Байрактар» не способствует урегулированию ситуации на Донбассе»: «У нас действительно особые хорошие отношения с Турцией, но в данном случае, к сожалению, подтверждаются наши опасения о том, что поставки подобных видов вооружений украинским военным могут потенциально привести к дестабилизации ситуации на линии соприкосновения».

«Байрактары» в Центральной Азии: геополитика дронов

«Байрактар» на военном параде в столице Азербайджана − Баку, 8 декабря 2020г.

Если не брать в расчет будущие планы Кыргызстана, то в Центральной Азии «Байрактар» имеются только у Туркменистана. На параде, посвященном 30-летию независимости страны, туркменские власти показали два таких беспилотника. Впрочем, Туркменистан не является членом ОДКБ, и возможно потому, покупка этой страной «байрактаров» не вызвала такого резонанса, как задекларированные стремления Нур-Султана и Бишкека.

О намерении Кыргызстана купить у Турции «Байрактар» сообщал глава Государственного комитета национальной безопасности Камчыбек Ташиев: «Скоро из Турции привезут «Байрактар», в мире только у пяти стран есть такое вооружение, и мы станем одной из них». Впрочем, это не помешало Бишкеку купить беспилотные аппараты «Орлан-10» из России. Позже президент Садыр Жапаров заявил о выделении 100 млн долларов на обновление военной техники Кыргызстана. Также он отметил, что куплены беспилотники у России и Турции:

− Это не подготовка к конфликту, а подготовка к тому, чтобы сохранить безопасность нашей страны. Мы никогда за 30 лет ни разу не начинали конфликт с кем-либо, не захватывали чужие территории с оружием в руках. И впредь такого не будет. Но если будут попытки захватить наши территории, то ответ будет жестким.

Российское военное агентство «Интерфакс-АВН» 28 октября опубликовало комментарий генерал-лейтенанта в отставке Евгения Бужинского по поводу планов Кыргызстана. Бужинский предположил, что Кыргызстан покупает турецкие беспилотники после согласования этого вопроса с Россией, иначе будут нарушены все договоренности с ОДКБ.

В августе стало известно о попытках Кыргызстана выпустить систему беспилотных летательных аппаратов. Так, 12 августа тогдашний председатель кабинета министров Улукбек Марипов подписал постановление о создании открытого акционерного общества «Транснациональная корпорация «Шумкар». Власти уточняли, что корпорация создается в целях реализации инвестиционного проекта по производству систем беспилотных летательных аппаратов. Хотя сообщалось, что учредителем стал Фонд по управлению государственным имуществом, имена инвесторов остались неизвестны.

В отчет российские военные эксперты ожидаемо заговорили о том, что Турция уже открыто намеревается потеснить Россию и Китай на рынке вооружений в Центрально-Азиатском и Ближневосточном регионах, где Bayraktar TB2 превращаются из проводника мягкой силы Анкары в реальный инструмент геополитики и силового воздействия.

Фонд стратегической культуры пишет, что пантюркистская «геополитика дронов» будет одним из важных аргументов Анкары в деле укрепления созданного ею «Тюркского совета», объединяющего под эгидой Турции большинство мусульманских постсоветских стран. « Таджикистан получил официальное предложение о закупке турецких боевых БПЛА и «углублении сотрудничества» в военной сфере с Анкарой еще осенью. Соседний Кыргызстан, входящий в сферу интересов Турции как слагаемое в идеологии тюркского единства, вооружается военными беспилотниками из Турции с октября. В конце ноября стало известно, что вслед за Киргизией и Украиной начинает закупать турецкие беспилотники для своей армии и Казахстан. По информации агентства Anadolu, «Казспецэкспорт» от имени Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана подписал контракт на поставку БПЛА ANKA с аэрокосмической компанией Türk Havacılık ve Uzay Sanayi AŞ. При этом глава аэрокосмической компании Турции Темел Котил подчеркнул: «Поставки беспилотников ANKA в Казахстан вслед за Тунисом – очень важное достижение для нас. Отрадно, что рынок экспорта дронов растёт».

Далее издание пишет: «К сожалению, в отечественной медиасфере все еще подспудно существует некоторое пренебрежение к мягкой силе военного PR, зачастую воспринимаемому как разновидность рекламы, разбавляющей телепередачи. Дескать, реклама – это одно, а вот реальная работа оружия – это совсем другое! В лучшем случае пишут о примитивном устройстве «Байрактара», собранного чуть ли не из запчастей с AliExpress, и о том, что отечественные беспилотники типа «Охотника» значительно мощнее. Это не совсем подходящий аргумент и ракурс подачи информации. Для потенциального заказчика он может выглядеть чем-то вроде хвастовства – в духе того, что «русские беспилотники намного крупнее размером турецких». Выгода лёгких БПЛА в том, что они дёшевы благодаря в том числе размеру, малозаметны и их плохо «видит» ПВО. А если обнаружила, то и потерять такую «мелочь» не очень жалко. Если, разумеется, подобные потери не носят массовый характер.

Поэтому, давая свой ответ на вызов пантюркистской геополитики дронов, следует помнить, что пиар – это тоже оружие. Турки в Карабахе и прочих местах уже активно используют медийные наработки весьма позитивно относящегося к ним запрещённого в России ИГИЛ, который львиную долю своих операций выиграл фактически обычными видеороликами (пусть порой и очень кровавыми). Благодаря им многие противники исламистов, даже не успев опробовать «военное искусство» террористов на практике, уже на всякий случай разбегаются. С точки зрения реальной мягкой силы современная война выглядит так: одно орудие стреляет, а пять журналистов его снимают десятками камер. И с точки зрения максимального эффекта вовсе не обязательно, чтобы главная роль в этом принадлежала орудию…»

Российский военный обозреватель Александр Хроленко задается вопросом: зачем Казахстану турецкий троянский конь.

«Увлечение отдельных стран ОДКБ вооружением и стандартами НАТО формирует военно-техническую зависимость от вероятного противника и вредит коллективной безопасности», пишет он, давая понять, что «отдельным странам» нужно определиться.

«Стратегическая взаимозависимость стран ОДКБ предопределена историей и географией. К примеру, граница России и Казахстана – 7598 км – самая протяженная в мире, не считая США и Канады (с учетом Аляски). Вблизи границы с РК расположены 12 важнейших промышленных субъектов РФ, транссибирские магистрали, позиционные районы РВСН. Россия арендует у Казахстана космодром «Байконур» и ряд военных полигонов. Товарооборот двух стран в 2021 году достиг 24 млрд долларов. Между тем, недавние события в Казахстане показали, что центральноазиатское братство, как и славянское, стало мишенью Запада… Распыление бюджетных средств на многовекторную диверсификацию оружейных поставок и военное взаимодействие с недружественными ОДКБ странами НАТО объективно снизило боеготовность всех силовых структур, и это подтвердили январские погромы в Алматы.

Минобороны РК с сентября 2021 года активизировало реализацию национального проекта «Модернизация Вооруженных сил» на основе диверсификации поставок, «многовекторной» подготовки командных кадров, новых договоров со странами СНГ и дальнего зарубежья в области военного и военно-технического сотрудничества. При этом возрастала зависимость Казахстана от логистики, технологий и политической благосклонности стран Запада. Одновременное военное и военно-техническое сотрудничество с ОДКБ и НАТО – опасное для обороноспособности Казахстана противоречие».

В качестве «достойной альтернативы» он предлагает российские разведывательно-ударные беспилотники «Орион», «Вихрь-М» и «Альтиус», «не имеющие аналогов в мире».

«Беспилотные изделия Турции заметно отстают от лучших мировых образцов. Нецелесообразно использовать этих «троянских коней» в зоне коллективной безопасности, и в районах маневров ОДКБ, которые в 2022 году состоятся в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане», – предупреждает он.

Тем временем, Узбекистан начал выпуск собственных дронов Lochin.

Проект по выпуску беспилотников двойного — гражданского и военного — назначения впервые в Центральной Азии был разработан и запущен в Узбекистане, подчёркивается в сообщении.

У кого покупает оружие Казахстан

Как напоминает, и все же, все армии стран-членов ОДКБ и Узбекистана на 90% вооружены российскими системами. В первую очередь это авиация, бронетехника, стрелковое оружие, крупные артиллерийские системы, комплексы ПВО, да и личный состав готовят к эксплуатации именно этого однотипного оружия.

Не секрет, что оружие в страны ОДКБ Россия продает по льготным ценам, что тоже обуславливает практический интерес к российскому оружию, либо же оно передаётся в качестве помощи. Это касается и российских беспилотников, также поставляемых в армии стран ОДКБ, и с операторов, которые также проходят совместные учения. Поэтому закупки турецких беспилотников – это, скорее, геополитический маневр, чем реальная альтернатива.

 

Фото из открытых источников.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.